Какую семью толстой считает идеальной. «Что такое идеальная семья в понимании Л

Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом - мир, согласие, любовь.

Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

(Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами горя или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги: «Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него (Пьера) плащ и принимать палку и шляпу», «Николай занимает денег у Гаврилы на извозчика»; камердинер Ростовых так же предан дому Ростовых, как и Алпатыч - дому Болконских. «Семейство Ростовых», «Болконские», «Дом Ростовых»; «усадьба Болконских» - уже в этих определениях чувство соединенности очевидно: «В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его (Болконского) дома...». «Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым…».)

Назовите отличительную черту домов Болконских и Ростовых.

(Гостеприимность - отличительная черта этих домов: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей», в Лысых Горах - до ста гостей четыре раза в год. Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа - маме о любви к себе; Николай - отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя - всем домашним о желании уйти на войну...); дружны Андрей и Марья (Андрей - отцу о жене). Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях: Ростова - старшая колеблется между выбором - подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын - воин - гордость матери. Она занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; планы об их будущей семье, детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова - старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.)

Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?

(Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками…». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться. Гордый и непреклонный, князь просит сына «записки... государю передать после... моей смерти». А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю суворовских войн... Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу».

Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике. Николай Андреевич сердцем видит священность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребенке.

И незаконченный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.)

Почему Болконский требователен к дочери до деспотизма?

(Ключ к разгадке - во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов. Мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы».)

Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье?

(Она сумеет отказаться от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским, она с негодованием отклонит покровительство французского генерала Рома; сумеет подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым: «не лишайте меня вашей дружбы». Даже скажет фразой отца: «Мне будет больно».)

Как проявляется порода Болконских в князе Андрее?

(Как и его отец. Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа Андрея не будет оценена. Сына товарища по службе Кутузов определит в адъютанты и будет писать Николаю Андреевичу, что Андрей обещает быть выдающимся офицером. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводят героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой - внешне обычен. Поэтому так горько видеть капитана Тушина, который, по убеждению Андрея, «обязаны успехом дня», на собрании офицеров высмеянным и наказанным. Только Андрей вступится за него, сумеет пойти против общего мнения.

Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца... Работа в комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения войск у Шенграбена, освобождение крестьян, улучшение условий их жизни. Но во время войны сын, как и его отец, видит главный интерес в общем ходе военного дела.)

В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старике Болконском?

(Николай Андреевич не доверяет никому не только судьбу, но даже воспитание своих детей. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей; невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «... уродовать себя нечего - и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».)

Перечитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к Ростовой: кричит, потом «разыгрывает тонкого дипломата»; те же приемы, что и при сватовстве Курагиных к Марье.

Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?

(По-отцовски требовательна она станет к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а заметив, что его симпатии - на стороне младшей дочери, Наташи, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за не достаточную, как ей кажется, любовь к племяннику, но мы знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что никогда она не изменила памяти любимого брата, что для нее Николенька - продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовет она своего старшего сына.)

Как доказывает Толстой свою мысль нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях?

(Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».

Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).)

Браки, построенные по расчету... Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?

(Сбылась мечта Друбецкого, Берга: они женились удачно. В их домах все так же, как во всех богатых домах. Все, как и должно быть: комильфо. Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа молчит.)

А ведь истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого. Опишите его.

(Даже «умствующий» князь Андрей, влюбленный в Наташу, кажется Пьеру другим: «князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком».

Для Андрея любовь Наташи - все: «счастье, надежда, свет». «Это чувство сильнее меня». «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить». «Я не могу не любить света, я не виноват в этом», «никогда не испытывал ничего подобного». «Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером…»

Наташа всей душой отзывается на любовь Андрея: «Но такого, такого со мной никогда не бывало». «Я не перенесу разлуки» …

Наташа оживает после гибели Андрея под лучами любви Пьера: «Все лицо, походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения», «Перемена... удивила княжну Марью».

Николай «с женой сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища». Он счастлив душевным превосходством над ним жены и стремится быть лучше.

Неизведанно дотоле счастье любви к мужу и детям делает Марью еще внимательнее, добрее и нежнее: «никогда, никогда не поверила бы, - прошептала она сама с собой, - что можно быть такой счастливой».

А Марья переживает из-за вспыльчивости мужа, переживает болезненно, до слез: «Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее при обретали неотразимую прелесть». В ее лице, «страдающем и любящем», находит теперь Николай ответы на мучающие его вопросы, гордится его и боится ее потерять.

