Дорожная карта по ремонту объектов культурного наследия. Принесет ли пользу «Дорожная карта» по реставрации объектов культурного наследия

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 6 февраля 2003 года N 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Краевой закон).

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе и в культурной сфере.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регулируются также Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


В соответствии с абзацем четвертым статьи 25 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статьей 50 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.


В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" одним из вопросов местного значения является сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории поселения или городского округа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

На основании вышеизложенного постановляю:

1. Утвердить:

1.1. План мероприятий ("дорожная карта") "Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Сочи, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, благоустройству и контролю за санитарным состоянием мест воинских захоронений" (2014 - 2018 гг.) (приложение N 1).

1.2. Список первоочередных объектов, подлежащих ремонтным работам в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Сочи, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (2014 - 2018 гг.) (приложение N 2).

2. Отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Сочи обеспечить исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Сочи, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (2014 - 2018 гг.) в установленные сроки в установленном действующим законодательством порядке.

3. Управлению информационных ресурсов администрации города Сочи (Змихновский) разместить настоящее Постановление на официальном сайте администрации города Сочи в сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы города Сочи И.В. Романец.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава города Сочи А.Н.ПАХОМОВ


Приложение N 1 к Постановлению администрации города Сочи от 12.02.2015 N 412


МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДЕ СОЧИ, ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, БЛАГОУСТРОЙСТВУ И КОНТРОЛЮ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ МЕСТ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ" (2014 - 2018 ГГ.)


Основные мероприятия

Результат

Ответственный исполнитель

Сроки исполнения

1. Разработка проектов зон охраны объектов историко-культурного наследия муниципального образования город-курорт Сочи. Утверждение в уполномоченном органе Краснодарского края. Формирование перечня утвержденных зон охраны объектов историко-культурного наследия муниципального образования город-курорт Сочи

Перечень зон охраны объектов культурного наследия муниципального образования город-курорт Сочи

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи;

управление культуры администрации города Сочи

По мере открытия лимитов бюджетных обязательств. Первоочередность определить для объектов историко-культурного наследия военной тематики периода 1941 - 1945 гг. с учетом формирования границ земельных участков

2. Составление перечня объектов культурного наследия и учета их в составе муниципального имущества города Сочи

Внесение дополнения в список муниципальной собственности

Администрации районов города Сочи; департамент имущественных отношений администрации города Сочи (в части внесения изменений в реестр объектов муниципальной собственности на основании сведений, представленных управлением культуры администрации города Сочи)

По мере введения в реестр муниципальной собственности

3. Внесение изменений в Генеральный план города Сочи, в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в части отображения зон охраны объектов культурного наследия города Сочи

Акты выполненных работ

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи

По мере открытия лимитов бюджетных обязательств

4. Осуществление закупок товаров, работ, услуг, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности города Сочи

Акты выполненных работ

Администрации районов города Сочи

В течение всего периода, по мере необходимости

5. Организация работы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории города Сочи

Круглогодичный план благоустройства и проведения ремонтных работ. Доклады отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Сочи

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Сочи; администрации районов города Сочи; физические лица

В течение всего периода

6. Осуществление контроля за содержанием и благоустройством мест захоронения (ограждение, обустройство дорог и подъездных путей, уборка мусора)

Круглогодичный план благоустройства

Администрации районов города Сочи; департамент городского хозяйства администрации города Сочи

В течение всего периода

Локальные мероприятия:

ремонтные работы Завокзального мемориала "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг." по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Севастопольская, Завокзальное (закрытое) кладбище

Разработка проекта ремонтных работ, экспертиза проекта, проведение комплекса ремонтных работ на объектах историко-культурного наследия тематики Великой Отечественной войны в соответствии со списком объектов, подлежащих ремонтным работам (приложение N 2)

Акты выполненных работ

Департамент строительства администрации города Сочи; департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи

В течение всего периода, по мере открытия лимитов бюджетных обязательств


Начальник управления культуры администрации города Сочи Р.Г.БАРСЕГЯН


Приложение N 2 к Постановлению администрации города Сочи от 12.02.2015 N 412


ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕМОНТНЫМ РАБОТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТОЙ") "РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДЕ СОЧИ, ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ"


Центральный район города Сочи

Наименование

Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы

Центральный район, ул. Севастопольская

Братская могила 79 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы

Центральный район, ул. Дагомысская, 45, кладбище

Братская могила 45 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы

Что еще раскопают в Москве в 2017 году и как это спасти

Константин Михайлов

После археологическо-благоустроительного блицкрига «Моей улицы» в марте 2017 года, когда открытиям, по московскому обыкновению, разной степени тяжести, самое время представить себе и читателям, что будет происходить на московских улицах и площадях в ближайшие месяцы.

