О тех кого никогда не было. Т

B8 № 1938. «Передавая чувства своего героя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как _______ (предложения 8, 9, 35-36) и _______ (предложения 17-18). Тропы _______ («червонно-золотых куполов», «разящее воспоминание»),_______ («воспоминание колыхнулось», «река горела») - усиливают образность текста».

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литоты
3) сравнительный оборот
4) метафоры
5) гипербола
6) эпитеты
7) парцелляция
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения


(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленнымbслежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

-(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь,- сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

-(29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (Зб)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон,- пропела Агния.- Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (ЗЭ)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон,- твердила своё Агния.

-(41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.- (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

-(44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, вжёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.

Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Метафора - скрытое сравнение, иносказание.

Ответ: 9,7,6,4

Скажите, как по-вашему: мог ли бы Пушкин, приступая к самой знаменитой из своих поэм, дать ее героине, Татьяне, скажем, фамилию Скотининой, а герою- Скалозуба или Молчалина?

О, конечно, нет! Такого романа в стихах - «Евгений Скалозуб» - не могло появиться на свет; а если бы он и был написан, то содержание его должно было бы стать совершенно не тем, какое мы видим у Пушкина. Светского льва Евгения Попсуйшапки так же не могло быть, как не мыслимы ни юный помещик поэт Владимир Пудель, ни «Клеопатра Москвы» - блестящая Нина Кособрюхова, ни шумные захолустные помещики Майский и Струйский на месте Панфила Харликова и Буянова.

Этого мало; даже внутри самой поэмы нельзя безнаказанно перебрасывать фамилии от героя к герою. Пушкин, с таким вниманием, так терпеливо и тщательно объяснявший читателям, почему именно он выбрал - должен был выбрать, не мог не выбрать! - для старшей сестры Лариной имя Татьяна, отлично понимал это. Он сам создал всех своих героев; казалось бы, - его герои; как кого хочет, так того назовет!

Но нет, эта свобода кажущаяся. Нельзя было ни Онегина назвать Буяновым, ни из Ленского сделать Петушкова. Немыслимо дать Тане фамилию Воровской, а великолепную светскую львицу, чудо петербургских гостиных, окрестить Ниной Лариной. Такая перестройка все изменила бы в облике действующих лиц, и, может быть, она повлияла бы на роман ничуть не меньше, чем попытка автора внезапно сделать Татьяну пухленькой блондинкой, а Ольге дать задумчивый взор и темные волосы.

Не поразительно ли это? В чем тут секрет? Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, как его фамилия, может играть в литературном произведении такую большую роль? Почему все строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми? Нет, тут скрыта какая-то тайна. Чтобы разгадать ее, полюбопытствуем для начала: а как дело с этим обстоит не в литературе, а в жизни? Такой ли вес, такое ли значение имеет человеческая фамилия и там?


Умерший не так давно писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и еще не успел

прославиться), его собственная фамилия. «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьез сетовал Андреев-что имя мое решительно ничего не выражает. Андреев! Что такое «Андреев»? Даже запомнить нельзя… «Л. Андреев» - вот так автор…»

Можно, хоть и не без труда понять, что огорчало будущую знаменитость. Ничего неблагозвучного или обидного в фамилии Андреев, конечно, нет. Но мы теперь уже знаем, что она собою представляет. Это фамилия-отчество, из числа самых обыкновенных, самых распространенных. На Руси всегда были тысячи и тысячи Андреевых, и еще большее число Ивановых, Петровых, Васильевых и т. п. Вот это-то и смущало молодого писателя. Он боялся затеряться среди множества тезок и полутезок: поди отличи Андреева от Андреянова, Андреянова от Андрейчука, Андрейчука от Андрюшина! Между тем ему казалось, что писатель по всему - и по облику, и по образу жизни, и по речи, и, между прочим, по фамилии! - должен выделяться из ряда вон; быть во всем непохожим на простых смертных, быть во всем особенным… Смешные претензии, но тогда они были свойственны многим.

