Граттаж техника выполнения. Рисование в технике «Граттаж

Мастер-класс по не традиционной технике рисованию. Метод "Граттаж"

Шарыпова Анна Александровна, воспитатель 5 группы МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №96 «Умничка»

Мастер - класс предназначен для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»
Задачи:
Учить детей рисовать с помощью трафарета.
Воспитать аккуратность в ходе выполнения работы.
Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.
Развивать речь и мышление
Цель:
Познакомить воспитанников с одним из видов графики - граттажем

Название работы: "Бабочки"
Зачитываем стих Г. Ряскина

На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.

Материал:
Альбомный лист
Восковые цветные карандаши
Черная гуашь
Свеча
Жидкое мыло
Заточенная палочка или стержень пасты
Кисть
Трафарет

Ход работы:

Раскрасить лист бумаги цветными восковыми карандашами. Карандаш должен покрыть лист плотным слоем.


Затем рисунок натираем свечой без пропусков.


Покрываем рисунок черной гуашью. P.S гуашь лучше перемешать с жидким мылом для более равномерного нанесения краски. Полученной смесью покрыть лист при помощи кисти.


Дать краске немного подсохнуть.


Пока рисунок подсыхает делаем с детьми пальчиковую гимнастику. (Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей.")
1."Зайчики"
(Поставить все пальцы одной руки на стол)
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять...
(пересчитать заек)

Будем лапками стучать
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или в разнобой)

Постучали, постучали
И стали. Сели отдыхать.
(Согнуть пальцы в кулак)

2."Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний палец, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("бабочка машет крыльями") - сначала одной, затем другой рукой.
Рисунок подсох можно продолжать. Берем заточенную палочку или использованный стержень (в моем случае). Процарапываем рисунок (или обводим по трафарету).



По желанию можно не только обвести контур, но и "раскрасить" стержнем сам рисунок.

Елена Самонкина

Мастер – класс «Рисунки - цап-царапки свечой (воском)»

«Я о граттаже расскажу вам.

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой

Рисуешь целый мир чудес».

Я расскажу об интересной технике рисования "граффито» или ГРАТТАЖ! Эта техника интересна и доступна и детям и взрослым любого возраста.

Граттаж - необычная техника рисования, в переводе с французского языка означает скрести, царапать - это выполнение рисунка острым инструментом, процарапывание бумаги или картона, залитых тушью по воску. Поэтому граттаж ласково называют «Цап-царапки»!

Материал для работы: лист бумаги или картона, кисть (губка, свеча, масляные карандаши, тушь (гуашь, баночка с водой, мыло (мыльный раствор, острые предметы для процарапывания, салфетка, газета.

Классический граттаж (черно – белый): лист бумаги натираем воском (свечой). Затем кистью или губкой наносим на поверхность тушь (гуашь).

Тушь (гуашь) с трудом пристает к жирной поверхности. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности есть одна хитрость - её смешивают с мылом (мыльным раствором).

Когда тушь высохнет, острым предметом - палочкой, зубочисткой - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Стол необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с поверхности картона, в результате появляется белый слой. Получается эффектное черно-белое изображение.

Можно закрасить альбомный лист не свечой, а яичным желтком (основа). Рисунок получится очень ярким.

Цветной граттаж - его можно нарисовать с помощью восковых или масляных карандашей, и тогда свеча не нужна.

1 Этап: лист бумаги (картона) закрашиваем масляными карандашами, восковыми мелками. (можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью, но тогда сверху рисунок необходимо натереть свечой).

2 Этап: добавляем в черную тушь (гуашь) жидкое мыло или шампунь и этой смесью кистью покрываем закрашенный лист, даем высохнуть. Закрасить краской надо так, чтоб карандаш не просвечивал. Можно дать краске высохнуть и закрасить еще раз.

3 Этап: самое интересное - когда чёрный цвет высохнет, можно нарисовать контуры – карандашом или перевести через копирку. Потом берем зубочистку (палочку, стек, спицу, вилку) и процарапываем рисунок по туши. На черном фоне образуется рисунок из тонких цветных штрихов.


Рисование необычными материалами (в данном случае свечой) доставляет много радости и развивает творческие способности детей.


Рисунки детей:



Я уверена, что у вас все получится. Если вы попробуете, то на одном рисунке не остановитесь.



Желаю приятных минут творчества вам и вашим детям!

Тема : «Сказка»

Цель : Ознакомить детей с новой техникой рисования.

Применение : работа рассчитана на детей подготовительной к школе группы, для воспитателей.

Оборудование : кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка.

Процесс выполнения работы:

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

По белой стороне картона натираем восковую свечку (а не парафиновую - эффекта не будет), так, чтобы не осталась проблесков бумаги.