В любом романе, где фигурируют закопанные в землю сокровища, обязательно присутствует их тайная карта, за которой охотятся действующие лица. Московский археологический роман не исключение. Мы тоже поохотились – и обрели. Причем отнюдь не в пещере, с факелом наперевес и мушкетным дулом у виска, а в кабинете Главного археолога Москвы Леонида Кондрашева . Времена меняются.


ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР

Сразу оговоримся, что карта ценных археологических объектов, которые, скорее всего, будут затронуты продолжением благоустроительных работ по программе «Моя улица» 2017 года, является не официальным, а рабочим документом. Впрочем, на картах капитана Флинта тоже не было печатей, а к сокровищам они приводили.

Публикуемый нами план, к сожалению, приходится считать заодно дорожной картой археологических угроз 2017 года, поскольку открытия в Москве XXI века делаются экскаваторами. На нем обозначены зоны благоустройства, а в них – археологические объекты, т.е. места практически неизбежных открытий.

Основным поражающим фактором «Моей улицы» является, конечно, не расширение тротуаров и плитка, а траншеи для коммуникаций и их узлы -«колодцы».


Поскольку снесенные в ХХ веке древности залегают на весьма небольшой глубине, повреждение их рабочими и строительной техникой практически неизбежно. При отсутствии, конечно, должного за ними контроля.

Конечно, подготовка к сезону-2017 была фундаментальнее, чем к предыдущему. Траншеи были по возможности отодвинуты от предполагаемых мест археологических памятников. «Стрелка», под эгидой которой разрабатывался проект благоустройства, была снабжена археологами подробными инструкциями, картами и схемами. Были выполнены, как требует закон, разделы проектной документации, обеспечивающие сохранность археологического наследия при хозяйственных работах. Разделы прошли, как требует закон, государственную историко-культурную экспертизу.


Однако на Новой площади, как все видели, без повреждений не обошлось.



Причин этому может быть несколько. Рабочие теоретически могут отклониться на местности от проекта, геоподосновы первой трети ХХ века могут не вполне соответствовать реальности, и подземные остатки оказываются не совсем там, где их ожидали увидеть проектанты и эксперты. В некоторых местах, как это ни странно звучит, трассы коммуникационных траншей проложены так, что они никак не могут обойти древности.

Но главной причиной угроз археологическому наследию, по нашему мнению, является тот простой факт, что при стремительном благоустройстве древнейших улиц Москвы археолог не руководит процессом, не имеет при необходимости дать команду «Стоп, машина!», потребовать изменить проект, провести траншею на метр левее или правее. Он может вести наблюдение, фиксировать и упрашивать строительных и прочих городских начальников приостановиться и не слишком усердствовать.


Но поскольку у «Моей улицы» свои приоритеты, четкий план, жесткий график – машина движется дальше, проутюживая древности не хуже танка. Все это мы , и в марте 2017-го на Новой площади. Что же надо сделать, чтобы не увидеть этого по всем прочим адресам?

ЛЕГЕНДА АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

Но сначала – собственно об адресах*.

Китайгородская крепость

На Старой площади, площади Варварских ворот, в Китайгородском проезде, Москворецкой набережной, куда вскоре дойдет «Моя улица», она неизбежно встретится с продолжением Китайгородской стены башнями . Если Многогранная башня, оказавшаяся во владениях президентской администрации, по-видимому, вне опасности, то башня Варварских ворот (ее цокольная часть видна в подземном переходе у метро «Китай-город») - в зоне риска.



Подземный массив башни размерами 16х18 метров уходит вглубь от поверхности площади на 6-8 метров; под землей сохранился нижний ярус со сводами. Кстати, в этой башне, согласно легенде, часто ночевал Василий Блаженный. Мемориальный, можно сказать, памятник.

В Китайгородском проезде, сразу за восстановленным в 1972 году участком крепостной стены, залегают под землей нижние части сразу двух башен крепости – снесенных в 1958 году Космодемьянских ворот и Угловой Москворецкой , а также прясла стены между ними.


Угол Китайского (ныне Китайгородского) проезда и Москворецкой набережной на фотографии первой трети ХХ века. В центре - Угловая Москворецкая башня Китай-города. Левее нее к Кремлю уходит вдоль набережной крепостная стена. Справа - Космодемьянская башня с заложенной воротной аркой

Космодемьянская башня, некогда выпускавшая за пределы крепости Великую улицу московского Посада, выступает из линии стены в сторону проезда более чем на 10 метров. Так что земляные работы неизбежно ее вскроют. Подземная часть Угловой Москворецкой башни размером 18х18 метров на углу проезда и набережной оказалась ныне на проезжей части, и до нее, скорее всего, не доберутся.

