Александра пахмутова биография личная жизнь дети. Александра пахмутова - биография, информация, личная жизнь

Родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка (ныне часть Кировского района Волгограда), Нижне-Волжский край.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.06.1971).
Народная артистка РСФСР (1.08.1977).
Народная артистка СССР (22.06.1984).
Герой Социалистического Труда (29.10.1990).

В три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с ней учились будущие всемирно известные пианист Е.В. Малинин, скрипач Э.Д. Грач и многие другие.

По окончании музыкальной школы в 1948 году поступила в Московскую государственную консерваторию (класс В.Я. Шебалина).
В 1953 году окончила консерваторию, а в 1956 году – аспирантуру, защитив диссертацию на тему «Партитура оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Автор музыки вокального цикла «Созвездие Гагарина», популярных песен («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Нежность», «Мелодия»). Работает в творческом содружестве с мужем, поэтом Николаем Добронравовым.

Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А.Н. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность» (1974). В кино - с 1957 года («Семья Ульяновых»).

В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России. С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 год – депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года.
Именем Пахмутовой назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.
31 мая 2011 городское собрание депутатов г. Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню «Магнитка» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.

призы и награды

Государственная премия СССР (1975) - за песни (1971-1974).
Государственная премия СССР (1982) - за музыку к фильму «О спорт, ты - мир!» (1981).
Премия Ленинского комсомола (1966) - за цикл песен о молодёжи и комсомоле.
Государственная премия Российской Федерации (2015) - за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2014 года
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства - за вклад в развитие культуры (2016)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999).
Два ордена Ленина (6.11.1979, 29.10.1990).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971).
Орден Дружбы Народов (1986).
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 апреля 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2014) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2014)
Первый почетный гражданин города Усть-Илимска (9.11.1979).
Почётный гражданин Луганска (1971).
Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993).
Почётный гражданин Братска (26 августа 1994).
Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000).
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2004).
Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союзного государства (10 марта 2004).
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2005 г.
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008).
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы»
Почётный гражданин Магнитогорска (1994)
Почётный профессор МГУ (2015)

Недавно ей исполнилось 85 лет, пятьдесят из которых она любит одного мужчину - своего мужа. Она не стареет сердцем, и поэтому по-прежнему молода, как и сотни ее песен, написанных в разные годы и ставших народными. Рассказываем об уроках жизни хрупкой женщины и талантливого композитора Александры Пахмутовой.

Александра Пахмутова с мужем Николаем Добронравовым и другом семьи Сергеем Гребенниковым

Жить по средствам

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Музыкальный талант она унаследовала от отца, который самостоятельно научился играть на фортепиано, балалайке, скрипке, арфе. Он имел безупречный музыкальный слух, создал в Бекетовке любительский оркестр, но получить специальное образование не имел возможности.

Талант у Али, как называли и называют ее близкие, проявился очень рано. В три года, после посещения кинотеатра, девочка уселась за пианино и стала подбирать на слух только что услышанные мелодии. Отец начал заниматься с дочерью, и в четыре года она уже написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». В шесть лет поступила в Сталинградскую музыкальную школу, куда трижды в неделю возила ее на электричке мама. А в девять лет вместе с отцом в четыре руки играла первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Война на время прервала ее учебу, но не помешала ей осуществить мечту. В 1943 году отец привез четырнадцатилетнюю Алю в Москву. Здесь она поступила в музыкальную школу при консерватории. Через 10 лет она окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, еще через три года - аспирантуру.

Со своим будущим мужем Николаем Добронравовым они встретились весной 1956-го. Познакомились на Всесоюзном радио, в студии детского вещания. Николай Николаевич тогда работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах для подростков, а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа. Для нее он был мушкетером Арамисом, которого Добронравов играл тогда в ТЮЗе. Поэтому, когда Аля ждала его после спектакля, он просил друзей, чтобы спектакль играли чуть быстрее.

Они не стали откладывать свадьбу: поженились в том же году, шестого августа. Особого торжества, как и белого платья у невесты, не было: Александра выходила замуж в простом розовом костюме, сшитом мамой и сестрой. В свадебное путешествие отправились в Абхазию, к родственникам Добронравова.

Поэтому: начиная семейную жизнь стоит помнить, что лучший стартовый капитал - любовь, которую молодая семья должна сохранить и приумножить. А вот белые платья, лимузины и дорогостоящие свадебные путешествия, к сожалению, не дают гарантии счастья на долгие годы.