После разлуки Наташа встречает Пьера; ее разговор с мужем идет новым путем, противным всем законам логики... Уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Это было вернейшим признаком того, «что они вполне понимают друг друга».)

Любовь дает зоркость их душам, силу - их чувствам.

Они могут пожертвовать всем для любимого, для счастья других. Пьер безраздельно принадлежит семье, а она - ему. Наташа оставляет все свои увлечения. У нее есть нечто более важное, самое дорогое - семья. А семье важен главный ее талант - талант заботы, понимания, любви. Они: Пьер, Наташа, Марья, Николай - воплощение мысли семейной в романе.

Но сам эпитет «семейный» у Толстого гораздо шире и глубже. Можете это доказать?

(Да, семейный кружок - батарея Раевского; отец и дети - капитан Тушин и его батарейцы; «все, как дети смотрели»; отец солдатам - Кутузов. А девочке Малашке Кутузов - дедушка. Так по-родственному она назовет полководца. Кутузов, узнав от Андрея о смерти Николая Андреевича, скажет, что теперь отец для князя - он. Солдаты переставали слова Каменский - отец на Кутузов - отец. «Сын, беспокоящийся о судьбе Родины», - Багратион, который в письме к Аракчееву выскажет сыновье беспокойство и любовь к России.

И русская армия - это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. Выразитель народного мироощущения в романе - Платон Каратаев. Он, со своим отцовским, отеческим отношением ко всем, стал для Пьера и для нас идеалом служения людям, идеалом доброты, совестливости, образцом жизни «нравственной» - жизни по Богу, жизни «для всех».

Поэтому вместе с Пьером мы спрашиваем Каратаева: «Что одобрил бы он?» И слышим ответ Пьера Наташе: «Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Именно в семье Пьер приходит к выводу: «...ежели порочные люди связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».)

Может быть, Пьер воспитанный вне семьи, именно семью поставил он в центр своей будущей жизни?

(Удивительны в нем, мужчине, детская совестливость, чуткость, умение сердцем отозваться на боль другого человека и облегчить его страдания. «Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой», «Пьер неловко сидел посредине гостиной», «он был стеснителен». Он чувствует отчаяние матери, потерявшей ребенка в горящей Москве; сопереживает горю Марьи, потерявшей брата; считает себя обязанным усовестить Анатоля и просит его уехать, а в салоне Шерер и жены он будет отрицать слухи о побеге Наташи с Анатолем. Поэтому цель его общественного служения - добро, «деятельная добродетель».)

В каких сценах романа это свойство души Пьера проявляется особенно ярко?

(Большим ребенком, дитей называют Пьера и Николай, и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему, Пьеру, посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу на первом в ее жизни взрослом балу. Он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласил танцевать, и попросит своего друга Андрея ангажировать ее.)

В чем схожесть и различия душевного устройства Пьера и Наташи?

(Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Пьер в сокровенной беседе с Андреем признается другу: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», «мы жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)». Наташа «знает», что в прежней жизни все были ангелами. Эту связь первым и очень остро почувствовал Пьер (он ведь старше) и невольно переживал за судьбу Наташи: радовался и отчего-то грустил, когда слушал признание Андрея о любви к Ростовой. Он словно чего-то страшился.

Но ведь и Наташа будет страшиться за себя и за Андрея: «Как я боюсь и за него и за себя, и за все мне страшно...» И к чувству любви к ней Андрея будет примешано чувство страха и ответственности за судьбу этой девочки.

Не таким будет чувство у Пьера и Наташи. Любовь возродит их души. Места сомнения в душе не останется, все заполнит любовь.

Но проницательный Толстой видел, что еще в 13 лет Наташа своей отзывчивой на все истинно красивое и доброе душой отметила Пьера: за столом переводит взгляд с Бориса Друбецкого, которого по клялась «любить до самого конца», на Пьера; Пьер - тот первый взрослый мужчина, которого приглашает на танец, именно для Пьера девочка Наташа берет веер и разыгрывает из себя взрослую. «Я его очень люблю».

