Хореографическая лечебная гимнастика. Парень с дцп из шымкента освоил танцы на коляске и стал чемпионом

На инклюзивный фестиваль «Одухотворение», который пройдет 29 августа в саду «Эрмитаж», собираются разные артисты. Не только те, кто выступят в красивых костюмах на сцене. Но и начинающие, которые только готовятся к своим первым премьерам и хотят увидеть, как танцуют опытные артисты с физическими особенностями. Новичкам в инклюзивном танце фестиваль даст и образцы для подражания, и вдохновение, и уверенность в своих силах.

На фестиваль обязательно придут участники детско-родительской инклюзивной студии «Танцуем всей семьей» центра социокультурной анимации «Одухотворение». Они только учатся танцевать и старательно знакомятся с опытом других артистов. В новом учебном году студия покажет зрителям свой первый танец, который репетирует уже несколько месяцев. Конечно, выступить с результатом своего труда очень важно. Но не менее важны еженедельные тренировки. Танцуя вместе, родители и их дети с ДЦП и другими особенностями учатся многому, не только свободе движения.

« У нас универсальная хореография, с движениями, которые адаптированы для детей с разными особенностями, будь то ДЦП, синдром Дауна или что-то еще, – рассказывает педагог студии Елена Михайлина. – Мы ставим свой первый танец с участием примерно двадцати человек, каждый ребенок танцует вместе с мамой, или с бабушкой, или с папой. Конечно, родители сначала стеснялись участвовать. Но потом поняли нашу задумку – они бережно поддерживают своего ребенка в танце и при этом дают ему максимальную свободу движения, на которую он способен. Такое правильное отношение переносится и на обычную жизнь».

Мамы, папы и бабушки, которые приходят танцевать с детьми, уже не переживают из-за неточно выполненных движений. Смотрят на себя в зеркало репетиционного зала, как заправские танцоры. И стараются добиться результата. И становятся примером для своих деток. И лучше понимают их особенности. «Через взаимодействие в танце родители начинают по-другому относиться к своим детям. Исчезает обреченность, что, мол, у ребенка из-за инвалидности не будет полноценной жизни. Мы видим, что если заниматься и работать над собой, можно двигаться и танцевать, несмотря на физические или ментальные ограничения», – отмечает Елена Михайлина.

После репетиций у детей заметно расширяются возможности в повседневной жизни. Прыжок или ходьба на носочках – эти привычные движения не всегда легко даются тем, у кого спастика ног или другие особенности. Но веселые занятия под музыку и с добрым педагогом, вместе с другими детьми и с родителями порой помогают не хуже медицины. Недавно мама одной девочки поделилась радостью: после занятий ее дочь стала лучше управлять телом и теперь сама поднимается по лестнице, а раньше у нее не получалось. Так что инклюзивный танец – это про достижения не только в искусстве, но и в жизни.

27-летний парень с ДЦП на собственном примере показал, как добиться успехов в любимом деле. Ермек Калымбетов из Шымкента стал чемпионом Казахстана по спортивно-бальным танцам на колясках, в копилке его достижений и участие в мировом турнире. Как он преодолевает трудности, выполняет трюки на коляске, парень поделился с .

В детстве Ермек мечтал стать эстрадным певцом. Но проблемы со здоровьем давали о себе знать. Парень начал заниматься спортом.

"Я хотел укрепить свои тело и дух. В 2009 году начал заниматься гонками на колясках, участвовал в соревнованиях в Казахстане, брал первые-вторые места. В 2012 году у меня был первый зарубежный опыт - я поехал в Дубай на турнир, но места никакого не получил, так как пришел последним. Это меня сильно расстроило. Я стал думать, чем бы мне заняться еще, в чем можно преуспеть. Мне посоветовали пойти на спортивно-бальные танцы, где можно танцевать на колясках. И с 2016 года я занимаюсь этим профессионально", - рассказал парень.

Ермек признался, что первое время ему было тяжело - тело не слушалось, он не попадал в ритм и такт. Парень начал сомневаться, что когда-нибудь научится танцевать. Но упорство и ежедневные репетиции сделали свое дело.

