Тема сострадания повести гоголя шинель. Есть ли тема любви в повести Н.В

Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф. Достоевский

Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Вероятно, потому, что в его повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем, все же остальные действующие лица создают фон.

Повесть “Шинель” - одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н.В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина. “Маленький человек” - это бедный, незнатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. А.С. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.

Героем повести “Шинель” является Акакий Акакиевич Башмачкин. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,-- так говорит о Башмачкине сам автор. Гоголь не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Он подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -- робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать. И вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. “Значительное лицо” -- обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”. Оно успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника. Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значительным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть "маленького человека" чиновничьему Петербургу. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека» становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из «Медного всадника», осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I.

В конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и. не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир. Писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Гоголь в повести «Шинель» обратился ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами: одиноких, неуверенных, лишенных надежной опоры, нуждающихся в сочувствии.

Лично я не могу ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким, по моему, изображает его Гоголь.

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.Что же такое “маленький человек”?

В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного.

В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям.

Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... ОБРАЗ “МАЛЕНЬКОГОЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ”Это неправило, но в жизни нередко случается, чтожестокие и бессердечные люди, оскорбляющиеи унижающие достоинство других, выглядят вконечном...

  2. Загрузка... Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.Ф. ДостоевскийРусская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении...

  3. Загрузка... Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается...

  4. Загрузка... Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека»,...

  5. Загрузка... В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их...

1. Обращение к теме «маленького человека».
2. Заветная мечта Акакия Акакиевича.
3. Трагедия в жизни героя.

В своих произведениях Н. В. Гоголь часто обращается к теме «маленького человека». Как известно, всякий, кто уверен в себе, что-нибудь из себя представляет, как правило, находится на виду. Он не представляет загадки для окружающих, будь отъявленным негодяем или, наоборот, благородным человеком, поскольку своими поступками открыто заявляет о себе. Другое дело так называемые «маленькие люди», которые сами признают свою ничтожность, а потому стараются лишний раз не попадаться окружающим на глаза. Живут себе тихонько со своими маленькими заботами и чаяниям, но тем интереснее узнать, а что же в душе у такого человека, чем он живет, и почему он забился в свою раковину и никого не пускает к себе. Вероятно, этими же вопросами задавался и Гоголь, создавая свое произведение. Он старается разобраться, что заставляет главного героя вести столь нерадостное существование, пытается рассмотреть в его душе какие-нибудь благородные порывы и мечтания.

Башмачкин Акакий Акакиевич из «Шинели» занимал самую низкую чиновничью должность в одном из департаментов. Этот человек был настолько незаметен, что даже сослуживцы не помнили «когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его». Со временем он даже превратился в своего рода реликвию этого учреждения: «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Этот человек был совершенно безобиден и даже не пытался перед кем-либо отстаивать свои права. Чувствуя себя во многом жертвой, и поступая подобным образом, Акакий Акакиевич в какой-то степени сам был виноват и в особенно деспотическом отношении начальников к его персоне, и в насмешках в его адрес молодых чиновников.

Его беззащитность и безотказность удивительным образом пробуждали в окружающих, причем даже в самых образованных и утонченных ужасную бесчеловечность и «свирепую грубость». Единственное, что хватало бедного чиновника при особенно болезненных шутках в его адрес, это на фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако говорил он ее таким проникающим голосом, что даже один из чиновников потом долго вспоминал бедолагу и проникался к нему сочувствием и жалостью. Молодой человек вдруг устыдился своих насмешек над Акакием Акакиевичем, неожиданно осознав, что даже у таких жалких существ имеется душа, которая может болеть, как и у всех остальных. Внешность Башмачкина также настраивала окружающих людей, если не против него, то на отношение с некоторой долей брезгливости и презрения: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...». Чиновник не следил и за собственным платьем: «...вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета», кроме того, к нему постоянно что-то прилипало, то нитка, то кусочек сена. Казалось, что этот человек просто притягивал к себе мелкие неприятности. Так, к примеру, он всегда оказывался под окнами именно в тот момент, когда из них что-нибудь выбрасывали. Безусловно, это придавало его облику некоторый неряшливый вид. У чиновника совершенно не было друзей или возлюбленной. По вечерам он приходил в свою одинокую квартирку, съедал свои щи и говядину с луком, а затем переписывал работу, взятую на дом. Если нечего было переписывать, то ложился спать. У этого человека совершенно не было никаких развлечений, да их и не могло быть, поскольку любые увеселительные мероприятия требуют определенных средств. Зарплата же чиновника не превышала четырехсот рублей в год. Тем не менее, несмотря на свое незавидное положение, этот человек был по-своему счастлив. Он любил свою работу, однажды превратив обычное переписывание в разнообразный и приятный мир: «...некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которое выводило его перо». Возможно, имея подобное усердие, главный герой был способен на большее, однако неуверенность в собственных силах очень мешало Башмачкину развиваться. Так один из начальников решил поручить Акакию Акакиевичу задание посложнее, однако с которым мог справиться и гимназист. Чиновник, вспотев от усилий и волнения, отказался. С тех пор ему кроме переписывания ничего более не поручали. Возможно, этот человек так и прожил бы до глубокой старости, довольствуясь малым, если бы его шинель не пришла в такую негодность, что на ней негде было уже поставить заплатки. Башмачкин несколько раз подходил к портному, однако тот ни в какую не соглашался ремонтировать старое платье. Наконец чиновник решился на заказ новой шинели.