«Неизменная нравственная определенность» Наташи и Пьера прослеживается на протяжении всего романа. «Он не желал заискивать общественного благоволения», строил жизнь на внутренних личных основаниях: надеждах, устремлениях, целях, в основе которых был все тот же интерес семьи; Наташа делает то, что подсказывает ей сердце. В сущности Толстой подчеркивает, что «делать добро» у его любимых героев означает отвечать «чисто интуитивно, сердцем и душой» окружающим. Наташа и Пьер чувствуют, понимают, «свойственной им чуткостью сердца», малейшую фальшь. Наташа в 15 лет говорит брату Николаю: «Не сердись, но я знаю, что ты на ней (Соне) не женишься». «Наташа со своею чуткостью тоже заметила состояние брата», «Она умела понять то, что было... во всяком русском человеке», Наташа в науках Пьера «ничего не понимает», но приписывает им большую важность. Они никогда и никем «не пользуются» и призывают только один вид связи - душевное родство. Они истинно него дуют, переживают: плачут, кричат, смеются, делятся секретами, отчаиваются и снова ищут смысл жизни в заботе о других.)

Каково значение детей в семьях Ростовых и Безуховых?

(Дети для людей, «несемейных» - крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они - счастье, смысл жизни, сама жизнь. Как рады Ростовы возвращению с фронта в отпуск Николая, любимца и героя! С какой любовью и бережением берет на руки детей Николая и Пьер! Помните одинаковое выражение на лице Николая и его любимицы - черноглазой Наташи? Помните, с какой любовью Наташа вглядывается в родные ей черты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера? Марья счастлива в семье. Ни одной похожей на счастливые семейные картины мы не найдем у Курагиных, Друбецких, Бергов, Карагиных. Помните, Друбецкому было «неприятно вспоминать о детской любви к Наташе», а все Ростовы только дома абсолютно счастливы: «Все кричали, говорили, целовали Николая в одно и то же время», здесь, дома, среди родных, Николай счастлив так, как не был счастлив уже полтора года. Семейный мир для любимых героев Толстого - мир детства. В самые трудные моменты своей жизни Андрей и Николай вспоминают родных: Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме, Марье; под пулями - о наказе отца. Раненный Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих. Эти герои - живые, понятные нам люди. Их переживания, горе, радость не могут не трогать.)

Можно ли сказать, что у героев романа детская душа?

(У них, любимых героев автора, свой мир, высокий мир добра и красоты, детский чистый мир. В мир зимней сказки переносят себя Наташа и Николай в святочную ночь. В волшебном сне наяву проводит последнюю в своей жизни ночь на фронте 15-летний Петя Ростов. «Ну-ка, наша Матвевна», - говорил про себя Тушин. «Матвевной» представлялась в его воображении пушка (большая, крайняя, старинного литья...). И мир музыки тоже объединяет героев, возвышая, одухотворяя их. Петя Ростов во сне руководит невидимым оркестром, «княжна Марья играла на клавикордах», Наташу учит пению известный итальянец. Николай выходит из нравственного тупика (проигрыш Долохову в 43 тысячи!) под воздействием пения сестры. И книги в жизни этих героев играют важную роль. Андрей запасается в Брюнне «на поход книгами». Николай положил себе за правило не покупать новой книги, не прочитав прежде старых. Мы увидим с книгой в руках Марью, Наташу и никогда - Элен.)

IV. Итоги.

Даже чистейшее слово «детский» ассоциируется у Толстого со словом «семейный». «Ростов опять вошел в этот свой семейный детский мир»... «Ростов чувствовал, как под влиянием этих ярких лучей любви Наташи, в первый раз через полтора года. На душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома». Детская улыбка у Пьера. Детское, восторженное лицо у юнкера Николая Ростова.

Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, - это, по убеждению Толстого, и есть сердце - вина нравственности, суть прекрасного в человеке:

Андрей на Праценской высоте со знаменем в руках поднимает за собою солдат: «Ребята, вперед! - закричал он детским голосом».

По-детски несчастными глазами будет смотреть на Андрея Кутузов, узнав о смерти старшего Болконского, своего боевого товарища. Детским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать Марья на вспышки беспричинного гнева своего мужа.

У них, этих героев, даже лексика доверительная, домашняя. Слово «голубчик» произносят и Ростовы, и Болконские, и Тушин, и Кутузов. Поэтому ломаются сословные перегородки, и солдаты на батарее Раевского приняли Пьера в свою семью и прозвали его наш барин; легко в офицерскую семью входят Николай и Петя, очень дружны семьи молодых Ростовых - Наташи и Николая. Семья развивает в них лучшие чувства - любви и самоотдачи.

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Исторический план в романе. Образы Кутузова и Наполеона. Соединение в романе личного и общего. Значение образа Платона Каратаева.

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой

Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Экзаменационный реферат по литературе

Идеал семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Выполнила

ученица 11 класса В

Селянина Яна Валерьевна.