Потом кистью (я брала из щетины) наносим чёрную гуашь. Она будет расползаться, поэтому следует её наносить без пробелов.

Даём высохнуть

Выбираем любую сказку, картинку, персонаж сказочный (я взяла картинку из сказки «Репка»).

Начинаете царапать стеком сверху вниз, чтобы рука меньше касалась нарисованного; тоненькими линиями, которые потом прорисовываются чётче. Я начала с солнышка, потом - репка.

Потом приступила к процарапыванию деда.

Остатки от процарапленного воска либо стряхиваются, либо аккуратно (без нажатия) сметаются тряпочкой.

Готовую картину вставляем в фоторамку, т.к. при любом касании острым предметом (ногтём, например) картина может видоизмениться.

А вот картина - ребус (моё творение). На этой картине (формат А3), выполненной в технике граттаж, изображено 10 героев и предметов из разных сказок. А Вы догадались какие это сказки??? (фото 11).

Рисование на черном фоне пошагово

Мастер-класс Графическая композиция «Деревенька».

Мастер-класс для детей 9-12 лет, педагогов, родителей.

Автор: Кохан Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества", город Вилючинск
Назначение: создание графической композиции, для украшения интерьера или подарка.
Цель: знакомство с приемом рисования белыми гелевыми ручками на черном картоне.
Задачи:
научить выполнять пейзаж белыми гелевыми ручками на черном картоне;
совершенствовать навыки работы в технике графика;
развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира;
развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать творческие способности, фантазию и воображение.
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
воспитывать патриотизм;
воспитывать аккуратность и кропотливость в работе.

Материалы:

лист черного картона формата А4 для брошюрования с тиснением «кожа» (продается в полиграфических салонах и больших магазинах канцелярских товаров), белая гелевая ручка, простой карандаш 2Н-4Н (мягкий).

Этапы работы.


Перед началом работы следует помнить, что пользоваться ластиком при выполнении данной композиции не рекомендуется, все линии должны быть максимально тонкими, еле заметными, а их количество минимальным.
1. Расположить лист картона по горизонтали. Простым карандашом провести через середину листа горизонтальную линию, похожую на большую волну. Это будущий холм.


2. Над центральной частью холма нарисовать крышу домика, похожую на толстую букву «Л» широко расставившую «ноги».


3. Из под крыши провести вертикальные лини стен. Справа, чуть выше первого холма, провести линию второго холма. На нем наметить два домика стоящих рядом. С левой стороны листа, чуть ниже центрального холма, провести еще одну линию через весь лист изображающую холм. Над ним намечаем дом чуть крупнее предыдущих. С левой стороны от дома проводим тонкую вертикальную линию намечая ствол елки.


4. Слева от центрального домика намечаем две вертикальные линии разного размера. В верхней части каждой проводим круг или овал намечающий область кроны деревьев. С правой стороны от двух домиков намечаем стволы елочек. Необходимо следить за соблюдением пропорций. На правом краю листа наметить ствол и крону большого дерева, находящегося на одном холме с большим домиком. Над правым и левым нижними углами, наметить холмики переднего плана. В верхней части листа, чуть левее центра, наметить небольшой круг – луны. За домами провести плавно изгибающуюся линию заднего плана.


5. Над линией заднего плана проводим волнистую линию обозначающую лес на заднем плане. Над холмами переднего плана несколькими дугообразными линиями намечаем кусты. Оцениваем гармоничность композиции. На моей потребовалось наметить еще одну елочку слева от большого домика, чуть ниже первой. А так же тропинку от одного холма к другому.


6. Начинаем работу белыми гелевыми ручками. Работать следует без нажима на ручку, тогда линии будут получаться более белыми. Аккуратно обводим крышу центрального домика.


7. И заливаем ее белым цветом, получается крыша покрытая снегом.


8. С правой стороны крыши проводим два небольших штриха, а над ними маленькое белое пятно снега. Получается труба. На линиях стен рисуем срезы бревен – небольшие круги со спиралью в центре. Кругов должно быть 4-5 с каждой стороны.


9. На стене домика рисуем небольшое окошко прямоугольной формы.Вокруг и внутри окна прорисовываем раму.


10 Горизонтальными линиями намечаем бревна в нижней части домика. Для придания работе большей живости линии могут быть сплошными и прерывистыми.


11. Из трубы проводим легкие волнистые линии дыма, не более 2-3. Линии должны быть разной длинны и идти вертикально. Под домом проводим одну-две линии холма. Линии должны быть живыми соединяться, расходиться.


12. От холма провести две линии ствола дерева. В верхней части кроны линии должны соединиться.


13. По стволу проводим еще одну-две вертикальные линии показывающие структуру коры дерева.