А вдоль всей Москворецкой набережной тянется под землей основание Китайгородской стены шестиметровой толщины. Примерно в середине набережной стена имела полукруглую ложную башню-«захаб» . Все это реставрировано в 1920-е годы и снесено в 1950-е. А в 2010-е имеет шанс показаться на поверхности.


Наконец, у выхода к набережной Москворецкой улицы, примерно напротив лестницы, ведущей на Москворецкий мост, стояли исчезнувшие еще в последней трети XVIII века Москворецкие ворота Китай-города . Нынешнему поколению москвичей они известны разве что по картине Аполлинария Васнецова. Это была могучая (23,5х9 метров) башня с двумя воротными проездами. Есть все основания полагать, что и ее нижняя часть сохраняется под землей на глубину до 5 метров.


В заключение этой части нужно сказать, что повреждение подземных частей крепости Китай-города экскаваторами или отбойными молотками – не просто досадное происшествие, а уголовное преступление, предусмотренное 243 статьей УК РФ. Потому что «Подземные конструкции и остатки укреплений Китай-города» - официально охраняемый государством объект культурного наследия федерального значения (поставлен на госохрану Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года).


Из материалов к разделу проекта по сохранению археологических объектов вокруг Зарядья

Великий посад

На Москворецкой улице (нынешний проезд между Москворецким мостом и Зарядьем) работами могут быть затронуты также остатки часовни Всемилостивого Спаса у Москворецких ворот , окончательно снесенной в 1960-е годы. Но еще интереснее, что в территорию благоустройства попадают старинные кварталы по обе стороны этой фактически исчезнувшей улицы, погибшие в 1930-1960-е гг. Здесь благоустроителям и археологам могут встретиться основания Мытного двора (XVII-XVIII вв.), Тиунской избы (XVII в.), Нижних Торговых рядов XVIII-XIX вв.


Москворецкая улица у выхода на Москворецкую набережную. Справа виден верх часовни Всемилостивого Спаса, слева - храм Николы Москворецкого. За часовней - Нижние Торговые ряды, за которыми прячется Мытный двор.

Не менее интересные находки ожидаются в районе пересечения Варварки с Рыбным переулком. Трасса средневековой улицы менялась, и под нынешней проезжей частью и тротуарами оказались остатки построек Гостиного двора и Ростовского подворья первой трети XVII века.

Наконец, на легендарном Варварском крестце (пересечение Варварки с Юшковым и Псковским переулками) под землей могут таиться остатки целого комплекса средневековых построек: церквей Иоанна Предтечи на Пяти улицах , Воскресения в Булгакове , Прилуцкого подворья , Булгаковской богадельни .


Белый город в Москве. Реконструкция М.П. Кудрявцева. На переднем плане - угол нынешних Соймоновского проезда и Пречистенской набережной

Крепость Белого города

Остатки другой средневековой крепости Москвы – Белого города – как и в 2016 году, вновь могут быть вскрыты благоустроителями. Поскольку в этом году «Моя улица» утюжит внешнюю сторону бульваров, ожидается, что затронуты работами могут только прясло крепостной стены на Хохловской площади и зоны двух башен – Пречистенских ворот на одноименной площади и Всехсвятской на Пречистенской набережной. Однако поскольку вся Пречистенская набережная попала в зону благоустройства - стена Белого города может быть вскрыта и здесь.

Храмы и монастыри

Благоустройство Лубянского проезда способно принести богатый урожай: здесь ожидается явление миру Гребневской церкви XVI-XVII вв. на углу Лубянской площади,


храма Спаса Преображения в Глинищах (1776-1802 гг.),


некрополя сохранившегося храма Георгия в Лучниках.

Наступление «Моей улицы» на север вдоль Большой Лубянки – Сретенки неизбежно встретится с храмом Введения в Псковичах на Большой Лубянке (XVI-XVIII вв., пустырь на углу с Кузнецким мостом),


Никольской церковью, трапезной и колокольней Сретенского монастыря (XVI-XVII вв.), сильно заступавшими за нынешнюю красную линию улицы,


храмом Спаса Преображения в Пушкарях XVII-XVIII вв. (Сретенка, 20),


некрополями сохранившихся храмов Успения в Печатниках и Троицы в Листах.

Тверская улица в Земляном городе и 1-я Тверская-Ямская, попавшие в программу благоустройства этого года, обещают встречу с остатками храмов Благовещения на Тверской XVII-XVIII вв. (Тверская, 25)


и Василия Неокесарийского на 1-й Тверской-Ямской (1816-1886 гг.), на углу Васильевской улицы.


На Пречистенской набережной в зону благоустройства попадают места храмов Похвалы Богородицы в Башмакове (1692)


и Всех Святых.