"Меня воодушевило участие в чемпионате Азии по фристайлу, который проходил в Тайбэе. Я там взял первое место. Этот турнир дал мне путевку на чемпионат мира в Бельгии. Мне удалось занять пятое место. Я мечтаю когда-нибудь занять первое место на чемпионате мира, хочу увидеть флаг и услышать гимн нашей страны".

Помимо танцев, Ермек работает в реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями. Там он организовывает развлекательные мероприятия, отвечает за культурный досуг.

В свободное время парень увлекается акробатикой. Так, однажды в зале он взобрался по канату в инвалидном кресле. Сейчас у Ермека новая цель - взобраться по канату до самого потолка.

Одной из форм групповых занятий лечебной гимнастикой является хореографическая гимнастика, предложенная О. А. Стерник в 1970 г. Ее несомненным достоинством является высокое положительное эмоциональное напряжение, появляющееся у детей, желание научиться танцевать так или почти так, как и здоровые дети, удовольствие, получаемое в процессе обучения. Примерные типы хореографической гимнастики.
1. Упражнения для освоения осанки, исходной для каждого танца. Исходное положение у стойки, перед зеркалом, рука обхватывает рейку стойки, четыре пальца сверху, большой охватывает ее снизу, ноги слегка расставлены, стопы опираются полностью, голова в среднем положении. Ребенок должен, удерживаясь руками за стойку, откинуть туловище назад, удерживая при этом голову в среднем положении, не запрокидывая ее назад. Методист корригирует положение головы.
Интенсивно прогибается позвоночник, ноги не должны сгибаться в коленных суставах.
Коррекция правильного положения туловища и таза происходит с помощью точечного массажа.
2. Разучивание элементов танца «вприсядку».
Удерживаясь руками за стойку в том же положении, ребенок должен присесть, затем выпрямиться. Это упражнение может быть очень сложным для освоения в тех случаях, когда имеет место недостаточность мышц разгибателей бедер и больших отводящих мышц бедер. Их неравномерная слабость обусловливает перекос таза.
Методист корригирует движения, указывая ребенку на то, какие мышцы надо напрягать.
3. Элементы испанского танца: а) из того же исходного положения ребенок, стоя на одной ноге, медленно поднимает вторую, прогибая спину и удерживаясь в этом положении 30-60 с; б) из того же исходного положения - подскоки на двух ногах сразу. Целью этого упражнения являются подскоки на носках. Дети с церебральными параличами с трудом, даже при поддержке рук, выполняют подскоки. Часто они заменяют это движение толчкообразными движениями таза без отрыва ног от пола. Методист должен обучить ребенка с помощью пассивно-активного метода соответствующих схем движения; в) исходное положение то же, что и в пункте б)- обучение подскокам на одной ноге. Элементы испанского и русского танца.
4. Ребенок стоит боком у стойки, удерживаясь за нее одной рукой, ноги слегка расставлены. Противоположная рука упирается в бок. Задачей упражнения является максимальное разгибание позвоночника; из того же исходного положения, что и в пункте 3, а, при разгибании позвоночника ребенок должен под музыку делать шаг на месте. Методист следит за положением таза и позвоночника, корригируя его точечным массажем.
5. Ребенок стоит у стойки, держась за нее двумя руками, ноги широко расставлены. Методист следит за тем, чтобы разведение ног было равным с обеих сторон.
Задача упражнения - прыжки на месте, с разведением и сведением ног.
6. Элементы русского и испанского танца: а) исходное положение стоя боком у стойки, ноги слегка расставлены, одна рука опирается на стойку, другая разогнута в плечевом суставе и в локтевом суставе. Ребенок держит в пальцах платок. Задача упражнения - отклоняясь в сторону, проделывать помахивающие движения платком. Разворот плеч должен быть равномерным, без компенсаторных движений туловища и таза; б) исходное положение то же, что и в пункте а. Вторая рука разогнута и вытянута вперед, кисть и предплечье - в положении пронации. Под определенный ритм производится супинация - пронация предплечья, кисти и разогнутых пальцев при различных положениях головы.
Туловище все время удерживается прямо.
7. Ребенок стоит спиной, к стойке, держась за нее отведенными назад руками. Голова в среднем положении, ноги слегка расставлены.
Задачей является вис тела на вытянутых руках с удержанием головы в правильном положении.
8. Элементы испанского и узбекского танца:
а) исходное положение боком к стойке, аналогичное занимаемому при упражнении 10. Методист отрабатывает щелчок I-II пальцами вытянутой руки, рука разогнута во всех суставах, при разных положениях головы;
б) исходное положение то же, что и в пункте а, свободная рука упирается в бок. Задача - приседание под определенный ритм, со сменой темпа приседания;
в) исходное положение то же, что и в пункте а. Задача - приседание с максимальным отведением таза назад, гиперлордозированием;
г) исходное положение то же, что и в пункте а. Ребенок полностью стоит на одной стопе, нагружая пятку. Вторая нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, носок стопы по возможности оттянут вниз.
Упражнение совершается на счет: «раз», «два», «три»; на счет «три» - нога опускается и приставляется к опорной. Затем повторяется то же упражнение с опорой на вторую ногу;
д) исходное положение то же, что и в пункте а. Под счет: «раз», «два», «три»; «раз», «два», «три» ребенок топает одной ногой, затем второй.
9. Несколько детей (3-4) стоят боком к стойке, слегка расставив ноги, удерживаясь одной рукой за стойку, положив свободную руку на плечо впереди стоящего. Под счет «раз», «два» производится шаг на месте, затем подскоки на одной, затем на второй ноге.
10. Исходное положение то же, что и в пункте 3; опорная нога стоит на полной стопе, вторая нога согнута в тазобедренном, коленном суставах под углом 90°. Под счет: «раз», «два» дети разгибают на 15-20° ногу в коленном суставе, удерживая ее на 30-60 с в этом положении. Затем угол изменяется и нога снова фиксируется в принятом положении.
Таким образом отрабатываются в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, тренируется подвижность, активная моторика, возможность переключения с одного движения на другое (рис. 42).