Проверил

учитель русского языка и литературы

Балуева Елена Николаевна.

г. Новомосковск

I.Введение..................................................................................................................3

II.Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир».....................................4 -30

1.Атмосфера семейного мира в романе.

2.Прототипы героев романа

3.Семья Болконских

4. Семья Курагиных

5. Семья Ростовых

6. Отношение между Пьером Безуховым и Натальей Ростовой- идиллия семейного счастья.

III.Заключение.....................................................................................................31 - 32

IV.Список использованной литературы.................................................................33

I. Введение.

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, пытаясь понять его. Вспомним пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», роман И. А.Гончарова «Обломов», роман-эпопею

Л. Н. Толстого «Война и мир».

Что есть для Л.Н.Толстого идеальная семья? Для ответа на данный вопрос обратимся а роману писателя «Война и мир», где мастер слова раскрывает психологию героев, показывая их отношение к другим людям и вечным человеческим ценностям: природе, искусству, любви, их способность к самоотречению. К проблеме семейных отношений Л.Н.Толстой всегда относился очень серьезно. Он считал, что в семье самое главное - мир, взаимопонимание и любовь. В романе главными героями оказываются не только отдельные личности, но и их семьи, в которых герои живут. На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с жизнью нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных.

Л.Н.Толстой писал: “В “Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Карениной” мысль семейную”. Но это не значит, что “мысль семейная” не присутствует в ”Войне и мире”. Вообще, ”Война и мир”- во многом семейный роман. Главная же его мысль - мысль о мире. Мир это любовь, согласие, но это также и отдельные миры человеческие объединения. Главное же человеческие объединения это семьи. Л.Н. Толстой семейный писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героев одиночками. В постоянном развитии наблюдаем мы не только героев романа, но и сами семьи, отношения внутри них.

Мне кажется, что, изобразив в романе отношения людей внутри семьи, Толстой хотел сказать этим очень многое. Во-первых, семья очень сильно влияет на духовное развитие человека. На примере семьи Болконских мы видим, как из поколения в поколение в этой семье передаются все лучшие качества человека. Во-вторых, если бы не было таких семей, то трудно было бы России победить в войне 1812 года (у подобных людей была единственно важная цель спасти Россию).

Выбор мною данной темы реферата обусловлен желанием разобраться, какую семью, изображённую в романе «Война и мир», можно считать идеальной.

Цель данной работы определить, какая семья в романе « Война и Мир» является лучшей, идеальной.

Анализируя литературу по теме реферата, можно выделить несколько основных источников, с опорой на которые и велась наша деятельность.

С.Г. Бочаров в своей книге «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»» пишет о том, что семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого играла важную роль. Именно семья делает из человека человека, нравственно воспитывает его.

Л.А. Смирнова в книге «Русская литература 18-19 века» сравнивает отношения в семьях в романе «Война и мир» и делает вывод, что идеал семьи, по Толстому, семья Наташи и Пьера.

Реферат состоит из введения, 6-и глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

II. Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир»

1) Атмосфера семейного мира в романе

Склад психологии человека, его взгляды и судьба, по Толстому, во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву. И не удивительно, что многие главы романа-эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям. Хотя Толстой порой и изображает рознь между кровно близкими людьми (натянутые отношения княжны Марьи с отцом в пору их московского житья; отчуждение между Николаем и матерью из-за его намерения жениться на Соне) , главное в семейных эпизодах «Войны и мира»- неподдельно- живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу. Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома) . Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно.

Семья, по Толстому,- это свободно- личностное, неиерархическое единение людей. Эту ростовскую традицию наследуют и вновь сложившиеся семьи, о которых идет речь в эпилоге. Взаимоотношения мужа и жены в романе не регламентированы ни обычаем и привычным этикетом, ни вновь вводимыми правилами. Они естественно устанавливаются каждый раз заново. У Наташи и Пьера совсем иначе, чем у Николая и Марьи: право первого голоса не предопределено ничем, кроме индивидуальных черт людей. Каждый член семьи свободно и полно проявляет в ней свою личность.

Для толстовских героев в самом деле неоценимо важны их «фамильная» общность и приобщенность к семейному приданию, традициям отцов и дедов. Когда французы вот-вот должны были подойти к Богучарову, княжна Марья ощущала себя « обязанную думать за себя мыслями своего отца и брата»: «...что бы сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать». Подробные же заботы всецело овладевают Николаем Ростовым в тяжелую для семьи пору: он не отказывается от обязательства уплаты долгов, так как память об отце для него священна.