Хранить верность себе и друг другу

Большинство песен Александра Пахмутова написала в соавторстве со своим мужем, Николаем Добронравовым. Супруги говорят, что изменяли друг другу только творчески: песня «Старый клен» написана на стихи Михаила Матусовского, а «Песня о тревожной молодости» - на стихи Льва Ошанина. К появившимся на свет мелодиям Александра Николаевна очень строга и не допускает ни малейшего намека на плагиат: «Бывает, сочинишь потрясающую мелодию, влюбишься в нее и вдруг с сожалением обнаруживаешь, что у нее уже есть автор. Если не хочешь быть звездой, а настоящим мастером, надо найти в себе силы отказаться от этой мелодии. Это примерно то же самое, если бы понравившаяся вам женщина оказалась женой вашего друга».

Композитор Родион Щедрин как-то сказал о песнях Пахмутовой и Добронравова: «Им Бог фонариком посветил… Не названия песен, а афоризмы: «Трус не играет в хоккей», «Надежда - мой компас земной», «Усталая подлодка». Душой они всегда были с теми, о ком писали: космонавтами, спортсменами, строителями. Но для того, чтобы написать песни о любви, нужно любить друг друга так, как любят они.

Поэтому: если научиться делать выбор в пользу того, что вам действительно дорого, то верность - к близкому человеку или своему делу - никогда не будет в тягость. А результатом этого станет успех и благополучие.

Радоваться жизни

Александра Пахмутова, несмотря на свою публичность, хранит свой семейный очаг от посторонних глаз. «Особого рецепта семейного счастья у нас нет, - ответила она как-то на вопросы журналистов, - главное, не принципиальничать и не придираться по мелочам». А Николай Добронравов добавил цитату из любимого Экзюпери: «Любить - смотреть не друг на друга, а в одном направлении».

Свою семью они называет нетрадиционной в том смысле, что они с Николаем Добронравовым всегда живут очень просто, довольствуясь тем, что есть. По-прежнему путешествуют по стране , участвуют в фестивалях и концертах, с интересом общаются с молодежью, помогают открыться новым именам, и конечно же, пишут песни.

Поэтому: оптимист, человек, излучающий любовь к окружающему миру, никогда не будет одиноким. В этом не приходится сомневаться, глядя на улыбку Александры Николаевны Пахмутовой, всегда молодой и всегда современной.

Другие фото Александры Пахмутовой смотрите в галерее.

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.


Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».


Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

Александра Пахмутова – это женщина, музыка которой стала настоящим символом советской эпохи. Ее композиции исполняли первые звезды СССР, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях Советского союза. Именно поэтому с течением лет наша сегодняшняя героиня стала одним из самых уважаемых композиторов своего времени.

Но какие еще факты и события стоит вспомнить, ведя речь о жизни и творчестве Александры Пахмутовой? Узнать все самое интересное из жизни этой выдающейся женщины вы сможете из нашей статьи.

Ранние годы, детство и семья Александры Пахмутовой

Александра Николаевна Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как отмечается в большинстве источников, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в трехлетнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а потому сочинять свои первые композиции начала уже очень и очень рано. По сообщениям большинства биографов, свою первую мелодию девочка написала уже в пять лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой.

Видя тягу дочери к музыкальному искусству, родители Саши в семь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, где она впоследствии училась пять лет – вплоть до начала Великой отечественной войны. В 1941-м году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и родной Сталинград, отправившись вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова продолжила обучение в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища).

Ее обучение проходило гладко. Александра планомерно совершенствовала свое мастерство. Однако в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. На дворе стоял 1943-й год.

В самый разгар Второй мировой войны данный поступок казался безумием. Но Александра не собиралась сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Московской гос. консерватории имени Чайковского. В этом месте она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно посещать кружок юных композиторов.

Интервью с Александрой Пахмутовой

В этот период ее педагогами и наставниками были выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Щебалин. Последний также стал ее куратором после того как девушка поступила на композиторское отделение консерватории. У Щебалина Пахмутова также проходила курс обучения в аспирантуре.

Звездный путь композитора Александры Пахмутовой

В течении своей жизни Александра Пахмутова работала в самых разнообразных жанрах. Она писала музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку нашей сегодняшней героини поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а также в Одесском государственном театре оперы и балета.

Данные успехи сделали Александру Пахмутову признанным деятелем искусства СССР, а также принесли ей многие государственные награды. Однако, несмотря на это, наибольшую славу актрисе обеспечили произведения, созданные для массовой культуры. Так, в частности, музыка композитора звучит в таких кинофильмах как «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь - трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, - ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а также многих других картин. Кроме того, Александрой Пахмутовой создан целый ряд песенных произведений, которые впоследствии исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно они, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве Советского союза.

Таисия Повалий и Александра Пахмутова - Нежность

В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой вышли такие песни как «Беловежская пуща» (Песняры), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а также многие другие замечательные композиции. Кроме того, песни композитора исполняли также такие звезды тех лет как Михаил Боярский , Тамара Гвердцители , Эдита Пьеха , София Ротару , Анна Герман и некоторые другие исполнители. Композиции Пахмутовой также находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе нескольких детских студий. В данном контексте стоит отметить, что Александра Пахмутова часто создавала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около сорока песен, которые впоследствии прозвучали в мультипликационных фильмах, а также попали в репертуар детских ансамблей.