По-иному негодовал живший в те же времена ретроградный литератор Василий Розанов, человек самолюбивый и вечно уязвленный в своем мелком самолюбии. «Удивительно противна мне моя фамилия, - как всегда, желчно и раздражительно писал он.-Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: „Немецкая булочная Розанова“. Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! Хуже моей фамилии только Каблуков. Я думаю, Брюсов (речь идет об известном поэте В. Брюсове.-Л. У.) постоянно радуется своей фамилии…»

Читаешь это и диву даешься. Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… Как же было не позавидовать Брюсову; ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… Но…

Вспомнишь эти смешные терзания, и волей-неволей придет на ум жалкий и противный персонаж из «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского, Григорий Видоплясов, лакей и поэт, дуралей и виршеплет.

Лакей Видоплясов писал стихи. Он собирался даже печатать их за счет доброго барина. Все было прекрасно, кроме той фамилии, которою его наградила судьба.

« -…Он - ко мне, - рассказывает его барин, - жалуется, просит, нельзя ли как-нибудь переменить его фамилию, и что он давно уж страдал от неблагозвучия…

- Необлагороженная фамилия-с,- ввернул Видоплясов.

Ну, да уж ты молчи, Григорий!» - сердито обрывает лакея барин, но тут же замечает, что коли и впрямь придется Видоплясову издать стихи, «то такая фамилия, пожалуй, и повредит».

«- Представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“… Ну что за фамилия Видоплясов?.. А все эти критики… Просмеют за одну только фамилию…»

Очень похоже на огорчения Андреева и Розанова: у тех ведь тоже фамилии были «необлагороженные». Но вот что удивительно: критики-то, оказывается, и на самом деле имели обыкновение «просмеивать» людей по таким неожиданным поводам.

Когда мы слышим слово «Гоголь», перед нами возникают тома замечательных книг, шум театральных представлений, бронза памятников… «Гоголь» - какая прекрасная, звучная фамилия! Каждый хотел бы ее носить.

А ведь было время, когда журналы пренебрежительно печатали: «Кто бы ни был автор, гоголь или кулик - все равно…» Тогда слово «гоголь» сохраняло еще свое исконное значение - «дикая утка», нырок, и даже хороший друг писателя Павел Нащокин сделал ему довольно оригинальный комплимент:

«Если вы и птица, Николай Васильевич, то - небесная!..»

Трудно себе представить, сколько пошленьких шуточек приходилось в свое время выслушивать самым прославленным нашим людям по поводу их фамилий. «Какие, однако, странные у теперешних писателей фамилии - ехидничал известный пошляк, лебезивший перед властями критик Буренин в начале 900-х годов,-то водку напоминают, то чихание…»

Он имел при этом в виду Максима Горького и А. П. Чехова (Сам Чехов относился к этому «вопросу» иронически. В. Тихонов пожаловался ему на свою, недостойную писателя, фамилию. Антон Павлович насмешливо посоветовал заменить ее более красивой и звучной, скажем - Беневоленский, типично поповской.

Известно, правда, и прямопротивоположное отношение к собственным фамилиям. «Я, - пишет в своей биографии Ч. Чаплин, - выучился в школе писать свою фамилию: „Чаплин“. Это слово меня пленяло; мне казалось - оно и впрямь похоже на меня…»).

Глупо? Конечно, глупо. Но даже и этот пример лишний раз подтверждает: человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. Видимо, их наличие играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. Случается, фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова; недаром авторы вечно «играли» ими в своих произведениях, радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, печалились, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях…

Тот же А. П. Чехов тщательно регистрирует в своих записях всевозможные причудливые и странные фамилии: Зикзаковский, Ослицын, Свинчутка, Дербалыгин… Он вслушивается, прикидывает - к какому из его будущих героев могла бы подойти та или другая из них.

