Каким представлен народ в мертвых душах. Сочинение

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.

Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел - нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй, я тебе дам девчонку,- говорит Коробочка Чичикову,- она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы».

В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделённого богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степана в его опасной работе.

В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма. Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушёл в бурлаки.

Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения. В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.

Великий писатель-реалист, Гоголь образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные коробочки, ноздрёвы и собакевичи, не мудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона.

Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательном умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.

Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с её стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России «птице-тройке», олицетворяющей сущность национального русского характера.

Народ в поэме Гоголя «Мертвые души»

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.
Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел - нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй, я тебе дам девчонку,- говорит Коробочка Чичикову,- она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы».
В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделённого богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степана в его опасной работе.
В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма. Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушёл в бурлаки.
Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения. ‘В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.
Великий писатель-реалист, Гоголь образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».
В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные коробочки, ноздрёвы и собакевичи, не мудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона.
Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательном умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.
Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с её стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России «птице-тройке», олицетворяющей сущность национального русского характера.

(347 слов) Главное место в произведении Николая Васильевича Гоголя отведено теме народа. В период жизни автора Россией управляли помещики и чиновники, на которых походили герои произведения «Мёртвые души». Поэтому писатель изобразил безрадостные сцены выживания крепостных крестьян. Дворяне-землевладельцы беспощадно пользуются их трудом, порой относясь к ним, как к рабам: покупают и продают подобно своему имуществу, иногда отделяя от семьи.

Наблюдая за аферой главного героя поэмы, Чичикова, сразу становится ясно, в каком печальном состоянии прибывает русское крестьянство. Усадьбы помещиков сменяются одна за другой, но общая картина печального состояния крепостного крестьянства одна и та же: низкий уровень жизни, ужасающий процент умирающих, запущенные стадии болезней, постоянное отсутствие еды и всепоглощающая нищета. Кто-то, подобно Манилову, просто не заботится о состоянии людей, пуская их жизнь на самотек. Кто-то, подобно Собакевичу, держит их в жесткой узде, сколачивая капитал. Кто-то, подобно Коробочке, держит все в образцовом порядке, но не понимает нужд и чаяний крестьянина, используя его только в качестве рабочего скота. Кто-то вроде Ноздрева бездумно кутит и в одночасье проматывает все результаты крестьянского труда. А кто-то вроде Плюшкина доводит верных слуг до голодной смерти своей жадностью.

Однако в душе у крепостного народа есть жажда свободы. Когда неволя становится непосильной ношей, они сбегают от своих «рабовладельцев». Только вот, бегство редко заканчивается освобождением. Николай Васильевич раскрывает типичную жизнь беглого человека: без работы, без паспорта, в большинстве случаев – в тюрьме. Хотя Попов, который работал дворовым у Плюшкина, выбрал тюрьму вместо труда у своего хозяина, такой выбор можно охарактеризовать, как метание между двух зол, из которых выбирают меньшее.

Страна под правлением грубых и безжалостных господ порождала необразованных дядю Миняя и дворовую Пелагею, не разбиравшуюся, с какой стороны находится право, с какой — лево. Однако перед нами открывается и могущество русского человека, ущемленное, но не растерзанное крепостничеством. Оно всё в таких людях, как отважный Степан Пробка, одаренный Михеев, и просто в работящем и энергичном русском народе, который не унывает при любых, даже самых сложных ситуациях.

В изображении феодально-крепостнической Руси Николай Васильевич Гоголь раскрыл Россию не только, как помещичье-чиновничью, но и народную страну, с её одаренным и сильным населением. Он показал свою уверенность в светлом будущем родины, если ее опора – крестьянство – встанет с колен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ народа в поэме "Мертвые души". Поэма "Мертвые душив творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки. Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их мир описан очень образно.

На мой взгляд, он разделяется на несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и характеризующий его мирок крестьян.

Сами крестьяне не описаны, но мы можем судить о них по их жилищам. У Манилова, например, "темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы".