Семья, по Толстому,- это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным.

В кризисных обстоятельствах (если того требует жизнь) герои романа готовые не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых, предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей. Как суровую необходимость Болконские воспринимают службу в армии князя Андрея, Ростовы уход на войну Пети. Участвуя в петербургской аппозиции правительству, Пьер сознательно идет на встречу серьезнейшим испытанием для себя и семьи.

В мирный быт Болконских и Ростовых вовлечен широкий круг внесемейных связей. Поездки к соседям, прием гостей, долгое пребывание в домах родственников и друзей, выезды в свет- все это органично входит в «обычность» семьи Ростовых. Повседневность ростовского дома (как московского, так и отрадненского) немыслима без живых контактов господ с дворовыми.

В домашней жизни толстовских героев находится место и обсуждению «общих» проблем, нравственно- философским раздумьям, спорам на военные и политические темы. Подобный «тон» в семье Болконских задает Николай Андреевич, который несмотря на то, что безвыездно находится в Лысых Горах, знает «положение вещей» в России и Европе лучше, чем многие обитатели столицы. Можно вспомнить и рассуждения о войне в доме Ростовых, и философическую беседу Пьера с Андреем Болконским в Богучарове. Пытливая, ищущая, встревоженная мысль, нескончаемый нравственный поиск, столь характерные для семьи Болконских, проявляются и в эпилоге: Графиня Марья ведет дневник, записывая свои мысли о воспитании детей. Неприметно и естественно возникает в Лысых Горах 1820 г. Спор- в традициях Болконских- о современной России, о ее дальнейших путях развития. Нравственно- философские помыслы графини Марьи и гражданское воодушевление Пьера есте

Разделы: Литература

Цель : рассмотреть роль семьи в понимании Толстого и на современном уровне.

Знать : толстовский идеал (патриархальная семья: забота старших о младших, младших о старших, умение каждого больше отдавать, чем брать, взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, уважении, на “добре” и “правде”). Черты семьи на современном этапе.

Уметь: рассуждать, делать выводы, обобщения, говорить от лица героя, пересказывать близко к тексту.

Оборудование, наглядность : портрет писателя, эпиграф, рисунки студентов, иллюстрации к роману, “советы психолога”

Домашнее задание : письменный ответ на вопрос, подготовка к сочинению.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям

I .Организационный момент. (Группа поделена на “малые” подгруппы, представляющие семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.)

II. Слово преподавателя.

– Сегодня занятие будет максимально приближено к жизни. Ведь тема его касается каждого из нас и не может оставить никого равнодушным. (Запись темы.)

– Мы рассмотрим семейные отношения героев романа с точки зрения Толстого и поговорим о современном понимании семьи. Нам поможет преподаватель психологии. Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе. Малыш приходит в новый мир ни плохим, ни хорошим, похожим на белый лист бумаги.
– Как вы думаете, от чего завит, каким ему быть?
(Он будет таким, каким его воспитают родители.)
– Вспомните героев литературных произведений, на формирование которых повлияла семейная атмосфера. (Обломов не родился апатичным и ленивым, таковым его сделала жизнь в Обломовке; Иудушка Головлев и все семейство погибло под влиянием мертвящей, разлагающей душу семейной обстановки).
– Мудрецы говорили: “У человека может быть три беды: плохое здоровье, плохие дети и плохая старость”. От первого бедствия человек не гарантирован, а от плохих детей и плохой старости есть гарантия, если правильно воспитать своих детей. Великий Толстой уверен, что добро воспитывать и созидать нужно в семье. “Люди как реки: у каждого есть свой исток, свое русло. Исток этот – родной дом, семья, традиции и уклады”.
– Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? (В своих дневниках писатель пишет: “ Ежели враждебных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, ясно, что наука вообще и философия в особенности не только не бесполезны, но даже необходимы, и не только для одних Сократов, а для всех”.)