На Пречистенке – благоустройство может затронуть территории исчезнувших храмов Сошествия Святого духа у Пречистенских ворот (1699 – начало XIX в.),


Спаса на Божедомке (1694-1696),


Троицы в Зубове (1642).


Наконец на Баррикадной улице благоустройство доберется до храма Покрова в Кудрине (1713-1714).


Теоретически, разглядывая карту, можно предположить «проявление» на поверхности еще целого ряда исчезнувших с лица земли церковных и светских памятников Москвы, но в списках Мосгорнаследия они пока не значатся.

Зато там есть «утраченная историческая застройка» нечетной стороны Тверской и 1-й Тверской-Ямской улиц от Настасьинского переулка до Тверской заставы, 1-го, 2-го и 3-го Кадашевских переулков, Пречистенской набережной и всего Садового кольца. Не говоря уж о культурных слоях.

Вот такой неслабый фронт охраны археологического наследия.

ЧТО ДЕЛАТЬ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Мы сидели с Главным археологом Москвы Леонидом Кондрашевым над этой картой и над этими списками (пользуясь случаем, благодарю руководителей Мосгорнаследия за возможность с ними ознакомиться и читателей ознакомить). И говорили об алгоритме, который позволил бы предотвратить дальнейшие разрушения. Получалось на словах просто, а на деле сложно. Примерно так.

«Вы же знаете, когда благоустройство придет на ту или иную улицу, дойдет до конкретного объекта? – Да. Нам докладывают. – Значит, можно поставить у каждого объекта, их же не так много, дежурного археолога, вашего дозорного, нашего дозорного? - Конечно, наши люди и так на улицах дежурят. – А ведь Мосгорнаследие еще и в прошлом году создавало, можно ведь и ее привлечь к делу. – Да, можно. – Ну, хорошо, тогда так: как только что-то стоящее из-под земли показалось, и есть опасность разрушения или повреждения, дозорные звонят нам и вам, археологи смотрят – и останавливают работы, вы звоните вице-мэру Бирюкову, ведь вы можете?. – Мы - можем. Но достаточно и директору строительной компании, подрядчику, позвонить».

«Так я могу написать, - казенно спрашивал я, - что Мосгорнаследие разработало систему мер по оперативному предотвращению угроз археологическому наследию в ходе благоустройства?» - «Да, будем сохранять».

Вот я и пишу - да. И думаю при этом, как все это будет выглядеть на практике.

Работы по благоустройству, как свидетельствуют очевидцы, идут днем и ночью. Кто будет звонить ночью вице-мэру Петру Павловичу Бирюкову? А если днем он или директор строительной компании будет на совещании и не возьмет трубку? А если рабочий не послушается археолога, потому что ему нужно пройти за день столько-то метров траншеи, а не то накроется премия в квартал? А если дежурный не уследит за всей Тверской улицей?

Этих «если» так много, что в голове у меня возникает только один рецепт. Каждый рабочий, прораб, начальник участка и директор строительной компании-подрядчика должен знать: как только ковш экскаватора или отбойный молоток натыкается под землей на кирпичную кладку, свод, белокаменный блок, деревянную мостовую или что бы то ни было историческое – он обязан остановиться. Найти дежурного археолога – и дальше руководствоваться его указаниями. Невзирая на графики и задания. Нужно ждать день – ждать день. Неделю – неделю. Нужно изменить трассу траншеи, переместить «колодец» или столб освещения – перемещать, изменять. Без разговоров.

Даже если завтра День города, к которому здесь должно все блестеть.

Я даже знаю, как добиться воплощения этой археологической утопии. Нужно, чтобы им всем приказал так делать Петр Павлович Бирюков. А ему это должен приказать Сергей Семенович Собянин.

А вот как добиться этого – я не знаю.

Любители московской археологии, будьте бдительны. И эта карта - вам в помощь.

________________________

Иллюстрации: И. Кондратьев, pastvu.com, «Хранители Наследия»

Наталия Румянцева

26 января в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре состоялись слушания по вопросу об обеспечении правоприменения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В слушаниях участвовали заместитель Министра культуры Григорий Пирумов , Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский , председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Сергей Макаров . На заседание были специально приглашены координаторы “Арх надзора” Константин Михайлов , Рустам Рахматуллин , Наталия Румянцева .

Григорий Пирумов рассказал о ходе подготовки министерством нормативных актов, необходимых для реализации закона. Председатель комитета СФ Зинаида Драгункина напомнила, что еще до вступления закона в силу Департаменты культурного наследия Москвы и Санкт-Петербурга высказывали опасения, что из-за отсутствия необходимых подзаконных актов его правоприменение будет крайне затруднительно.