Не менее яркой была судьба и других ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, стали культовыми хитами уже во времена СССР. Многие из них остаются настоящими шлягерами и сегодня. В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Союза композиторов СССР. Оставить этот пост Пахмутовой пришлось лишь после его упразднения.

Александра Пахмутова в настоящее время

За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор была награждена званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки Советского союза.


Кроме того, в ее коллекции есть Орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые другие награды. В настоящее время Александра Николаевна также является почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска. Все это еще раз говорит о высоком признании заслуг композитора.

В последние годы наша сегодняшняя героиня ведет тихий образ жизни. Время от времени она также появляется на концертах, а также сочиняет новые мелодии. Однако музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для души.

Личная жизнь Александры Пахмутовой

Большую часть своей жизни Александра Пахмутова прожила с одним мужчиной – композитором и поэтом Николаем Добронравовым, в сотрудничестве с которым ею было написано множество хитов. Пара живет в Москве. Детей у них нет.

Живая легенда советской сцены, великий композитор Александра Николаевна Пахмутова прожила с единственным мужчиной – поэтом Николаем Добронравовым. Эту пару давно окрестили самой любящим и долгоиграющим семейным союзом всей России. Только представьте: два талантливых человека, легенды советской песни, прожили вместе почти всю свою жизнь – 62 года. Муж Александры Пахмутовой признается, что никогда не сомневался, что встреча с Александрой была его судьбой. Самое трогательное в их истории любви, пожалуй то, что спустя столько лет Пахмутовой и Добронравову удалось сохранить свои чувства и продолжать смотреть друг на друга влюбленными, полными любви глазами…

Муж Александры Пахмутовой - фото

История любви знаменитой поэтессы и композитора зародилась в далеком 1956 году. Своего будущего мужа Александра Пахмутова встретила на работе, тогда она являлась сотрудником студии детских радиопрограмм Всесоюзного радио.

Молодой поэт Николай Добронравов в то время трудился в Московском театре юного зрителя, зачитывая свои стихотворения в программах для детишек, а за музыкальное сопровождение отвечала миниатюрная блондинка (рост Александры Пахмутовой всего 149см). Их первым совместным творением стала песенка «Лодочка моторная», к которой Пахмутова написала музыку, а Добронравов – слова. Именно во время совместной работы над этим произведением у молодых людей взаимно зародились по-настоящему сильные чувства и они решили никогда не расставаться друг с другом.

Их отношения развивались настолько стремительно, что уже через несколько месяцев после знакомства, 6-го августа того же года, Александра Пахмутова и Николай Добронравов сыграли довольно скромную свадьбу. Интересный факт из биографии великого композитора: поскольку денег не то что на торжество, даже на свадебное платье для невесты, им не хватило, мама Пахмутовой сшила костюм из недорогой розовой материи. Свой медовый месяц Александра Пахмутова с мужем провели в Абхазии, остановившись погостить у семьи жениха.


“Главное – смотреть не друг на друга, а в одном направлении”

Муж Пахмутовой, Николай Николаевич Добронравов, признается, что за 60 лет в их семье, как и у всех, бывали трудные моменты, были и ссоры, и недопонимания. Но на помощь всегда приходила музыка, и увлекаясь написанием очередного шлягера Александра и Николай забывали о временных трудностях, полностью отдаваясь любимому делу.


Несмотря на то, что детей их семье Бог не послал, творческий союз Пахмутовой-Добронравова стал невероятно плодотворным. Вместе со своим мужем Александра Пахмутова создала более сотни русских шлягеров, а также музыку к фильмам и постановкам. Написав большинство своих песен вместе, герои шутят, что изменяли друг другу исключительно в творчестве, сотрудничая с другими поэтами. Например, легендарную песню «Старый клен» из кинофильма “Девчата” Александра Пахмутова создала в соавторстве с поэтом Михаилом Матусовским, а текст к «Песне о тревожной молодости» написал советский поэт Лев Ошанин.


Рецепт счастья

Сама Александра Пахмутова говорит, что ее семья отличается от среднестатистической тем, что им с мужем хватает того, что у них есть. Они никогда не гнались за какими-либо благами и всегда жили просто, без излишеств.

Пожалуй, главный секрет семейной идиллии Александры Пахмутовой и ее мужа – не придираться друг к другу по пустякам и хранить личную жизнь от лишних взглядов посторонних людей.


Несмотря на почтенный возраст (Александре Николаевне в этом году исполнилось 89, А Николаю Николаевичу – 90), великий композитор с мужем по-прежнему ездят по стране, принимая участие в различных концертах и фестивалях, с удовольствием делятся своим бесценным опытом с молодым поколением и занимаются написанием новых хитов.