Запись: “Желание к учебе, любознательности детей надо поощрять в раннем возрасте, необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип “больше отдавать, чем брать”

– Согласны ли вы с этими мыслями Толстого? Что вы думаете по этому поводу?
– Роман “Война и мир” – отражение широты мировоззрения писателя, потому как много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи писателя и его жены Софьи Андреевны. Эти герои проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Они показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. Используя прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.
– Назовите семьи, которые описаны в романе. Кто из героев является носителем каких-либо черт толстовской семьи?
– Все семьи в романе подвергаются основным испытаниям: светской жизнью, любовью, войной. Каким семьям симпатизирует Толстой и почему? (Из них выходят любимые герои.)
– Чем ему симпатична семья Ростовых? Зачитайте портретную характеристику героев из текста или авторский комментарий. Позвольте представить вам семью Ростовых: Илья Андреевич Ростов, графиня, Николай Ростов, Петя, Соня, Наташа. К ним присоединилась Марья Дмитриевна Ахросимова. Давайте послушаем главу семьи.

Граф Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

Графиня Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

(Сценка.)

(В комнату вбегает Наташа.)

Граф (вскочил, широко, расставив руки): Вот она, именинница! Ма Шер, именинница, порох-девка!

Графиня (с осуждением): Милая, на все есть время. (К графу) Ты её балуешь.

Марья Дмитриевна: Ма Шер, моя милая, поздравляю вас. Какое прелестное дитя! (дарит сережки, Наташа крутится и примеряет).

Наташа(подбегает к матери, показывает куклу): Видите, кукла…Мими…Видите…

(Наташа громко смеётся.)

Графиня: Ну, поди, поди! Сядь, Наташа, уймись.

Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.

Преподаватель : Ребята, а о каких трудных ситуациях говорит Наташа? (Увлечение Анатолем Курагиным. Анатоль – символ свободы для Наташи от ограничений патриархального мира, от границ дозволенного. Она открыта, искренне принимает увлечение за любовь.)

– А почему тогда Толстой не соединил Натушу и Андрея? (Прямые и гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых. Они не способны связать свои жизни: ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга. Потому, по мнению Толстого, единение этих двух родов возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей.)

Николай: Мне даже сейчас стыдно вспоминать о том поступке. Я проиграл Долохову 40 тысяч рублей. Это было полным разорением для семьи, но ни слова упрека я не услыщал. Мы всегда готовы друг друга поддержать, особенно, когда в дом приходит беда. Особенно тяжело было маменьке после смерти Пети. Все страдали, но старались согреть друг друга любовью.

Ахросимова: Ну, тогда уже и я скажу. Я хорошо знаю эту семью. У них есть талант жизни. Они, как дети, радуются природе, рядятся на Святки, ездят в гости, любят музыку. Такая искренность в дворянской поместной семье – редкость. На мой взгляд, главные черты этой семьи – честность, порядочность, интуиция и жизнь сердца.

Преподаватель : давайте запишем в тетрадь те основные черты семьи Ростовых, которые уже были названы.

Вид записи в тетради:

Толстой о семье Современный взгляд на семью.
Ростовы:
  1. любовь
  2. доверие
  3. искренность, открытость
  4. нравственный стержень
  5. умение прощать
  6. жизнь сердца

Болконские:

  1. высокая духовность
  2. гордость, мужество
  3. честь, долг
  4. деятельность, ум
  5. сила духа
  6. любовь естественная, скрытая под маской холодности

Курагины:

  1. отсутствие родительской любви
  2. материальное благополучие
  3. отсутствие духовной красоты
Современная семья :
  1. желание жить самостоятельно
  2. материальное благополучие
  3. желание больше брать, чем отдавать
  4. предпочтение, чтобы их любили
  5. желание удовлетворить свои потребности за счет других
  6. любовь, верность
  7. карьера
  8. красота внешняя превалирует над духовной
  9. взаимопонимание
  10. снижение нравственности

Преподаватель : Ну, а что Толстой говорит о семье Болконских? Прочитайте выдержки из текста. Представляем семью Болконских: Николай Андреевич, княжна Марья, князь Андрей.

Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал свои детям патриотизм и гордость.

Княжна Марья: Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

Князь Андрей: Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

Преподаватель: Дополните таблицу сведениями, где укажете отличительные черты семьи Болконских. (Высокая духовность, гордость, прямая честь, любовь естественная, искренняя, скрытая под маской холодности, честь, долг, деятельность, ум.)

И отец, и сын Болконские прошли испытание войной, которая требовала величайшего напряжения духовных сил. Отечественная война выявила главные черты каждой семьи. Семья Курагиных и войну осталась эгоистичной, безнравственной, корыстолюбивой.

– Попросим князя Курагина рассказать о своей семье.

Князь Василий: У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное, материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.

Элен: Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.

– Согласны ли вы с Элен и князем Василием? Какая семья вам показалась ближе? Почему, по мнению Толстого, семья Курагиных не имеет права на существование? Какова судьба членов семьи? Есть ли у них дети?

(Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.)

– С какими еще семьями можно сравнить семью Курагиных? (Веры и Берга, Друбецких. Берги подражают другим. Их девиз: как у других. Этой семье будут даны дети, но они, наверняка, будут нравственными калеками.)

– Есть ли семьи идеальные? (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

– Согласны ли вы с этим мнением? Каково ваше понимание семьи на современном уровне?

(Рассказ психолога о психологии семейных отношений, о любви, статистика, анкеты.)

Предварительно были написаны сочинения студентами, где они высказались по поводу их будущих семей “Какой я представляю свою будущую семью”

“Муж мой будет красивый, необязательно богатый, какого полюблю. Его положение неважно. Очень хочу, чтобы у нас была дружная семья”

“Я хочу простую, обыкновенную семью, хороших друзей, любящего мужа и работу. Хочу жить со свекровью, чтобы она учила меня всему. Я буду уважать ее и любить. Замуж хочу выйти рано” и др.

– Давайте закончим заполнение нашей таблички. Какие черты современной семьи вы можете выделить?

Советы психолога для счастливой семейной жизни.

  1. Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь. Будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем.
  2. Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь? Проявляйте чуточку внимания ежедневно.
  3. Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните: для успеха в счастливой семейной жизни нужно быть подходящим мужем или женой.
  4. Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, упреки, как укусы кобры, всегда уничтожают и убивают.
  5. Не критикуйте бесплодно свою жену или мужа, тем более в присутствии других. Одна их причин разводов: бессмысленная критика, разбивающая сердца вдребезги.
  6. Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните: для того, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность.
  7. Истинные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.
    Рассмотрение ситуации: “Молодые супруги. Пара распадается. Как будут они вести себя в этот момент”.

Преподаватель: Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.

Вступление

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви, такого высокоморального воспитания прекрасен – это Наташа Ростова. Она вобрала в себя лучшие качества родителей: от отца взяла доброту и широту натуры, желание осчастливить весь мир, а от матери – заботливость и хозяйственность. Одно из самых важных качеств Наташи – естественность. Она не способна играть роль, жить по светским законам, ее поведение не зависит от мнения окружающих. Это девушка с раскрытой нараспашку душой, экстраверт, способный целиком и полностью отдаваться любви ко всем людям вообще и ко своей второй половинке. Она – идеал женщины с точки зрения Толстого. И этот идеал воспитала идеальная семья.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

«Гадкий утенок» семьи Ростовых, Вера, выбрала для себя совсем другой путь – путь эгоизма. Выйдя замуж за Берга, она создала семью, не похожую ни на Ростовых, ни на Болконских. Эта ячейка общества основана на внешнем лоске и жажде обогащения. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать фундаментом общества. Почему? Потому что в таких отношениях не ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.

Болконские: долг, честь и разум

Семья Болконских, служивых дворян, несколько отличается. Каждый из членов этого рода – примечательная личность, талантливая, цельная и одухотворенная. Это семья сильных людей. Глава семьи, князь Николай, – человек крайне резкого и неуживчивого характера, но не жестокий. Поэтому его уважают и побаиваются даже собственные дети. Больше всего старый князь ценит умных и деятельных людей, и поэтому пытается воспитать в дочери такие качества. Андрею Болконскому от отца достались благородство, острота ума, гордость и независимость. Сын и отец Болконские – разносторонне образованные, умные и сильные духом люди. Андрей – один из самых сложных персонажей романа. С первых глав эпопеи и до конца своей жизни этот персонах проходит сложнейшую духовную эволюцию, пытаясь постичь смысл жизни и найти свое призвание. Тема семьи в «Войне и мире» во всей полноте раскрывается в конце жизни Андрея, когда он все-таки понимает, что счастливым может стать только семьянин, окруженный дорогими сердцу людьми.

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Тест по произведению

Учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска.

Цель урока : показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.

Задачи :

– на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Авторский идеал семьи в романе», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

– развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

– формировать собственный семейный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», видеофрагменты экранизации романа «Война и мир», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев романа, шаблон генеалогического дерева.

Используемая образовательная технология: педагогическая мастерская.

Эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой).

Ход урока

1-й этап – индукция . Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы с Вами собрались здесь, чтобы отправиться в творческую мастерскую по страницам одного из романов русской литературы и чтобы написать психологический портрет героев этого романа.