Участники заседания отметили, что отсутствие действующих на момент вступления закона в силу федеральных правовых актов, необходимых для его реализации, препятствует проведению регионами оперативной работы по подготовке соответствующих региональных актов. Министерству культуры рекомендовано обеспечить выполнение «дорожной карты». Комитет СФ совместно с этим ведомством будет осуществлять мониторинг реализации закона.

«Арх надзор», со своей стороны, не только принял участие в обсуждении проектов правовых актов, регламентирующих отдельные положения новой редакции закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», но и подготовил и направил в Министерство культуры РФ замечания и дополнения к целому ряду этих актов. А именно: к проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе», постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия», приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень», приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия», приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении порядка согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Сегодня мы публикуем нашу часть “дорожной карты” ко всеобщему сведению. Нижеследующий текст может показаться чересчур специальным, но он важен: по обновленному закону о наследии нам всем предстоит жить и работать не один год.

Расширение полномочий “совещательного органа по научно-методическому обеспечению” при региональных органах охраны наследия

Создание подобных органов для решения конфликтных ситуаций совершенно правильно и обоснованно, но одновременно должны быть определены порядок формирования и квалификационный состав научно-методических советов; они должны состоять из специалистов в области охраны объектов культурного наследия. В отсутствие таковых на уровне регионов организация и деятельность советов может носить не профессиональный, а формальный или даже бюрократический и лоббированный характер.

На экспертно-профессиональное рассмотрение совещательных органов, по нашему мнению, должны выноситься вопросы о проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, о включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия и многие другие вопросы, для решения которых законом не установлено обязательное требование о привлечении экспертов и специалистов.

Поскольку регулирование деятельности региональных и местных научно-методических советов не может осуществляться за счет императивных норм федерального законодательства, то, на наш взгляд, должен существовать механизм повторного рассмотрения спорных вопросов и решений советов на уровне Министерства культуры РФ. Это особенно важно в сложившейся практике «войны экспертиз».

К таким вопросам, помимо перечисленных в проектах постановлений Правительства РФ и приказов Министерства культуры РФ, могут относиться:

— отрицательные решения органов охраны по вопросам об установлении историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия;

— отрицательные решения органов охраны по вопросам о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

— решения о согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

— решения о согласовании проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Порядок выявления объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия

На наш взгляд, требования к заявлению об обнаружении такого объекта, подаваемому нами в госорганы, включая прилагаемые материалы, должны быть минимизированы до возможных и посильных для обычного гражданина . В частности, должны быть исключены экспертные сведения или информация, для подготовки которой необходимы специальные знания и профессиональная квалификация. Такие данные могут быть частью заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, но только по желанию заявителя.

Кроме того, требования к сведениям, содержащимся в заявлении об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, не являются исчерпывающими. Отсутствие ограничений и точного перечня сведений является поводом для расширительного толкования. Передача региональным органам охраны права и возможности утверждать форму заявления может повлечь за собой последствия, нарушающие или серьезным образом ограничивающие право граждан и организаций на участие в процедуре выявления объектов культурного наследия.

Более того, бездействие региональных органов власти, а именно неутверждение формы Заявления, может формально являться основанием для непринятия ими документации об обнаружении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и, таким образом, работа по выявлению в отдельных регионах может быть вообще заблокирована. Полагаем, что Министерство культуры Российской Федерации должно учесть эти риски и в рамках своих полномочий принять меры к максимально возможной и полной регламентации основных этапов процедуры выявления, а именно: разработать и утвердить единую форму Заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

Чрезвычайно важным замечанием является отсутствие правовой охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, до принятия решения о включении их в перечень выявленных объектов культурного наследия. По сути объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, не защищены от сноса, повреждения или искажения в период рассмотрения вопроса об их историко-культурной ценности. Несмотря на то что данное условие не содержится в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», этот пробел может быть устранен внесением в подзаконные акты Российской Федерации нормы о запрете проведения работ , которые могут привести к уничтожению или повреждению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с момента поступления заявления о выявлении такого объекта в соответствующий орган охраны.

Вызывает озабоченность и отсутствие правовой регламентации процедуры проведения работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также предоставленная регионам возможность определять этот порядок самостоятельно.

Научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия, установление основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия отнесены к исключительным полномочиям федеральных органов государственной власти на основании п. 23 ст. 9 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Кроме того, согласно нормам п.6 ст. 9.1 того же закона федеральный орган исполнительной власти «издает обязательные для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий».

Таким образом, Министерство культуры Российской Федерации в рамках своих полномочий вправе утвердить методические указания , которыми должны руководствоваться региональные органы охраны при принятии решений о включении или отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия. Такие методические указания должны быть учтены при разработке законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, необходимых для организации проведения работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в соответствии с абз. 2 п.3 ст. 16 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в новой реакции.

