Отношение автора к захару в романе обломов. Литературная родословная Захара

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был издан в 1859 году в переломный для российского общества период. На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей. Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар. Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину «обломовщины». Характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова полностью соответствует «обломовским» ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга».

В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».

Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.

Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

Тест по произведению

В любом литературном произведении существует система второстепенных персонажей. Как правило, их роль заключается в том, чтобы подчеркнуть, высветить те ли иные черты главного героя. В художественном мире романа «Обломов» важнейшую функцию выполняет так называемое двойничество. Двойником Ильи Ильича является его слуга, и если главному герою надлежит быть носителем определенных черт национального характера, то и Захар воплощает некоторые качества людей своего сословия.

Это действующее лицо появляется уже в первой главе, наполненной художественными деталями, которые позволяют судить о жизни и быте Обломова. Можно сказать, что и слуга главного героя – одна из таких живых деталей.

Он, казалось бы, почти не участвует в действии, у него очень мало реплик. Между тем Гончаров описывает его облик чрезвычайно подробно: лицо, фигуру, движения, а главное – одежду. Наверное, костюм Захара – в некотором роде средство персонификации: слуга Обломова не может отойти от веками сложившихся привычек подневольного человека. Патриархальная система барства и рабства наложила свой отпечаток и на господина, и на его подданного.

Иногда Захар напоминает читателю пушкинского Савельича, особенно готовностью «умереть, ежели нужно», за своего хозяина. Но, кроме рабской преданности, в Захаре есть другая черта: он, как и гоголевский Селифан, позволяет себе вольности по отношению к барину (кстати, не только в мыслях – в поступках тоже). Это свойство благоприобретенное, его можно считать веянием времени. Дружба между Обломовым и Захаром, безусловно, существует, хотя не такая, как между Гриневым и Савельичем. Некое духовное родство вызвано тем, что нравственная болезнь Ильи Ильича заразила и его преданного спутника. Диагноз поставил Гончаров: обломовщина. Ее симптомы очевидны.

Захар, пожалуй, еще более ленив и инертен, чем его барин, однако он, как и Обломов, прекрасно понимает, сколь губительны последствия страшной русской болезни; именно поэтому он предпринимает попытки как-нибудь излечить горячо любимого барина: иногда он стыдит Илью Ильича, порой жалуется на него Штольцу. Каждый раз его усилия оказываются тщетными, потому что силы воли у Захара с каждым днем остается все меньше, этим он разительно отличается от Савельича.

Плохая черта персонажа гончарского романа – склонность ко лжи. «Дрыхнет… нарезался», – говорит он соседским слугам о своем господине. Обломов обладает различными недостатками, но этот ему чужд. Зачем же Захару понадобилось наговаривать на Илью Ильича? Дело в том, что бывший крепостной усваивает новую традицию, укоренившуюся в его сословии: теперь в моде критиковать господ, в этом издержки свободы, которую не могут использовать во благо такие личности, как Захар.

Однако читатель видит не только пороки – он замечает и достоинства, их Гончаров умело подчеркивает в Захаре. Часто в романе Штольц говорит о «золоте души» Обломова. Есть оно и в слуге барина. За грубой, простоватой внешней оболочкой прячется доброе сердце. Не лишен этот простак и некоторой проницательности: он безошибочного угадывает в Тарантьеве подлеца, Штольца и Ольгу считает искренними друзьями хозяина. Интуитивно он осознает, что именно они могут спасти его барина.

Подчас Захар кажется нам удивительно тупым и упрямым, в других случаях – довольно умным, хитрым и даже ироничным. Так, например, смешон слуга, похваляющийся «важными» приятелями господина. Но эту маленькую слабость прощают ему и читатель, и автор, потому что в словах персонажа звучит горькая ирония: он очень точно подмечает, что важные персоны посещают Илью Ильича не по дружбе, их цель – поесть и выпить за чужой счет.

Между Захаром и Обломовым существует тесная духовная связь. В слуге, будто в кривом зеркале, отражаются как достоинства, так и недостатки барина, и это усиливает душевные муки Обломова. «Пуповина», которой они связаны, не рвется даже после смерти главного героя. Оставшись один, Захар по-настоящему страдает. Он становится одиноким и опустившимся бродягой. Заключительные сцены романа призваны доказать: в России между рабовладельцем и рабом есть связь и родство. Обломов беспомощен без своего верного слуги – Захар не способен реализовать себя ни в чем, кроме данного ему предназначения.