Половина суммы у него уже была, а вот вторую половину нужно было где-нибудь взять. Акакий Акакиевич решил более урезать свои скудные расходы. Он отказался от вечернего чая, не зажигать по вечерам свечи, по улице ходить как можно аккуратнее, чтобы продлить жизнь подметкам на сапогах, реже сдавать вещи в стирку, а потому по вечерам полностью их сбрасывать и ходить только в старом халате. Безусловно, подобные жертвы сделали покупку шинели делом каким-то особенным. Зимняя одежда приобрела для Башмачкина совершенно иной смысл: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Каждую неделю чиновник заходил к портному поговорить о своей будущей шинели. У этого человека появилась цель, которая смогла совершенно изменить Акакия Акакиевича. Выражение его лица стало тверже и живее, в глазах даже иногда показывался огонь, а в голову приходили какие-то дерзкие и отважные мысли. Все это говорило о том, что как бы человек не был забит нуждой и обстоятельствами, при сильном желании он может влиять на свою собственную жизнь. В силу своего одиночества мишенью поклонения чиновник выбрал не живого человека, а вещь, однако это заставило его встрепенуться от сна и совершать какие-нибудь поступки, хотя его действия были направлены больше не во вне, а во внутрь, еще более усугубляя его незавидное положение. Несколько месяцев ушло, на то, чтобы собрать необходимую сумму. После этого Башмачкин вместе с портным выбрал ткань и кошку на воротник.

Через две недели шинель была готова и пришлась как раз впору. Чиновник тут же надел ее в департамент: «Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия». Новая вещь как будто преобразила Акакия Акакиевича, и это заметили все сослуживцы. Они высыпали в швейцарскую и начали хвалить обновку, совершенно смутив этим счастливого ее обладателя.

Вместе с тем Башмачкину было приятно. Он и сам вдруг почувствовал себя немного другим и даже согласился на приглашение, а затем позволил себе выпить в гостях несколько бокалов шампанского. Возвращаясь из гостей, он даже стал подумывать о женщинах, чего раньше за ним не наблюдалось. Сначала он засмотрелся на картинку с красивой девушкой, затем «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния прошла мимо...». Акакий Акакиевич пребывал в самом прекрасном настроении, можно сказать, на вершине счастья, когда двое грабителей отняли у него шинель.

Чиновник был в полной растерянности, поскольку потерял ночью больше, чем шинель. Он потерял свою подругу, свое детище, выстраданное и ожидаемое в течение долгих месяцев. Желание вернуть шинель было настолько сильно, что Башмачкин впервые в жизни показал свой характер, прорываясь на прием к частному, значительному лицу.

Натолкнувшиcь на равнодушие и лекцию значительного лица по поводу буйства против начальников и высших, Акакий Акакиевич не смог этого вынести. Кое-как добравшись домой, он заболел и умер. Безусловно, Акакий Акакиевич сам во многом виноват во всем происходящем. Он позволил обычной вещи настолько овладеть всеми его чувствами и желаниями, что её потеря привела к кончине героя. С другой стороны, автор с определенной долей сочувствия относится к своему герою, поскольку немалую роль в трагедии сыграла и среда, в которой Башмачкину приходилось выживать, и окружающие люди, с изрядной долей презрения относящиеся к проблемам «маленького человека».

Возможно, именно поэтому в повести появился призрак главного героя, срывающий с чиновников шинели и проучивший однажды то самое значительное лицо.

Гоголю многим обязаны те, кто

нуждается в защите.

Н. Чернышевский

На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М. Досто-евского о современной русской литературе: «Все мы выш-ли из гоголевской шинели», ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба «ма-ленького человека». Одним из первых Гоголь с необычай-ной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая об-ратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, по-нимание, жалость.

С глубоким чувством сострадания писатель рассказы-вает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести «Шинель», показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку». Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неуме-нием постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая до-вольно скудное жалованье, исполнял одну должность — чиновник для письма. Сослуживцы, даже совсем моло-дые, не уважали его, смеялись, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», всячески из-девались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки. Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе. Материал с сайта

Не умея ничего, кроме переписывания документов, Ака-кий Акакиевич трудился «с любовью», у него даже были собственные любимые буквы. Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли — о ровных строчках. Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задат-ков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к «ма-ленькому человеку». Искаженные моральные нормы, лож-ные ценности являются причиной того, что мир принад-лежит богатым и именитым, а честные, порядочные, та-лантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружаю-щих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха. Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку «по одежке». Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.

Впоследствии многие писатели обратили свое внима-ние на «маленького человека», сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю чита-тель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия маленького человека повести шинель
  • трагедия маленького человека
  • трагедия "маленького человека" в повести "шинель"
  • в чем видели свое счастье башмачкин
  • маленький человек в повести гоголя шинель эпиграф