Для обеспечения на всей территории Российской Федерации единообразного подхода к определению порядка проведения работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры, на наш взгляд, должно разработать соответствующую методику. Указанный порядок правовой регламентации, предполагающий предписание и установление обязательных для исполнения требований федерального органа охраны, особенно важен для формирования системного и единого подхода при осуществлении важнейшей процедуры выявления и постановки на охрану объектов культурного наследия.

Институт аттестации государственных экспертов в области сохранения культурного наследия

Положения о досрочном прекращении полномочий экспертов, безусловно, являются важной и необходимой новеллой законодательства. Вместе с тем перечень случаев, при которых возможно лишение аттестации, должен быть расширен.

Например, не указаны случаи отрицательных решений (то есть отказа совещательного органа в досрочном прекращении аттестации) при рассмотрении вопроса о необоснованных выводах, содержащихся в актах государственной историко-культурной экспертизы (см. подп. (а) п. 38, изложенные в п.13 проекта). Учитывая, что квалификационный состав совещательного органа нормативно не определен, решения об обоснованности или необоснованности выводов экспертов вряд ли могут быть профессиональными.

Кроме того, не указана возможность рассмотрения Министерством культуры Российской Федерации вопросов о досрочном прекращении аттестации экспертов по собственной инициативе, а также по заявлению членов Аттестационной комиссии и обращениям граждан и/или организаций.

Обобщая сказанное, хотелось бы добавить, что механизм повторного вынесения и рассмотрения на федеральном уровне отдельных, наиболее важных, вопросов необходим. Система государственной охраны объектов культурного наследия, на наш взгляд, должна стремиться к вертикальности за счет единообразного и целостного регулирования, часть которого – возможность апелляционного обращения в федеральный орган охраны .

Нормативная регламентация такого похода может выстраиваться как за счет локальных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации, так и за счет единообразного научно-методического обеспечения в области сохранения и использования объектов культурного наследие, установления основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия. Такая регламентация должна охватывать все блоки правоотношений с участием федерального органа охраны в соответствии с его полномочиями. Институт государственной историко-культурной экспертизы в этом смысле будет хорошим опытом и, не исключено, удачным примером подобной систематизации.

Большая работа по формированию нормативной правовой базы не исчерпывается вышеизложенным. Так что нам еще писать и писать, а вам и Министерству культуры – читать и читать.

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ
Номер документа: 1642-р
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 19 декабря 2016

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по реализации полномочий Удмуртской Республики в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 2017 - 2026 годы (далее - План мероприятий).

2. Контроль за реализацией Плана мероприятий возложить на Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Утвержден
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 19 декабря 2016 года N 1642-р

I. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты")

1. Характеристика состояния отрасли.

Одной из важнейших задач республиканской культурной политики является обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия и их рациональное использование с целью реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении историко-культурного наследия.

Памятники истории и культуры Удмуртской Республики представляют уникальную и незаменимую ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

На сегодняшний день в Удмуртской Республике государственной охране подлежат:

1) 305 объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), в том числе:

83 объекта федерального значения (15 зданий и 68 объектов археологии);

212 объектов регионального значения;

10 объектов (в том числе 1 объект федерального значения) утрачено;

2) 816 выявленных объектов культурного наследия, из них 813 объектов археологии и 3 объекта архитектуры.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Статьей 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" осуществление части полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На исполнение переданных Российской Федерацией полномочий из федерального бюджета ежегодно предоставляются субвенции.

Анализ соблюдения обязательных требований законодательства в области государственной охраны, исполнение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Удмуртской Республики, приведен в приложении 1 к настоящему Плану "Анализ соблюдения обязательных требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия в Удмуртской Республике, исполнение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Из данных таблицы, представленной в приложении 1 к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте"), следует, что в отношении большей части объектов культурного наследия Удмуртской Республики отсутствует исполнение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" , Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" . Это приводит к угрозе физической сохранности объектов культурного наследия, неэффективности мер государственной охраны объектов, невозможности соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации при территориальном планировании и градостроительном зонировании, Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельных участков.

2. Основные проблемы, связанные с государственной охраной объектов культурного наследия.

Основными проблемами сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия в Удмуртской Республике являются:

отсутствие мероприятий государственного учета в отношении выявленных объектов культурного наследия;

высокая степень физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты, недостаточное финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр и находящихся в собственности Удмуртской Республики;

недостаточность объема финансирования работ, связанных с определением границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия;

слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию культурно-познавательного туризма, что влияет на эффективность финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия;

недостаточное количество мероприятий по популяризации объектов культурного наследия, недостаточный уровень воспитания уважительного отношения жителей республики к культурному наследию.