Кольцевая композиция произведения способствует реализации авторского замысла и в отношении главного героя, и в отношении второстепенного персонажа. Образ жизни Захара на Выборгской стороне таков же, как в Обломовке или на Гороховой. Его существование – замкнутый круг. Чтобы изменить в этом хоть что-либо, надо «корчевать лес», как выразился Добролюбов, то есть необходимо изменить саму российскую действительность, породившую определенные человеческие типы.

Творческий метод Гончарова – объективный реализм; писатель избегает категоричных оценок, не считает нужным делать моралистические выводы – он просто показывает явление и его последствия. Талантливый художник слова убежден, что таким способом можно исправить недостатки жизни и людей. И если до сих пор остались в нас черты Обломовых и Захаров, то в этом только наша вина.

Образ Захара анализировал Федор Корнейчук

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был издан в 1859 году в переломный для российского общества период. На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей. Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар. Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину «обломовщины». Характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова полностью соответствует «обломовским» ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга».

В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».

Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.

Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

Тест по произведению

Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”

Коллекция сочинений: Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”

"Обломов» - вершина творчества И. А.Гончарова. был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, - ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.

Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только "отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича.

Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где "все тихо и сонно». Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они были уверены, "что и все другие живут точно так же и что иначе - грех». Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был "проворным, прожорливым и лукавым парнем». Когда стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости. В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: "Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь - сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.

Главной деталью портрета Захара являются бакенбарды, необъятно широкие и густые, с проседью, "из которых каждой бы хватило на три бороды». Они, как сюртук и ливрея, напоминают о былом величии господского дома. Захар дорожит своими бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, которых он видел в детстве.

Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, "живая, проворная баба». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется беспомощность Захара. Точно так своей живостью оттеняла худшие черты Обломова. Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его спасительницей. Она сглаживает конфликты между барином и слугой. После смерти Обломова Захар полностью переходит на попечение Анисьи. Без нее он становится беспомощным: "когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру… братец барынин не захотели меня держать, звали дармоедом». Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова. Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара.

С одной стороны, Захар безгранично предан барину, а с другой, - под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил с приятелями за его счет, обворовывал Илью Ильича, сплетничал о нем. Такой образ жизни в другом варианте, на другом уровне вынужден был бы вести Илья Ильич в "высшем свете». В этом отношении Захар – нравственный антипод Обломова. У Ильи Ильича есть ум, хорошие задатки, он восстает против светской суеты, любит . Захар же – темный, крепостной мужик, долгие годы рабства развратили его, в нем нет достойных черт.

Этот герой не способен понять чувства барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно. Своей грубостью, приземленностью Захар разрушает в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы и семейного счастья. Краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что "тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей. Именно Захар препятствует попыткам барина выйти из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: "А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!»

Несмотря на постоянные ссоры слуги и барина, они не могут обходиться один без другого. Без помощи Захара Илья Ильич "не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать». Захар же "не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».

Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность. После смерти Обломова завершается и Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. Обломов не нашел своего пути, ничего не сделал, чтобы сохранить свои лучшие качества. Н. А.Добролюбов писал об Обломове: "Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

Вы прочитали готовую разработку: Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”

Учебные пособия и тематические ссылки для школьников, студентов и всех, занимающихся самообразованием

Сайт адресован учащимся, учителям, абитуриентам, студентам педвузов. Справочник школьника охватывает все аспекты школьной программы.

Иван Александрович Гончаров создал свое произведение в 1859 году, всего за два года до отмены крепостного права. Одним из главных является образ Захара в романе "Обломов". Этому типу Иван Александрович Гончаров посвятил отдельный очерк под названием "Слуги старого века", в котором автор вспоминает представителей данного сословия, которых он знал, людей старой закалки, тяжело вживающихся в изменившиеся жизненные условия.

Литературная родословная Захара

У Захара была своя литературная родословная. Она идет от пушкинского слуги Савельича из произведения "Капитанская дочка". Несмотря на всю разность характеров этих двух лиц (развращенный петербургской жизнью и ленью своего хозяина Савельич и вечный дядька, для которого Обломов всегда остается неразумным малым ребенком, Захар), их сближает переходящая в одержимость верность не только своим баринам, но также и всему помещичьему роду.