«Провизор (Провизор - работник аптеки, фармацевт, в дореволюционном русском языке.) Проптер», - записывает он латинское слово «проптер», означающее по-русски «для», «вследствие». «Действующее лицо: „Соленый"». Тут еще не определилось, кем может быть такое лицо, но кем-то, безусловно, может…

Зато некий «Киш» сразу рисуется писателю как «вечный студент»;

зато «мадам Аромат» для него тоже ясна: пухлую, толстую, ее должны звать «Розалия Осиповна». И комическое сочетание «Розалии» с «ароматом», а обоих этих «душистых элементов» с обыкновеннейшим отчеством «Осиповна», до конца определяет облик женщины, которую так зовут…

Много лет спустя другой известный писатель, уже советский автор, Илья Ильф подбирает уморительные пары к чеховским находкам, занося в свою записную книжку и Бориса Абрамовича Годунова, председателя жилтоварищества (может быть, это внук Розалии Аромат?), и доктора Страусяна, и дантистку Медузу Горгонер, а то и просто неизвестных граждан - Шарикова и Подшипникова…

Николай Васильевич Гоголь также, как известно, заботливо записывал, выискивал в памяти, выспрашивал у друзей и знакомых нужные ему характерные фамилии. Помните; «Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек…» (Н. В. Гоголь. Пропавшая грамота..) Он тоже не зря, не по случайному капризу называл одного из своих героев Собакевичем, другого Плюшкиным, третьего Петром Петровичем Петухом или госпожой Коробочкой. Фамилии помогали ему дорисовывать образы людей.

Лев Толстой прибегал к особому приему: заимствуя фамилии действующих лиц из самой жизни, он только слегка изменял их звучание,-осторожно, немного, чтобы не нарушить связь между словом и типом человека. Так, фамилия Толстой превращалась у него в Ростов, Волконский - в Болконский, Куракин - в Курагин, Безбородко - в Безухов.

Ф. М. Достоевский, наоборот, смело изобретал прозвища, стараясь самим их звучанием выразить сущность персонажа, его душевные свойства. Иногда он шел по совсем неожиданному пути. Фамилия «Свидригайлов» звучит у него так, что внушает брезгливость, неприязнь, почти жуткое чувство к герою, и на самом деле зловещему и отвратительному. А ведь создана она из имени «Свидригайла» (Svitrigaila), великого князя литовского… Жалкий и несчастный маленький человечек носит фамилию «Голядкин»… Кажется, сами звуки этого дрябленького слова выражают ничтожность, нищету, бесконечную слабость… Между тем слово «Голядь» не имеет никакого отношения к нищете: это название одного из балтийских племен, живших в древности на территории нынешней Смоленской области и Белорусской Республики.

Т.А. Кушевич

Учимся на чужих ошибках.

11­й класс

Из журнала «Русский язык», №2, 2012 (приложение к «1 сентября») http://digital.1september.ru/


ТЕКСТ
(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.

(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.

(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.

(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.

(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»

(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»

(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!

(По Л.Успенскому)

СОЧИНЕНИЕ

ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО 1
Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог.

Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.

Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».

С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мнений общества и любит разносить слухи.

Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и ТяпкинЛяпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.

Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.

(282 слова)
АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО
(В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ КРИТЕРИЯМИ)
Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы




Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый в принципе верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы,

Однако, исходя из содержания работы, думается, необходимо внести некоторые уточнения (см. отредактированный текст)


1

К2

Комментарий к сформулированной проблеме

исходного текста


1

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но не совсем полно. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Однако есть некоторые недочеты.

1.Анализ структуры исходного текста является лишним, т.к. не соответствует поставленной задаче, не способствует ясному всестороннему освещению выбранной проблемы.

2. В комментарии нужно сказать о происхождении фамилий, отразить отношение к своим фамилиям выдающихся деятелей науки и искусства, т.к. этого требует дальнейший текст сочинения



К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет



1

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

по проблеме


Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись с его позицией. Приведено 3 аргумента: 2 – из художественной литературы и 1 из личных наблюдений (в последнем предложении текста).

2 аргумента из художественной литературы являются однотипными, поэтому можно было ограничиться примером из какого-либо одного произведения.

Аргумент, связанный с личным опытом учащегося, оформленный как вывод следует расширить, чтобы он стал полновесным аргументом.

Например, таким образом: «…каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его». Никому сейчас не придет в голову каламбурить по поводу фамилий известного русского адвоката Ф.Плевако или видного государственного деятеля царской России И.Н. Дурново . «Все в наших силах!»



3

II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста.

Допущена 1 логическая ошибка: в выводе содержится мысль, отсутствующая в основной части работы, – о том, что фамилия связана с историей рода, семьи человека


1

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

К10

Соблюдение речевых норм

Допущены 1 речевая ошибка и 1 речевой недочет.