3. Цели и задачи Плана мероприятий ("дорожной карты").

обеспечение исполнения полномочий Удмуртской Республики в области государственной охраны объектов культурного наследия.

3.2. Задачи:

государственный учет выявленных объектов культурного наследия;

разработка, согласование и утверждение зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр (за исключением объектов археологии вне границ населенных пунктов);

установление особенностей объектов культурного наследия, являющихся основаниями для включения их в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);

установление границ территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр;

установление границ защитных зон объектов культурного наследия, включенных в реестр, за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства;

исключение утраченных объектов культурного наследия из реестра;

популяризация объектов культурного наследия;

проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики.

4. Ответственный исполнитель за реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты"): Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

5. Сроки реализации Плана мероприятий ("дорожной карты"): 2017 - 2026 годы.

6. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") позволит выполнить обязательные требования законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия в части всех объектов культурного наследия, в том числе:

внести сведения о защитных зонах 118 объектов культурного наследия, включенных в реестр, в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства);

исключить 10 утраченных объектов культурного наследия из реестра;

ежегодно проводить мероприятия по популяризации объектов культурного наследия;

провести работы по сохранению 18 объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики.

В связи с большим количеством объектов культурного наследия в Удмуртской Республике, необходимостью привлечения к мероприятиям на договорной основе сторонних организаций, осуществляющих археологические полевые работы, проектных организаций, аттестованных экспертов, кадастровых инженеров, ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") позволит частично исполнить обязательные требования законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе:

провести мероприятия по государственному учету в отношении 130 выявленных объектов культурного наследия;

утвердить границы зон охраны 74 объектов культурного наследия, включенных в реестр, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон;

утвердить предмет охраны 120 объектов культурного наследия, включенных в реестр;

утвердить границы территорий 108 объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внести сведения о них в государственный кадастр недвижимости.

II. Показатели реализации Плана мероприятий ("дорожной карты")

Показатели реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") приведены в приложении 2 к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте") "Контрольные показатели реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации полномочий Удмуртской Республики в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 2017 - 2026 годы".

III. Основные мероприятия

Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативное правовое регулирование, административные меры, прямые и косвенные методы бюджетной поддержки, механизмы организационной и информационной поддержки.

Для достижения показателей реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") планируется реализовать перечень мероприятий, предусмотренный приложением 3 к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте").

Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики на указанные цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.

Приложение 1. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО К ПОЛНОМОЧИЯМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ...

Приложение 1
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
по реализации полномочий
Удмуртской Республики в области
государственной охраны объектов
культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
на 2017 - 2026 годы

АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО К ПОЛНОМОЧИЯМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перечень обязательных требований в области государственной охраны объектов культурного наследия

Количество объектов, в отношении которых обязательное требование исполнено

Количество объектов, по которым обязательное требование не исполнено

Государственный учет объектов культурного наследия, включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия

Наличие зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр (за исключением объектов археологии вне границ населенных пунктов)

Установление предмета охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр

Утверждение границ территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Установление границ защитных зон объектов культурного наследия, включенных в реестр, за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства

Исключение утраченных объектов культурного наследия из реестра

Популяризация объектов культурного наследия

Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики

________________

<*> В 2016 году разработан объединенный проект зон охраны 54 объектов культурного наследия в г. Ижевске. В настоящее время требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы разработанного проекта.

<**> В 2014 году проведены работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1840 году родился Чайковский Петр Ильич. В доме - мемориальный музей П.И. Чайковского" в г. Воткинске.

Приложение 2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА...

Приложение 2
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
по реализации полномочий
Удмуртской Республики в области
государственной охраны объектов
культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
на 2017 - 2026 годы

ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

Количество объектов культурного наследия, по которым обязательное требование не исполнено (по факту 2016 года)

Плановый период

Количество выявленных объектов культурного наследия, по которым проведены мероприятия по государственному учету объектов культурного наследия

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, с утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, особыми режимами использования земель в границах территорий данных зон и требованиями к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, с утвержденными предметами охраны

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, с установленными границами территорий объектов культурного наследия, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, сведения о защитных зонах которых внесены в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства)

Количество утраченных объектов культурного наследия, исключенных из реестра

Количество мероприятий по популяризации объектов культурного наследия (ежегодно)

мероприятие

Количество объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики, на которых проведены работы по их сохранению

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Приложение 3
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
по реализации полномочий
Удмуртской Республики в области
государственной охраны объектов
культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
на 2017 - 2026 годы