Музыкальный аккомпанемент является в этом плане важным терапевтическим средством, способствующим двигательной активности.
После отработки отдельных элементов танца следует переходить к обучению танцам с учетом возможностей ребенка: дети, которые могут стоять, но для которых еще трудно передвигаться, обучаются танцам стоя, с преимущественными движениями рук (индийские танцы), затем танцам, при которых может иметь место медленная, плавная ходьба., опять-таки с максимальным использованием движений рук и т. д.
Обучению танцам не должны препятствовать имеющиеся деформации, выраженные нарушения осанки. В процессе работы они постепенно корригируются.

Критерии эффективности восстановительной терапии расстройств моторики

Критерием эффективности восстановительной терапии расстройств моторики служит переход от одного уровня двигательного развития к другому (хороший результат) или улучшение возможности движения в пределах того же уровня, какой был у ребенка до начала лечения (удовлетворительный результат).
Выделяют следующие уровни развития моторики, независимо от возраста ребенка.
1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка, наличие (или патологическая активность) тонических рефлексов, отсутствие развития установочных рефлексов, произвольной моторики.
2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов, а также тонических (шейных и лабиринтного), которые ребенок начинает преодолевать. Начало развития основных установочных рефлексов; ребенок начинает сидеть (с поддержкой или без нее), сохраняет приданную позу сидя, но не стоит и не удерживает позу стоя с поддержкой.
3. Наблюдаются только остаточные тонические рефлексы: установочные рефлексы распространяются на верхние конечности и туловище. Появляется ручная умелость. Удерживает приданную позу сидя и стоя, но торсии туловища еще нет или она недостаточна. Продолжается развитие ручной умелости, начинает рисовать, овладевать первыми элементами письма. Шаговые движения неправильны. Тугоподвижность в суставах нижних конечностей. Остается остаточное влияние тонических рефлексов на мышцы нижних конечностей, формируются контрактуры в них.
4. Развиты установочные рефлексы, ходит с поддержкой или сам, при патологической установке нижних конечностей, наличии контрактур и деформаций (на полусогнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах или при явлении переразгибания в коленных суставах при эквиноварусной и вальгусной установке стоп), ручная умелость неполноценная в связи с пронационно-сгибательной установкой предплечья, кистей и пальцев, но ребенок преодолевает ее, хотя и с трудом - пишет, лепит, рисует.
5. Сидит и ходит самостоятельно или с палочкой, при умеренно выраженных контрактурах или при отсутствии таковых, пишет, рисует без патологических установок в руках, но движения неловки, замедленны.
6. Ходит самостоятельно, без поддержки, походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.
При оценке постепенного развития функции мышц, участвующих в работах, указанных в табл. 4, не рассматриваются мышцы, осуществляющие фиксацию положения тела, необходимые для выполнения данных работ, постуральные рефлексы.
Между тем освоение ребенком этих положений является столь же трудной, сколько и необходимой задачей, освоение которой в процессе работы происходит значительно быстрее и успешнее, чем на занятиях лечебной физкультурой.