1) Нарушена лексическая сочетаемость:

(…придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность).

2) В тексте много раз повторяется слово мнение (см.4 и последний абзац).

Необходимо использовать синонимы, например, точка зрения, представление


2

К11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют 1

1

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Допущена 1 фактическая ошибка: Главная черта [характера Ляпкина-Тяпкина] – небрежность . На самом деле в образе Ляпкина-Тяпкина Гоголь высмеивает недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям

0

Общее количество баллов за всю письменную работу

(К1–К12)


18

Читаешь это и диву даешься. Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… Как же было не позавидовать Брюсову; ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… Но…

Вспомнишь эти смешные терзания, и волей-неволей придет на ум жалкий и противный персонаж из «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского, Григорий Видоплясов, лакей и поэт, дуралей и виршеплет.

Лакей Видоплясов писал стихи. Он собирался даже печатать их за счет доброго барина. Все было прекрасно, кроме той фамилии, которою его наградила судьба.

« -…Он - ко мне, - рассказывает его барин, - жалуется, просит, нельзя ли как-нибудь переменить его фамилию, и что он давно уж страдал от неблагозвучия…

Необлагороженная фамилия-с,- ввернул Видоплясов.

Ну, да уж ты молчи, Григорий!» - сердито обрывает лакея барин, но тут же замечает, что коли и впрямь придется Видоплясову издать стихи, «то такая фамилия, пожалуй, и повредит».

«- Представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“… Ну что за фамилия Видоплясов? А все эти критики… Просмеют за одну только фамилию…»

Очень похоже на огорчения Андреева и Розанова: у тех ведь тоже фамилии были «необлагороженные». Но вот что удивительно: критики-то, оказывается, и на самом деле имели обыкновение «просмеивать» людей по таким неожиданным поводам.

Когда мы слышим слово «Гоголь», перед нами возникают тома замечательных книг, шум театральных представлений, бронза памятников… «Гоголь» - какая прекрасная, звучная фамилия! Каждый хотел бы ее носить.

А ведь было время, когда журналы пренебрежительно печатали: «Кто бы ни был автор, гоголь или кулик - все равно…» Тогда слово «гоголь» сохраняло еще свое исконное значение - «дикая утка», нырок, и даже хороший друг писателя Павел Нащокин сделал ему довольно оригинальный комплимент:

«Если вы и птица, Николай Васильевич, то - небесная! »

Трудно себе представить, сколько пошленьких шуточек приходилось в свое время выслушивать самым прославленным нашим людям по поводу их фамилий. «Какие, однако, странные у теперешних писателей фамилии - ехидничал известный пошляк, лебезивший перед властями критик Буренин в начале 900-х годов,-то водку напоминают, то чихание…»

Он имел при этом в виду Максима Горького и А. П. Чехова (Сам Чехов относился к этому «вопросу» иронически. В. Тихонов пожаловался ему на свою, недостойную писателя, фамилию. Антон Павлович насмешливо посоветовал заменить ее более красивой и звучной, скажем - Беневоленский, типично поповской.

Известно, правда, и прямопротивоположное отношение к собственным фамилиям. «Я, - пишет в своей биографии Ч. Чаплин, - выучился в школе писать свою фамилию: „Чаплин“. Это слово меня пленяло; мне казалось - оно и впрямь похоже на меня…»).

Глупо? Конечно, глупо. Но даже и этот пример лишний раз подтверждает: человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. Видимо, их наличие играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. Случается, фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова; недаром авторы вечно «играли» ими в своих произведениях, радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, печалились, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях…

ЕГЭ. Задание 24. Языковые средства выразительности. Тесты с ответами.