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Плоды первого дают бессмертие, под деревом здесь разумеется вера. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Вспомним и генеалогическое древо русских царей, их жизни – это история, ушедшая своими корнями в далекое прошлое, но позволяющая нам дать свою оценку времени и событиям, олицетворением которых они были.

Отражение поступков, их оценку можно найти не только в истории, но и в литературе. В литературе, как в зеркале, отражается история, но только преломленная через призму духовности.

Я прошу Вас обратить свое внимание на экран, где будет представлен эпизод романа русской литературы, являющийся, по моему мнению, одним из корней русской национальной культуры.

Экранизация эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

2-й этап малое афиширование.

1.Скажите, эпизод какого литературного произведения был представлен на экране?

(роман «Война и мир», эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»).

2.А кто эти герои? (Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Слово учителя.

Выбор этого эпизода не случаен – в нем оживают герои, олицетворяющие честь, любовь к Отчизне, долг перед Отечеством – с одной стороны, гостеприимство, радушие, открытость – с другой. Именно эти качества ложатся в основу авторского идеала семьи.

Каждая семья в романе имеет свою историю, гордится своим родом, традициями.

Хочется заметить, что это не только портрет героя, где красиво или нет прописаны его черты, но это и тот внутренний мир, те ценности, которые идут от отца к сыну, те нравственные мерила, которые идут из рода в род, впитываются с молоком матери.

– Вы узнали произведение, с которым мы будем работать, и увидели работы студентов. Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит задача? Что станет результатом работы мастерской? (составление генеалогического дерева)

– Составление генеалогического древа – не самоцель, важнее – уяснить нравственный облик семьи, те моральные качества, которые ложатся в основу авторского идеала семьи?

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев романа).

Слово учителя. Л.Н. Толстой, тонкий исследователь человеческой души, говорил: «Люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Мир семьи – важнейшая составляющая романа.

Для того чтобы достичь цели нашего учебного занятия, отправимся в творческую мастерскую по изучению романа «Война и мир».

Итак, мы отправляемся в родовое имение семьи Болконских – Лысые горы.

При работе с текстом романа Вы будет получать карточки, которые лягут в основу генеалогического древа на следующем этапе нашего урока, для того чтобы зафиксировать полученные знания, Вы заполняете рабочие листы , лежащие у Вас на столах.

Рассказ о генеалогическом древе в столовой дома Болконских.

Семья Болконских.

Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25).

Беседа по вопросам:

1.Кто из героев романа может быть представлен среди плодов этого древа?

2.Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

– Н.А. Болконский;

– Княжна Марья;

– Андрей Болконский;

– Маленькая княгиня Лиза Болконская (работа с карточкой: сравнительный анализ);

– Николенька Болконский;

– Николай Ростов;

– Дети Марьи Болконской и Николая Ростова.

3.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских (сцена прощания с сыном, прощание с сестрой, Марья и Бурьен).

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Вывод: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Работа с таблицей (соотнесение героя и черт характера).

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз повторить нравственные качества семьи Болконских.


5-й этап мастерской – социализация.

Слово учителя. Сейчас из карточек Вам предстоит составить генеалогическое древо семьи Болконских, используя полученные знания.

(Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала. Они самостоятельно выстраивают свой наглядный образ, сформировавшийся у них в ходе данного урока, при помощи карточек с иллюстрациями, полученных на предыдущем этапе.
Таким образом, происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством).

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание «произведений» - творческих работ обучающихся в аудитории и ознакомление с ними.

7-й этап – этап мягкой коррекции . Учитель делится своими наработками, показывает обучающимся свое видение темы и идеи урока – представляет творческую работу как образец.

8-й этап проект мастера. Сравниваются проекты обучающихся и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

9-й этап – разрыв. Это внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными источниками.

– Скажите, какие дворянские семьи еще представлены в романе?

– Чем похожи дома Болконских и Ростовых?

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Сейчас я предлагаю Вам обратить свое внимание на экран (работа с деревом Ростовых и Курагиных).

Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых овеян своей поэзией. Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно. Это семейное счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. В этом доме нет места искренности и порядочности.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Последний этап – рефлексия. Отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Происходит совместное обсуждение результатов урока и того настроения, которое осталось после него.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Рабочий лист обучающихся

Имя героя романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Нравственные качества героев

Князь Николай Андреевич Болконский

Андрей Болконский

Княжна Марья Болконская

Маленькая княгиня Лиза Болконская

Николенька Болконский

Николай Ростов

Старший сын Андрюша

Трехлетняя Наташа

Сын Митя