Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н. Гоголя «Мертвые души

краткое содержание презентаций

Характеристика «Мёртвых душ»

Слайдов: 39 Слов: 3489 Звуков: 1 Эффектов: 166

Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Назначение проекта. Проблемный вопрос. Цели проекта. Задачи. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). 1829 г. – выход в свет первого печатного произведения. 1836 г. – отъезд за границу. История создания поэмы. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Жанровое своеобразие « Мертвых душ». Построение поэмы. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Расположение помещиков в поэме не случайно. Поэма Н. В. Гоголя. С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города. - Характеристика «Мёртвых душ».ppt

Характеристика поэмы «Мёртвые души»

Слайдов: 29 Слов: 1456 Звуков: 0 Эффектов: 68

Николай Васильевич Гоголь. Василий Афанасьевич Гоголь. Мария Ивановна Косяровская. Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей. Детские годы. Гимназия в Нежино. Первый литературный опыт. Псевдоним Алов. Слава. Написание "Ревизора". Гоголь оставляет университет. Отъезд из Парижа. Душевный кризис. Мертвые души. История замысла поэмы и его реализации. Письмо Гоголя. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Приезд Чичикова в губернский город. Смысл названия. Конфликт поэмы «Мертвые души». Композиция поэмы «Мертвые души». Персонажи поэмы. - Характеристика поэмы «Мёртвые души».ppt

Анализ «Мёртвых душ»

Слайдов: 47 Слов: 3316 Звуков: 0 Эффектов: 0

Одна из главных задач исторической поэтики. Виды анализа. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций. Исстари замешенные образы. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты. Рецепция одного и того же литературного объекта. Тип рецепции задает формально-содержательную программу анализа. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Поводы к сравнению «Мертвых душ» и «Божественной Комедии». Авторское определение «Мертвых душ». К.С. Аксаков не сомневался в правоте авторского определения. С. П. Шевырев о «Мертвых душах». - Анализ «Мёртвых душ».ppt

История создания «Мёртвых душ»

Слайдов: 29 Слов: 2278 Звуков: 0 Эффектов: 50

История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809. Пушкин. Вся Русь явится в нем. Документированная история создания произведения. Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ». Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Значение произведения. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года. Списки второго тома распространились ещё до его издания. - История создания «Мёртвых душ».ppt

«Мёртвые души» в иллюстрациях

Слайдов: 45 Слов: 2051 Звуков: 0 Эффектов: 7

Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век). XIX век. Иллюстрации Агина не статичны. Естественные, но точные, отработанные жесты. Внимательный и умный читатель. Петр Михайлович Боклевский. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Как правило, все они статичны. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Гоголевские «типы». Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Работы Владимира Маковского. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. - «Мёртвые души» в иллюстрациях.ppt

Образы в «Мёртвых душах»

Слайдов: 14 Слов: 461 Звуков: 1 Эффектов: 10

Николай Васильевич Гоголь. Чичиков. Эссе. Отсроченная отгадка. Чичиков – беда России. Контрольно-подготовительный этап. Русская пословица. Павел. Чичиков – надежда России. Сотворчество. Манилов. Предприниматель. Павел Иванович Чичиков. Домашнее задание. - Образы в «Мёртвых душах».ppsx

Помещики в поэме «Мёртвые души»

Слайдов: 10 Слов: 1532 Звуков: 0 Эффектов: 0

Галерея помещиков. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Манилов. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Помещик Ноздрев. Помещик Собакевич Михаил Семенович. Помещик Степан Плюшкин. Спасибо за внимание. - Помещики в поэме «Мёртвые души».pptx

Образы помещиков в «Мёртвых душах»

Слайдов: 33 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 80

Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. История замысла поэмы. Сюжет. Писатель. Кусочек яблочка. Конфетка. Продулся в пух. Свинтус. Маятник. Плесень. Пестрядевые мешочки. Распоротый салоп. Вековое стояние. Крепкий дуб. Мертвые души. Построение поэмы. Композиционные звенья поэмы. Изображение жизни российских помещиков. Изображение губернского города. Повествование о жизненной судьбе. Общность героев. Помещик Манилов. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Помещик Ноздрев. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Помещик Плюшкин. Гоголевские помещики. Манилов. Сочинение. - Образы помещиков в «Мёртвых душах».ppt

Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»

Слайдов: 13 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 42

Личностные качества. Образы помещиков поэмы «Мёртвые души». Мёртвые души. Павел Иванович Чичиков. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Спасибо за внимание. Новая экономическая политика. Тип героя. Социальные условия. - Образы помещиков поэмы «Мёртвые души».ppt

Образ Чичикова

Слайдов: 10 Слов: 612 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ Чичикова П.И. Чичиков Павел Иванович. Воспоминание. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Деньги. Мертвые души. Зло. Чичиков тих и малоприметен. Надежда. - Образ Чичикова.pptx

Плюшкин в «Мёртвых душах»

Слайдов: 10 Слов: 556 Звуков: 0 Эффектов: 0

Плюшкин. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. -

1 слайд

2 слайд

История замысла поэмы и его реализации. А.С. Пушкин: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

3 слайд

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

4 слайд

В Е Р С И Я. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

5 слайд

В основе сюжета. Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

6 слайд

Смысл названия. В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу» . Обратите внимание на эту точку зрения!