Просмотр содержимого документа
«otvety_k_testam»

1.Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".
Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".
Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".
Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.
Ответ: 2, 8, 3, 6

2. .Вопросительные предложения - «Но что может значить это определение?» «Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?»
Ряды однородных членов - «Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи...», «...он купался, летал, рвал цветы...»
Метафора - скрытое сравнение: «..."капсула" всего человечества». Автор сравнивает «пространство знаний», которое разработал вокруг себя человек (предложение 7) с капсулой.
Эпитет - образное определение «ЗАГАДОЧНЫЙ мир».
Ответ: 7, 3, 5, 9

3.«Не наблюдать, ...а жить» - контекстные антонимы (конструкция "не,...а" указывает на противопоставление).
«...свежий росточек таланта желтеет, сохнет» - развернутая метафора (помимо использования простой метафоры талант-росточек, в тексте свойства и действия таланта согласуются со свойствами и действиями ростка).
В предложениях 15-23 наблюдается вопросно-ответная форма изложения: автор задает себе вопрос и сам на него отвечает.
В предложениях 11, 13 - ряды однородных членов. В 11 - «товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей», в 13 - «выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал»».
Ответ: 1,5,7,9

4.На месте пропусков должны быть:
9) риторическое восклицание
3)лексический повтор
4)индивидуально-авторские слова
1)эпитет
Ответ: 9, 3, 4, 1

5. На месте пропусков должны быть:
6). сопоставление
4). ряды однородных членов
5). олицетворение
7). вводные слова и конструкции
Ответ: 6, 4, 5, 7

6. На месте пропусков должны быть:
1) сравнительный оборот
5) метафора
3) эпитет
9) восклицательные предложения
Ответ: 1, 5, 3, 9

7. Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 8, 17 автор задает вопрос, а в предложениях 9, 18 сам отвечает на него.
Ряды однородных членов - в 13-м предложении есть однородные подлежащие.
Антонимы - в 20-м предложении слова «почетно» и «непочетно» антонимы, слова «интересно» и «неинтересно» - тоже.
Общественно-политическая лексика - ей сопутствует определенная терминология, которая и встречается в тексте.
Ответ: 7, 6, 3, 8

8. Метафора - скрытое сравнение, в предложении 11 происходит скрытое сравнение учения со сладким плодом.
Лексический повтор - в предложении 6 наблюдается лексический повтор слова «личность».
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных дополнений «к людям, обществу, государству».
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 15 и 16 есть цитаты.
Ответ: 1,3,4,8

9. Вопросно-ответная форма изложения - в этом тексте в предложениях 27, 37, 38 автор задает сам себе вопросы, а в предложениях 28, 29, 39 сам отвечает на них.
Просторечное слово - в предложении 24 наблюдается слово «вранье», относящееся к просторечным словам.
Противопоставление - в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить».
В предложении 34 используется словосочетание «перепахавшая душу».
Ответ: 8,7,9,1

10.Диалог с читателем - в этом тексте в предложениях 20-23 автор задает читателю наводящие вопросы.
Синтаксический параллелизм - в предложениях 1, 6, 7, 11, 12 используются одинаковые синтаксические конструкции: односоставное предложение, состоящее из сказуемого, дополнения к нему и обстоятельства образа действия.
Книжная лексика - лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
Ответ: 8,1,3,7

11.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2 и 21 есть цитаты.
Индивидуально-авторское слово - в 13-м предложении слово «духоподъемно» придумано непосредственно автором этого текста.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 8 автор задает вопрос, а в предложении 9 сам отвечает на него.
Противопоставление - в предложениях 18, 19 наблюдаются противопоставления: «высокие» и «низкие», «добрые» и «дурные», «конечные» и «бесконечные».
Ответ: 6,7,8,9

12.Метафора - скрытое сравнение, в предложении 24 происходит скрытое сравнение света, излучаемого лампой, с некой жидкостью, так как по отношению к нему употреблен глагол «разбрызгивать».
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих «женщины, ... старики, старшеклассницы».
Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля. В предложении 39 признаком использования этой организации речи являются вводная конструкция «ну, тогда».
Ответ: 9,8,4,3

13. Инверсия - изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.
Риторический вопрос -вопрос, не требующий ответа. «Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?».
Сравнение - в предложении 7 правителя канцелярии сравнивается с орлом и Прометеем, а в 8-м предложении он же сравнивается с куропаткой.
Литота - преуменьшение свойств, качеств (в противоположность гиперболе). В предложении 9 конструкция «муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку» является литотой, так как является преуменьшением действительных размеров правителя канцелярии.
Ответ: 9,1,8,5