Заключение

Работа по восстановлению двигательных функций ребенка, страдающего детским церебральным параличом, чрезвычайно сложна, должна проводиться систематически в течение ряда лет.
Она требует большого терпения и выносливости и от маленького больного и от того, кто с ним работает. Несомненно, что наибольшая эффективность достигается, если с ребенком работает опытный методист лечебной физкультуры. Однако, с одной стороны, далеко не всегда методисты лечебной физкультуры, работающие в обычных стационарах неврологического, ортопедического, педиатрического профиля, знакомы с рассматриваемым разделом работы, с другой - методисты не могут уделять ребенку столько времени, сколько нужно для полноценной восстановительной работы - 30-40 мин в день.
И, наконец, 75-80% детей не могут ежегодно получать санаторное лечение или лечение в одном из стационаров. Поэтому в семье, где растет ребенок, больной детским церебральным параличом, должен быть человек, в той или иной степени знакомый с лечебной физкультурой и массажем.
Предлагаемая книга поможет овладеть необходимыми в этом плане знаниями и помочь ребенку.
Основным условием эффективности лечебной физкультуры является работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания.

АСТАНА, 29 апр — Sputnik, Сергей Ким. Армангуль ходит на костылях, и это дается ей с трудом. Потому что почти вся нагрузка на руки, а руки слушаются не всегда хорошо. Вот уже 21 год она борется со своим телом каждый день − это настоящий изматывающий труд. Но вот Армангуль садится в коляску, а делает она это из принципа только здесь, в небольшом зале на мансардном этаже одного из алматинских коммерческих зданий. На улице и дома все-таки предпочитает тяжелые для передвижения костыли: по ее словам, чтобы не дать телу привыкнуть к сидячему положению.

© Sputnik / Сергей Ким

А в коляске она танцует. Паратанцами Армангуль занимается два года.

"В 2016 году я сюда пришла, в конце осени. Раньше у меня такой мысли не было, что я буду танцевать. Просто хотелось побольше друзей, расширить круг общения. Потом потихоньку начала заниматься. И вскоре начала видеть результат", — рассказывает она.

Небольшая разминка под музыку. Видно, что легкие для иных движения, она делает максимально сконцентрировавшись. Но делает! Изменения произошли не в первый день занятий, и даже не через месяц. Чтобы лучше понимать, что приходится преодолевать Армангуль: только через полгода ежедневных занятий она смогла поправить воротник, чего у нее никогда не получалось - руки просто не поднимались выше плеч.

"Вдруг подумала: "Дай-ка попробую, вдруг смогу…". Я была в шоке - получилось впервые за, грубо говоря, 20 лет!" - смеется Армангуль. До того воротник ей поправляли друзья и родственники - по просьбе.

© Sputnik / Сергей Ким

Но за смехом этой жизнерадостной девушки — годы растерянности и даже апатии.