14. От ствола в разные стороны проводим большие ветви по три с каждой стороны. Каждая ветвь должна заканчиваться на лини круга-кроны. У ствола линия ветви должна быть чуть толще.


15. От каждой большой ветви проводим маленькие ветви, каждая из которых должна доходить до лини круга-кроны.


16. Чем больше их будет, тем более густая крона получится у дерева.


17. Аналогичным образом выполняем второе дерево.


18. От среднего холма проводим одной, двумя линиями соседний холм. Выполняем домики на заднем плане, начиная с крыши.


19. Справа от домиков заднего плана выполняем ель. Она должна быть выше домика. В верхней части ели делаем небольшой штрих – это макушка ели. От макушки несколькими штрихами разной длинны выполняем первый ярус ветвей ели. Получается своеобразная «юбочка» плотно прилегающая к стволу в верхней части и расширяющаяся к низу.


20. Второй ряд ветвей выполняется аналогично, только верхняя и нижняя части «юбочки» становятся чуть шире. Важно чтобы между «юбочками» оставался небольшой зазор черного цвета. Продолжать опускать ярусы ветвей аналогичным образом опускаясь до линии холма. С левой стороны ветви ели вплотную прижимаются к домику.


21. С права выполняем большое дерево переднего плана. Проводим ствол двумя линиями, соединяющимися в верхней части. Несколькими линиями намечаем кору на стволе.


22. Верхнюю часть ствола доводим до края круга-кроны. По сторонам от ствола располагаем по 4 больших ветви. Основания больших ветвей усиливаем.


23. От каждой большой ветви отводим маленькие веточки, каждая из которых заканчивается на круге-кроны. Маленькие веточки могут пересекаться между собой.


24. Аналогичным образом у основания дерева выполняем пару кустиков.


25. Слева выполняем большой домик.


26. Проводим линии холма. Слева от большого домика выполняем высокую ель. Слева от высокой ели выполняем еще одну ель меньшей высоты.


27. Проводим линию дальнего плана без нажима. Над ней проводим линию леса. Мелкими штрихами намечаем стволы. Около домов рисуем небольшие кустики. Выполняем кусты переднего плана справа. А так же холмы одной-двумя линиями.


28. В небе прорисовываем луну, усиливая линию, для большей яркости. Дорабатываем кусты переднего плана слева. Легкими линиями намечаем дорожку между холмами.

Мастер-класс Кольбиной Марины о рисовании в технике граттаж .

Граттаж или граттография (от фр. Gratter - скрести, царапать) — графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Основой служит бумага или картон, залитый тушью.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Что примечательно, вроде бы многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

Рисование в технике граттаж

Для рисунка берется лист очень плотной бумаги, лучше картона. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой. Чаще лист бумаги или картона произвольно окрашивают, особенно это предпочтительнее для новичков. Более опытные художники выполняют предварительный рисунок на бумаге, переводят его на на картон, затем раскрашивают в нужные цвета. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа. Это легко проверить на свет - нет ли пропусков.

Следующий этап после затирки — нанесение черной краски. Это может быть черная тушь, гуашь или черный акрил. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную водичку. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.


Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Следующий этап — это повторное накладывание того же рисунка, только теперь на черный просохший фон. Нужно обвести рисунок шариковой ручкой. В процессе работы изображение будет передавлено на мягкую восковую поверхность. Убираем листик с обведенным рисунком. В результате на черном фоне появится проступившее изображение. Все должно совпасть и по цвету, и по рисунку. Теперь осталось доцарапать, доскоблить или подправить, нанести еще штрихи, где это нужно. Если же необходимости в предварительном рисунке изначально не было, то можно процарапывать сразу по просохшему черному фону то, что хочется, что задумывалось. Главное, определить, какие части рисунка должны остаться черного цвета.

Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, скальпель или маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей. Поскольку вся процедура довольно грязная, следует застелить стол газетами, закатать рукава, подложить листик бумаги под ту руку, которой вы процарапываете. Периодически аккуратно ссыпайте соскобленный воск на газетку.

Картина в технике граттаж готова, можно вставлять в рамочку и вешать на стену.

Спасибо Марине за мастер-класс, теперь у вас точно получится рисунок в этой интересной технике -граттографии.

И еще картины в технике граттаж, которые рекомендует Марина, посмотрите:

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Монотипия «Закат на море». Мастер-класс для дошкольников
Мастер-класс по изобразительной деятельности для дошкольного возраста. Монотипия «Закат на море» А...

Картина "Барашки" в технике граттаж
Мастер-класс Пермяковой Татьяны Евгеньевны, преподавателя в МОУ ДОД "ДХШ" города Качканар, - карти...

Как нарисовать петуха и других домашних животных
Еще небольшая подборка пошаговых уроков по рисованию домашних животных из моих детских запасов. Нашл...