14.Просторечные слова - слова «выпендрёж» и «раскрутка».
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 8 язык сравнивается со стихией.
Контекстные антонимы - в предложении 7 контекстные антонимы - «обогащается-портится». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ряд однородных членов - предложение 17 осложнено однородными сказуемыми.
Ответ: 7,1,6,4

15.Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 8, 13, 14 формализация речи отождествляется болезни.
Ряд однородных членов - предложения 7, 14, 20 осложнены однородными членами.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. Предложения 21-23 являют собой риторические вопросы.
Ответ: 1,3,5,4

16. Олицетворение - в предложении 11 деревьям присвоено действие, характерное для живого существа.
Лексический повтор - в предложениях 12 и 11 наблюдается лексический повтор глагола «вспомниться».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряды однородных членов - в предложении 17 наблюдаются однородные определения, в предложении 18 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Ответ: 2,1,5,6

17. Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 1 и 2 Земля сравнивается с космическим кораблем.
Вводные слова и вставные конструкции - в предложениях 8, 13, 14 есть вводные конструкции: «по-моему», «К сожалению» и «с одной стороны, ..., с другой стороны».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 5,6,3,1

18.Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 17-20 жизнь сравнивается с кольцами на срезе дерева.
Ряд однородных членов - предложение 15 осложнено однородными сказуемыми.
Сравнительный оборот - оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 22 есть цитаты.
Ответ: 5, 4, 1, 6

19. Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 7 и 17 являются риторическими восклицаниями.
Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
Лексический повтор - в предложениях 18-19 наблюдается лексический повтор слов «честь и имя».
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,3,2,6

20.Лексический повтор - в предложении 13 наблюдается лексический повтор слова «потребляют».
Метонимия - способ художественного формообразования, который заключается в сближении, соотнесении и соединении образов по сходству содержания. В результате происходит воображаемое замещение одного значения другим (переименование), рождается новый образ, в котором, однако, сохраняются и легко узнаются черты исходных.
Контекстные антонимы - в предложении 7 контекстные антонимы - «потребительское-активное, живое, творческое». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 24 автор задает вопрос, а в предложениях 25, 26 сам отвечает на него.
Ответ: 2,6,5,7

21. Контекстные синонимы - в предложениях 1, 2 контекстные синонимы - «неброской, неяркой, скромной» и «ярких, выразительных». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 10 и 17 являются риторическими восклицаниями.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряды однородных членов - в предложении 3 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 18 наблюдается ряд однородных определений.
Ответ: 4, 9, 2, 8

22. Олицетворение - в предложении 42 шуму присвоено определение, характерное для человеческого существа.
Ряды однородных членов - в предложении 14 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 15 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Лексический повтор - в предложении 41 наблюдается лексический повтор краткого прилагательного «нежен».
Термин - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.
Ответ: 6, 2, 3, 4

23.Ряды однородных членов - в предложении 15 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 29 употребляются однородные дополнения.
Восклицательные предложения - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 13 и 20 являются восклицательными.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 17 и 22 есть цитаты.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 8,3,4,6

24. Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 4-6, 7-9, 10-11 есть цитаты.
Ряды однородных членов - в 13-м и 14-м предложениях есть ряды однородных членов.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 18, 23 автор задает вопрос, а в предложениях 19, 24 сам отвечает на него.
Ответ: 4,8,3,9

25.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 1 есть цитата.
Ряд однородных членов - в предложениях 4, 6, 8 наблюдаются ряды однородных членов.
Противопоставление - в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление мнения знанию.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 4,8,5,3

26.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 3 есть цитаты.
Контекстные синонимы - в предложениях 1, 2 контекстные синонимы - «детский классик Маршак - всемирно известный переводчик - замечательный педагог - воспитатель поэтов». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Ряд однородных членов - в предложении 3 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 13 наблюдается ряд однородных определений.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложение 38 является восклицательным.
Ответ: 4,3,8,5

27. Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 30 автор задает вопрос, а в предложениях 31-34 сам отвечает на него.
Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 14, 15, 16 начинаются со слова «вот».
Ряд однородных членов - в предложении 9 наблюдается ряд однородных сказуемых, в предложении 10 наблюдается ряд однородных обстоятельств.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 27 происходит скрытое сравнение души с источником света.
Ответ: 6,5,1,3