"Однажды сестра отвезла меня в Китай. Там врачи сказали, что я на всю жизнь инвалид, что мне не надо ничего делать. Поэтому я два-три года вообще ничем не занималась. После этой новости я была шокирована, потому что всю жизнь мечтала что-то изменить, и это была не только моя мечта, но и мечта моего папы", — продолжает моя собеседница.

Дакен Туребекова, тренер девушки, на занятиях старается быть строгой. При этом трудно не заметить: взгляд ее выдает какую-то особую, сдержанную заботу спортивного наставника.

Вообще-то, говорит наставница Туребекова, история неуверенной девушки, впервые переступившей порог танцевальной студии, похожа на чудо - если не знать, сколько сил и времени для достижения самого незаметного, на первый взгляд, результата, они вкладывают в любимое дело.

© Sputnik / Сергей Ким

"Когда Армангуль пришла, она в коляску села не сразу: "Я колеса никогда не крутила!". Она просто сидела и не могла до колес дотянуться. Я сказала: "Извини, дорогая! Хочешь? Давай делать!". Даже дотянуться до одного колеса — для этого у нас сколько времени ушло! Где-то месяц она приходила и сидела на табурете, на других смотрела, сравнивала и говорила: "Они делают, но я же не могу! У меня совсем другой диагноз!". Но я однажды сказала: "Да, у тебя самый тяжелый диагноз. Но если ты захочешь - все будет!" — рассказывает Туребекова.

Тренеру пришлось прочитать гору литературы о ДЦП, чтобы понять, с чем имеет дело. Сейчас, кажется, ее навыкам могут учиться и некоторые врачи. Она просит подопечную поднять руку вверх. Рука зависает на полпути, но Туребекова начинает постукивать по ладони пальцами - снизу. Рука продолжает движение. Еще серия постукиваний - новый отрезок пройден.

© Sputnik / Сергей Ким

"Я даю сигнал ее мозгу", — объясняет свои действия женщина.

Сейчас Армангуль вспоминает с улыбкой о том, что было причиной слез в совсем недавнем прошлом.

"Я видела результаты других ребят, которые хотят в себе что-то изменить, жить полноценной жизнью, и усиленно, много тренировалась. Потом у меня были боли по ночам. Был период, когда думала, что ничего не получится. Плакала. Но я все равно приходила. Потому что все меня здесь полюбили, и я тоже полюбила всех. Физически тело меняется очень сильно. Раньше, порой, чтобы сделать шаг, я должна была сначала упасть, затем подняться, и дальше гулять. Сейчас я могу совершенно свободно гулять, вообще не падаю, я этим горжусь. Не опаздываю на пешеходном переходе - раньше всегда не успевала: разные водители есть, могли послать куда подальше", — рассказывает она.

1 / 5

© Sputnik / Сергей Ким

Вообще-то Армангуль пришла в эту танцевальную студию по приглашению тренера - та написала в соцсетях. Но это, скорее, было осторожное предложение с испытательным сроком. Сейчас Дакен Туребекова может раскрыть все карты.

"Прошел месяц. Я думала - она уйдет. Многие так делают. Почему я сразу не начинаю работать в полную силу? Многие приходят, ты начинаешь в него душу вкладывать, через неделю-другую человек просто отворачивается и уходит - не настроен бороться. А мне было интересно: она одну неделю ходит, вторую ходит, третью… месяц ходит! И в один прекрасный день она говорит: "Можно с вами поговорить? Только вы честно скажите: "У меня что-нибудь получится?". Я говорю: "А ты сама как думаешь?". Она отвечает: "Я не верю, все сказали, что ничего не получится". Обнялись, поплакали. Это мы сейчас так легко вспоминаем…", - добавляет тренер по паратанцам.

Дакен Туребекова - один из главных тренеров страны по этому виду спорта.

© Sputnik / Сергей Ким

Напоследок спрашиваю Армангуль, есть ли у нее достижения в любимом деле.

"Главное мое достижение - я танцую", — отвечает она на мой неосторожный, даже неуместный вопрос.

Двадцать девятое апреля — международный день танца.