Портрет Захара

Образ Захара в романе "Обломов" характеризует его портрет. Иван Александрович Гончаров так описывает этого слугу. Это пожилой уже человек, "в сером сюртуке" и такого же цвета жилете с медными пуговицами, с голым черепом, "как полено", и с густыми и широкими русыми бакенбардами с проседью, каждой из которых хватило бы "на три бороды". Изображающий нелепую и смешную внешность портрет Захара дополняется автором и особенным голосом: герой или хрипит, или ворчит, как собака, а не говорит. Данный Богом голос, по словам Захара, он "потерял на охоте", когда вместе со старым барином ездил туда и когда ему будто бы в горло дунуло сильным ветром.

Слуга Захар: характеристика

Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом. Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность. Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои "Обломова" голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.

Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки - когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.

Верность Илье Ильичу Обломову

Образ Захара в романе "Обломов" невозможно себе представить без упоминания важнейшей черты этого героя - преданности Илье Ильичу. Верность своему барину этого слуги, следование давно забытым всем устоям родной Обломовки изображаются особенно ярко в эпизоде, когда Илья Ильич наставляет Захара самым действенным и привычным способом - называя его "жалкими словами", в частности "ядовитым человеком". Слуга в минуту раздражения позволил себе сравнить Илью Ильича с другими, которые переезжают легко с одной квартиры на другую и отправляются за границу. Это вдохновляет Обломова на гордую и грозную отповедь о том, что невозможно сравнивать его с кем-то другим. Такой ответ задевает Захара больше, чем все ругательства: он ощущает, что переступил некоторую запретную границу, когда уподобил другим людям своего барина.

Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара

Не лишен этот слуга и недостатков, как и другие герои "Обломова". Иван Александрович Гончаров определяет своего героя термином "рыцарь со страхом и упреком", принадлежавшим одновременно двум эпохам, которые наложили на этого персонажа свою печать. От одной к нему по наследству перешла не ведающая границ преданность Обломовке, а от другой, более поздней, - развращенность нравов и утонченность. Захар любит посплетничать с другими слугами на дворе, при этом зачастую приукрашивая своего хозяина или же выставляя его таким, каким тот никогда не являлся, не отказывается также выпить с приятелями. Не прочь этот слуга иногда и прикарманить деньги - медные, некрупные, но обязательно забирает себе сдачу, оставшуюся от покупок. Все предметы, к которым прикасается Захар, ломаются, бьются - так, к началу повествования осталось уже очень мало целых вещей в доме Обломова, будь то чашка или стул. Еду этот слуга подает барину, как правило, роняя при этом то вилку, то булку...

Другая черта, на которую указывает Иван Александрович Гончаров, характерна для смешения двух различных эпох: Захар готов был умереть вместо своего барина, расценивая это как свой природный и неизбежный долг, но когда требовалось всю ночь просидеть не смыкая глаз у его постели, если бы от этого зависело здоровье и даже жизнь Ильи Ильича, то непременно заснул бы этот герой произведения "Обломов". Проблемы связи двух эпох, таким образом, также поднимаются в этом романе.

Нерасторжимая связь с Обломовкой

Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой - как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые "преданья старины", сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты. Поднимаемые в произведении "Обломов" проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира - сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность. Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.

Связь с Обломовым

Существование Захара и в самом деле заканчивается со смертью хозяина, после которой жизнь его превращается в горькое и ненужное прозябание. Вскоре после кончины Ильи Ильича умерла и жена Захара, Анисья, а Агафья Матвеевна Пшеницына, супруга Обломова, не сумела держать в доме Захара при суровом "братце". Она лишь изредка его подкармливает и дает немного теплой одежды на зиму.

Образ Захара в романе "Обломов" полностью раскрывается в заключительной сцене произведения. В финале Андрей Штольц, друг Ильи Ильича, встречает Захара, почти ослепшего, нищего старика, выпрашивающего милостыню возле церкви. Но предложение этого героя уехать в деревню не соблазняет его: он не может оставить могилу Ильи Ильича без присмотра, ведь только возле нее он находит умиротворение.