28.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 16, 17 и 18 есть цитаты.
Ряд однородных членов - в предложении 19 наблюдается ряд однородных дополнений, в предложении 20 наблюдается ряд однородных обстоятельств.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 23 автор задает вопрос, а в предложениях 24, 25 сам отвечает на него.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Ответ: 4,8,7,3

29.Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. «А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям?».
Вводные конструкции - в предложениях 11, 24 есть вводные конструкции: «правда» и «как можно видеть».
Противопоставление - в предложениях 1, 2 наблюдается противопоставление профессиям, которые обычно относят к романтическим, профессии ученого.
Разговорные слова - слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
Ответ: 3,5,7,2

30. Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 24, 25 начинаются со слова «это благо, если».
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 10 происходит скрытое сравнение имени с чем-то притягивающим, например, с магнитом.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Назывные предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. В предложениях 5-9 идет перечисление имен погибших.
Ответ: 1,2,6,4

31. Сравнение - в предложении 3 одиннадцатый класс сравнивается с песочными часами.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 20 используется словосочетание «улетаем за горизонты школьной программы».
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Восклицательные предложения - предложения, усиливающие эмоциональность высказывания.

Предложения 6 и 9 являются восклицательными.
Ответ: 1, 5, 2, 8

32."Жил тысячами тысяч листьев" - гипербола. В предложении 6 представлено олицетворение. В предложении 27 представлено противопоставление. Словосочетание "прекрасных ветвей" является эпитетом. Правильный ответ: 7, 3, 2, 8.
Ответ: 7, 3, 2, 8

33. Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 13 есть цитата.
Лексический повтор - в предложении 23 наблюдается лексический повтор слова «слово».
Ирония - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. «Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?».
Ответ: 2, 4, 3, 9

34.Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
Индивидуально-авторское слово - в 20-м предложении слово «недообразованность» придумано непосредственно автором этого текста.
Вопросительные предложения - предложения 15-18 кончаются на знак вопроса.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 23 ирония сравнивается с кислотой.
Ответ: 9, 6, 8, 1

35.На месте пропусков должны быть:
6) восклицательные предложения
3) развёрнутая метафора
5) цитирование
4) эпитет
Ответ: 6, 3, 5, 4

36.Вопросительные предложения - предложения 2 и 11 кончаются на знак вопроса.
Ряды однородных членов - в предложении 13 наблюдаются однородные подлежащие, в предложении 22 наблюдается ряд однородных сказуемых.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 13 происходит скрытое сравнение объема знаний с капсулой.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 7, 3, 5, 9

37.Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 11, 12, 14 начинаются со слов «мы узнали, что».
Гипербола - преувеличение. Зачастую опознается с помощью слов, употребляющихся в форме превосходной степени. Здесь на гиперболу уазывает местоимение «все».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Противопоставление - в предложении 10 наблюдается противопоставление «... мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет...».
Ответ: 1,5,6,3

38. Ряды однородных членов 1) автомашины, бронетранспортёры и танки. 2)гарью, запахом и вонью... с огурцами и капустой.
эпитет - образное определение - звериным, душным запахом
вводное слово - 5)Никого в помещении, казалось, не было...
олицетворение - признаки "живого у неживого" - книги... пережили
Ответ: 9, 1, 6, 4

39.Противопоставление - в предложениях 8 и 9 наблюдается противопоставление справедливости равенству.
Восклицательные предложения - предложения, усиливающие эмоциональность высказывания. Предложение 13 является восклицательным.
Ряд однородных членов - предложения 14, 15, 23 осложнены однородными членами.
Метафора - скрытое сравнение, в предложениях 6 и 7 происходит скрытое сравнение предрассудков с материальной субстанцией.
Ответ: 6,8,7,3

40.Противопоставление - в предложении 9 наблюдается противопоставление настроению осенней Балтики настроения штурмана.
Метафора - скрытое сравнение.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Ответ: 4, 5, 3, 8

41.Лексический повтор - в предложениях 1, 13, 31 наблюдается лексический повтор слов «нес», «восемь километров». В предложении 5 наблюдается лексический повтор слова «помню».
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Контекстные антонимы - в предложении 32 контекстные антонимы - «спас-предал». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 33 происходит скрытое сравнение переживаний с сердечным кровотечением.
Ответ: 9, 4, 1, 2