7 слайд

8 слайд

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб,но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

9 слайд

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Он предполагал получить «двести тысяч капиталу» от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самыми дешевыми оказались «мертвые души»- умершие крестьяне, еще не попавшие в ревизские сказки (официальный документ,в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную за своих крестьян). Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Помятуя о недавней эпидемии холеры, в 1830 году, Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души»,чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако, без земли сделка была бы юридически незаконной, поэтому в его разговорах с городскими чиновниками появляется слово «на вывод»: заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

10 слайд

МАНИЛОВ. Черты характера: Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

11 слайд

КОРОБОЧКА. Черты характера. Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость до скупости)

12 слайд

НОЗДРЕВ. Черты характера: Хвастовство. Безалаберность. Мот и кутила. Наглость. Опустошитель и разоритель хозяйства.

13 слайд

СОБАКЕВИЧ. Черты характера: Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.

14 слайд

ПЛЮШКИН. Черты характера: Ненасытная жадность. Скупость. Крохоборство (мелочная скупость).

15 слайд

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н. В. Гоголь. Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

16 слайд

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

17 слайд

ЧИЧИКОВ. Черты характера: Хищническая цепкость. Беспринципность. Склонность к аферам. Авантюризм.

18 слайд

«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.» Ю. Манн. « В поисках живой души.»

19 слайд

« И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов. все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Cлайд 1

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе) Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием. И.А.Гончаров. Репецкая З.И. учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г.Обнинска

Cлайд 2

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

Cлайд 3

Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи: - Развивающие: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. - Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Cлайд 4

План урока: - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и литературные аналогии.

Cлайд 5

Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку. Так над чем же смеётся, что критикует Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души»?

Cлайд 6

«Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Манилов

Cлайд 7

Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

Cлайд 8

Манилов Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ? Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?

Cлайд 9

«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка

Cлайд 10

Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Cлайд 11

Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

Cлайд 12

«Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Ноздрёв

Cлайд 13

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Cлайд 14

Ноздрёв и Чичиков Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Cлайд 15

«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Собакевич

Cлайд 16

Собакевич Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

Cлайд 17

Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины? Собакевич за едой

Cлайд 18

«Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Плюшкин

Cлайд 19

Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

Cлайд 20

Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».

Cлайд 21

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Cлайд 22

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем. Чичиков

Cлайд 23

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Cлайд 24

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности. Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;

Cлайд 25

Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

Cлайд 26

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

Cлайд 27

Губернатор Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Cлайд 28

Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Петухова А.Г.



В как ом году Н.В. Гоголь начал работу над поэмой «Мертвые души»?



Кто из писателей подсказал

Н. Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые души», реальное ли событие описано в произведении?



«Сюжет «Мертвых душ», Пушкин находил, хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести самые разнообразные характеры». Пушкин, подаривший Гоголю сюжет, знал о залоге «убылых» крестьян: такой случай произошел около села Михайловское: один предприниматель попался на покупке и продаже умерших крестьян. Граф В.А.Соллогуб также вспоминал,

что Пушкину показывали на бегах,

некоего П., который нажил себе

состояние на такой операции

и не попал под суд.


Подобные истории происходили и на Украине: в Миргородчине помещик Пивинский, знакомый Н. Гоголя, накупив у соседей за горилку «мертвые души», записал их себе, чем обошёл закон, запрещавший мелкопоместным иметь винокурни.

Такие аферы с «мертвыми душами» были возможны потому, что ревизские сказки, т.е. именные списки крестьян представлялись помещиками в административные органы при очередной ревизии, происходившей зачастую раз в 10- 15 лет. За это время болезни или несчастные случаи уносили десятки и сотни людей.


В чем своеобразие жанра произведения?





Приведите несколько пословиц, употребленных в поэме Н. Гоголем?


  • «Затвердила сорока Якова одно про всякого»
  • «У него губа не дура»
  • «Неладно скроен, да крепко сшит»
  • «Начнут гладью, а кончат гадью»
  • «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»
  • «Русский человек задним умом крепок»

Вспомним героев поэмы!

П. Боклевский


Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, что по табели о рангах соответствовало военному чину полковника, т.е. чиновником 6-ого класса.

В первом томе Н. Гоголь одел своего героя во фрак «брусничного цвета с искрой». Во втором томе - «наваринского пламени с дымом».



Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

В гоголеведении последовательность объясняется по-разному. А. Белый считает, что каждый последующий

помещик, с которым судьба

сталкивала Чичикова, более

мертв, чем предыдущий»



Какова цель покупки мертвых душ Чичиковым?




О чем мечтал Манилов?

Кукрыниксы



Кого из героев Н.В.Гоголь называет «дубиноголовая», «скопидомка»? Почему?


Какова наружность Собакевича?

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз- вышел нос, хватила в другой- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт»!»

П. Боклевский


Это речь Ноздрева


Узнайте героя по портрету.

П. Боклевский


  • Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.
  • Смирнова-Чичикина.Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературные комментарии.- М.,1964.
  • Русские писатели.1800-1917. Биографический словарь.- М.,1989.
  • Интернет:

а) http:// revizor.net / ,

б) http:// az.lib.ru /g/ gogolx_n_w / ,

в) http:// revolution.allbest.ru / literature /00009791_0.html .