У Коробочки были уже другие избы, "которые хотя были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей". Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления - мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть - "плохо скроенными, да крепко сшитыми". Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми, обветшалыми, практически ненужными. Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый - это сильно отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка.

Также на страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного - так называемого "центральногомира крестьян, представленного в конкретных ситуациях. Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира "живых".

С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов главных героев. После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне - собственность помещика, умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с жизненными принципами мещанина.

Следующие напоминания о данном мире показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как "мир живых", ушедших из "мира мертвых". Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира.

В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь "с бойкой и необгонимой тройкой", несущейся вперед. В продолжение всего повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно униженными помещиками, чиновниками, служащими. Описание данного мира начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность.

Но, с другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы. Следующие колоритные представители "центральногомира, показанные в поэме, - два мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию, но их речь все-таки хромает.

Самым красочным персонажем среди крестьян, на мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил "претолстое бревно Е подобно неутомимому муравью, к себе в избу". Он выражает собой всю размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его устами "метко сказанное русское слово". Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является рассуждение о судьбе Руси.

Сравнивая ее "необъятные просторыс неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду: "Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?

И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! - Русь!"

Задание С5 ЕГЭ по литературе:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

К русскому народу у Николая Васильевича Гоголя было отношение весьма неоднозначное, и это прослеживается в поэме «Мёртвые души».

С одной стороны, «живыми» — нравственно и духовно – в произведении можно считать только крестьян. Внутренне мертвы помещики: рисует статические, практически не развивающиеся образы. Манилов предаётся бесплодным мечтаниям – а единственная книга в его кабинете уже который год открыта на одной и той же странице. Коробочка погрязла в хозяйственных заботах. «Дубинноголовая» — таким эпитетом наделяется эта ограниченная женщина. Ноздрёв обладает взбалмошным нравом, который лишь на время скрывает от читателя его нравственное убожество. Собакевич – «человек-кулак», начисто лишённый духовных потребностей. Скупость Плюшкина достигает карикатурных размеров – это уже даже не человек, а «прореха на человечестве».

Нравственно мертвы и чиновники, образы которых Гоголь рисует сатирически. Это крючкотворы и бюрократы, потерявшие человеческий облик.

Вряд ли надежды классика на лучшее будущее государства были связаны с образом центрального героя – Чичикова. Он умеет зарабатывать деньги, однако чужд какого бы то ни было нравственного начала.

«Мёртвым душам»: помещикам, чиновникам, буржуа – писатель противопоставляет русский народ. Это умные и работящие люди. Вспомним эпизод, когда Чичиков перечитывает списки купленных им умерших крестьян. Парадокс: мужиков уже нет на свете, а жизни в их характеристиках гораздо больше, чем в описаниях помещиков или чиновников.

Если об умерших крепостных Гоголь говорит с восхищением, то в изображении живых крестьян чувствуются юмористические нотки. В качестве примера можно привести сцену, когда дядя Митяй и дядя Миняй безуспешно пытаются вытащить бричку Чичикова на дорогу.

С русским народом, по мысли Гоголя, связано будущее России. Однако писатель далёк от идеализации крестьян. Это простые труженики, на которых держится государство. Но труженики подневольные, крепостные. В них заложен огромный духовный потенциал. И в то же время нельзя не замечать их невежества, необразованности, а иногда – и рабской покорности. Крепостная девочка Пелагея не умеет отличать правую сторону от левой. До крайности забиты дворовые слуги Плюшкина Прошка и Мавра.

В финале поэмы Гоголь создаёт символический образ Руси-тройки, который, на мой взгляд, раскрывает противоречивое отношение писателя к народу. Кони мчатся вдаль: Русь, «вся вдохновенная Богом», несётся в неведомое будущее. А в бричке-то Чичиков – обманщик, делец. Есть над чем задуматься… «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа»…

Лариса Александрова ©