42.Противопоставление - в предложениях 4, 5 наблюдается противопоставление материальных благ духовному содержанию.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 14 автор задает вопрос, а в предложении 15 сам отвечает на него.
Ряд однородных членов - в предложении 1 наблюдается ряд однородных дополнений, в предложении 20 - ряд однородных определений.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 10 используется словосочетание «духовное око».
Ответ: 7,5,2,6

43. Контекстные синонимы - в предложениях 21, 28 контекстные синонимы - «атмосферу, обстановку» и «столкновения, конфликта». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Антонимы - в 28-м предложении слова «общественный» и «личный» антонимы.
Противопоставление - в предложениях 20-25 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить».
Ряды однородных членов - в предложении 9 наблюдаются однородные обстоятельства, в предложении 14 употребляются однородные сказуемые.
Ответ: 8, 2, 6, 7

44. Олицетворение - в предложении 26 буквам присвоено действие, характерное для живого существа.
Термин - специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
Вводные слова - в предложениях 8, 9 есть вводные слова: «во-первых», «во вторых» и «в-третьих».
Контекстные антонимы - в предложении 16 контекстные антонимы - «примитивной-современной». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ответ: 5,1,9,6

45.Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 2, 3 автор задает вопрос, а в предложении 4 сам отвечает на него.
Ряд однородных членов - в предложении 11 наблюдаются однородные определения, в предложении 28 наблюдается ряд однородных сказуемых.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 23-27 общество сравнивается с организмом.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Ответ: 6, 9, 8, 2

46.Разговорные слова - слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложение 40 является восклицательным.
Контекстные антонимы - в предложениях 8, 9 контекстные антонимы - «умом-сердцем». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Сравнение - в предложении 33 сравнение выражается словом «словно».
Ответ: 4,6,3,1

47.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. Предложения 9-13 являются цитатой.
Ряды однородных членов - в предложении 8 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 27 употребляются однородные определения.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. Предложения 27, 28 являют собой риторические вопросы.
Контекстные антонимы - в предложении 15 контекстные антонимы - «дружба-насмешка, эпиграмма». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ответ: 9,5,1,2

48.На месте пропусков должно быть:
1 развернутая метафора - злокачественная болезнь нашей речи (в 8 предложении), окаянный и зловредный недуг речи (в 13 предложении), чужеродные, губительные клетки - постылые штампы (в 14 предложении); 5 - использованы эпитеты); 7, 9.
Ответ: 1, 5, 7, 9

49.Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,7,6,4

50.Ряды однородных членов - в предложении 22 наблюдаются однородные дополнения.
Лексический повтор - в предложении 17 наблюдается лексический повтор слова «разные».
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2, 3, 8, 9 есть цитаты.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 22 литературе приписываются действия, совершающиеся обычно человеком.
Ответ: 1, 3, 5, 7

51.Вопросительные предложения - предложения 14, 15 кончаются на знак вопроса.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 10 есть метафора «оружие, способное чувствительно ранить».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 18-21 есть цитаты.
Ответ: 8,4,9,6

52. Лексический повтор - в предложениях 21-22 наблюдается лексический повтор слова «хотелось», в предложениях 28-40 - лексический повтор слов «по Толстому», «Толстой», «Наполеон».
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 11 реквием, придуманный автором, сравнивается с траурным шлейфом.
Фразеологизм - устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 10 и 27 являются восклицательными.
Ответ: 6, 2, 4, 1

53.Обособленные определения и обстоятельства - в этом тексте постоянно встречаются причастные обороты, стоящие после определяемого слова (предложения 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 20, 21), а также деепричастные обороты и уточнения (предложения 3, 7, 12, 13, 19, 20, 21, 22).
Ряды однородных членов - в предложении 20 наблюдается ряд однородных обстоятельств и ряд однородных сказуемых, в предложении 21 наблюдается ряд однородных определений и сказуемых.
Обращение - обособленная интонационно и грамматически часть предложения, служащиая для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. На французском хозяин обращается к гостям «ma chère» или «mon cher», к официанту - на русском - «Митенька».
Эпитеты - образное, художественное определение предмета, действия.