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Наименование мероприятия

Вид документа

Срок реализации

Исполнители

Ожидаемые результаты

1. Государственный учет выявленных объектов культурного наследия

Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы на предмет включения (отказа во включении) выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр)

2017 - 2026 годы

Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство)

Проведение мероприятий по государственному учету в отношении 130 выявленных объектов культурного наследия

Организация работ по определению границ территорий выявленных объектов культурного наследия

Научный отчет о выполненных археологических полевых работах с текстовым и графическим описанием местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости

2017 - 2026 годы

Агентство

Принятие решения о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр либо исключении их из перечня выявленных объектов культурного наследия

Приказ Агентства

2017 - 2026 годы

Агентство

Направление сведений об объектах культурного наследия, в отношении которых принято решение о включении в реестр, об установленных границах территорий таких объектов в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

2017 - 2026 годы

Агентство

2. Разработка, согласование и утверждение зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр (за исключением объектов археологии вне границ населенных пунктов)

Организация работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр

Проект зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр

2017 - 2026 годы

Агентство

Утверждение границ зон охраны 74 объектов культурного наследия, включенных в реестр, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия

Заключение государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Организация согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения с Министерством культуры Российской Федерации

Письмо Министерства культуры Российской Федерации

Агентство

Проведение общественного обсуждения заключений государственной историко-культурной экспертизы на проекты зон охраны объектов культурного наследия

Сводка предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

Постановление Правительства Удмуртской Республики

Агентство

Агентство

Направление сведений об установленных зонах охраны объектов культурного наследия в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

Агентство

3. Установление особенностей объектов культурного наследия, являющихся основаниями для включения их в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны)

Разработка проектов предмета охраны объектов культурного наследия

Проект предмета охраны объекта культурного наследия

2017 - 2026 годы

Агентство

Утверждение предмета охраны 120 объектов культурного наследия, включенных в реестр

Утверждение предмета охраны объектов культурного наследия

Приказ Агентства

Агентство

4. Установление границ территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости

Организация разработки проектов границ территорий объектов культурного наследия (зданий, сооружений)

Проект границ территории объекта культурного наследия

2017 - 2026 годы

Агентство

Утверждение границ территорий 108 объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Организация проведения археологических полевых работ по определению границ территорий объектов культурного наследия (объектов археологии)

Научный отчет о выполненных археологических полевых работах

Агентство

Организация проведения кадастровых работ

Землеустроительная документация

Агентство

Утверждение границ территорий объектов культурного наследия

Приказ Агентства

Агентство

Направление сведений о территориях объектов культурного наследия в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

Агентство

5. Установление границ защитных зон объектов культурного наследия, включенных в реестр, за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства

Организация проведения кадастровых работ

Землеустроительная документация

2017 - 2026 годы

Агентство

Внесение сведений о защитных зонах 118 объектов культурного наследия, включенных в реестр, в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства)

Направление сведений о защитных зонах в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

Агентство

6. Исключение утраченных объектов культурного наследия из реестра

Сбор документов и материалов, подтверждающих физическую утрату объектов культурного наследия

Обосновывающие материалы

2019 - 2026 годы

Агентство

Исключение 10 утраченных объектов культурного наследия из реестра

Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы на исключение объектов культурного наследия из реестра

Заключение государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Подготовка и направление обращения с обосновывающими материалами в Министерство культуры Российской Федерации об исключении утраченных объектов культурного наследия из реестра

Обращение Правительства Удмуртской Республики об исключении утраченных объектов культурного наследия из реестра

Агентство

7. Популяризация объектов культурного наследия

Организация проведения в Удмуртской Республике совещания окружной межведомственной рабочей группы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Приволжского федерального округа

Ноябрь 2017 года

Агентство

Ежегодное проведение мероприятий по популяризации объектов культурного наследия

Проведение мероприятий в рамках соглашений о сотрудничестве с научными учреждениями, общественными объединениями и организациями по вопросам сохранения и популяризации историко-культурного наследия, гражданско-патриотического воспитания

2018 - 2026 годы

Агентство

8. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики

Организация мероприятий по разработке проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Проектная документация

2017 - 2026 годы

Агентство

Проведение работ по сохранению 18 объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики

Организация проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной историко-культурной экспертизы проектной документации

Заключение государственной экспертизы проектной документации и заключение государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия или разрешений на строительство

Разрешение Агентства на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или разрешение Агентства на строительство

Агентство

Организация проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, контроль за ходом их проведения

Агентство

Приемка выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия и при необходимости выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

Акт приемки выполненных работ и при необходимости разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Номер документа: 1642-р
Вид документа: Распоряжение Правительства Удмуртской Республики
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 29.12.2016
Дата принятия: 19 декабря 2016