Выставка «Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества «Голубая роза. Почему нужно идти на выставку «Борисов-Мусатов и мастера "Голубой розы"»? Борисов мусатов в михайловском замке

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Выставка представляет творчество В.Э.Борисова-Мусатова (1870–1905) – одного из ведущих мастеров русского символизма в контексте продолжения и развития его художественной программы в деятельности общества «Голубая роза». Экспозиция позволяет впервые в Русском музее показать многообразие путей живописного воплощения идей символизма в работах Виктора Борисова-Мусатова и представителей этой группы – во многом уникального явления в культурной жизни России начала ХХ века.

Рядом с произведениями Борисова-Мусатова будут демонстрироваться работы Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина, братьев Милиоти и других участников «Голубой розы», первая выставка которой состоялась 110 лет назад, в 1907 году. Наряду с произведениями крупных мастеров, ставших классиками русской живописи прошедшего столетия, будут показаны работы художников, чьи картины и рисунки редко встречаются в музейных и частных собраниях (И.А.Кнабе, Н.П.Феофилактов, Н.П.Рябушинский).

Экспозицию составляют около 80 живописных и графических работ из собрания Русского музея и частных коллекций Петербурга.

Генеральный спонсор выставки - БФ "Лукойл".



В Русском музее вспомнили, что в марте 1907 года в Москве по инициативе и на средства мецената, коллекционера и издателя Николая Рябушинского открылась выставка художественного общества «Голубая роза» . Считается, что название группы придумано поэтом Валерием Брюсовым.

Экспозиция тогда развернулась в доме фарфорового фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой улице. В выставке участвовали шестнадцать художников, объединенных глубоким увлечением идеями символизма, погружением в мир неуловимых чувств и сложных переживаний. Именно с «Голубой розы» история искусства ведет летопись русского авангарда. Молодые художники, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Крымов, Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян, Петр Бромирский, Петр Уткин, братья Милиоти и другие учителем своим считали выдающегося представителя Серебряного века Виктора Борисова-Мусатова (1870–1905).

«Голуборозовцев» вдохновлял его уход в поэтический, идеализированный мир старых дворянских гнезд, далеких от мимолетности и всеобщего смятения современной переломной эпохи, его пастели и темперы в нежных приглушенных тонах. На недавно открывшейся выставке в Михайловском (Инженерном) замке представлено около восьмидесяти живописных полотен, работ в графике, театральных эскизов и костюмов художников круга «Голубой розы» и творения Виктора Борисова-Мусатова, среди которых и знаменитое «Изумрудное ожерелье» («У водоема»).

В.Э. Борисов-Мусатов
«У водоема»
1902

В.Э. Борисов-Мусатов
«Деревце»
1896-1898
Государственный Русский музей

Николай Крымов
«После весеннего дождя»
1908
Государственный Русский музей

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Романтический портрет исчезающей эпохи. В Русском музее проходит выставка работ мастеров русского символизма - Виктора Борисова-Мусатова и его последователей - участников объединения «Голубая роза» - Николая Крымова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, братьев Милиоти и многих других. Атмосфера размеренной жизни дворянских усадеб - на нескольких десятках полотен из собрания музея и частных коллекций.

    Они писали на тему сказок, грез и снов. Обращались к миру театра. И Востока - им казалось, что там ещё сохранилась гармоничная жизнь, в отличие от Запада, где бетонные коробки городов изуродовали человеческую природу. Это символисты - художники переломного времени. Они создавали свой ностальгический мир, сожалея об исчезающем быте дворянства.

    «Отказ от рассказов живописи, перенос внимания на колорит, на линию, на цветовое пятно - это художники считали самым главным. Потому что именно цвет и линии должны передать те или иные переживания или состояния героев», - отмечает куратор выставки Владимир Круглов.

    Один из первых в России, кто посредством кисти и красок заговорил на языке символизма - Виктор Борисов-Мусатов. Горбатый с детства, маленького роста, он всю жизнь стремился к утонченной красоте. Художественное образование получал обрывками, но много работал самостоятельно. Три зимы провел в Париже, изучая французское искусство, и в 1898 году написал знаменитый «Автопортрет с сестрой». Это, по мнению искусствоведов, стало отправной точкой для целого художественного движения в России. Спустя всего несколько лет, группа символистов - последователей Борисова-Мусатова объединилась в сообщество «Голубая роза». Тогда же прошла первая их совместная выставка.

    «В момент, когда экспонировалась выставка "Голубая роза", ругались со страшной силой. Считали, что это верх декадентства, распад в искусстве. И что художники просто валяют дурака», - рассказывает Владимир Круглов.

    Расцветом русского символизма стал 1907 год. Тогда в «Голубую розу» входило уже восемь живописцев. Среди них - Кузнецов, Милиоти, Сапунов. Поэт Сергей Маковский назвал их работы «тихой часовней в искусстве». Художники-символисты разделяли идеи писателей того времени о двоемирии, где обыденная реальность - лишь отражение романтического мира высшего света.

    «У этих художников есть некоторая сказочность, некий поэтизм, который привлекает всегда. А ещё это исполнено великолепным художественным языком, прекрасно по цвету, прекрасно по ритму. Все это вместе создает такую гармонию», - поясняет заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

    Свободное отношение к линии и цвету, которое характерно для символизма, должно было, но лишь отчасти действительно стало толчком к новым поискам художников. В том числе, это повлияло и на становление авангарда. Но переломная эпоха - революция - внесла свои коррективы. В конце 20-х годов «голуборозовцев» ожидаемо обвинили в формализме. Общество художников, названное в честь нежного горного цветка из стихотворения Бальмонта, распустили. А его наследие в полной мере вернулось зрителю лишь спустя сто лет.