Национальный музей средневековья. Национальный музей средневековья (Музей Клюни) (Musée national du Moyen Âge (Thermes & Hôtel de Cluny))

Национальный музей Клюни во Франции больше известен как музей Средневековья. Расположен музей в самом центре . Сад, окружающий музей, известен остатками римских терм, на месте которых и было построено здание. Кроме экспонатов внутри, можно осмотреть прилегающие к особняку территории. К ним относится часть бульвара Сен-Жермен, детская площадка, скамейки и тенистый двор, утопающий в зелени.

Экспонаты

Экспозиция музея включает гобелены и предметы искусства, относящиеся к периоду средневековья. В одном из залов можно увидеть витражи из часовни Сент-Шапель, в том числе сюжет с выкалыванием глаз у мученика. Наиболее известны гобелены, изображающие воскрешение Христа, сцены из жизни дворянства. В современном здании, построенном около терм, представлены уникальные экспонаты – 21 голова Царей иудейских. Они располагались на западной части фасада собора Нотр-Дам де Пари, но были отрублены от статуй во время Французской революции. Уцелевшие головы обнаружили только в конце 20 века.

Посетители музея Средневековья могут осмотреть зал для холодных ванн в галло-римских термах, который очень хорошо сохранился. Неподалеку расположены капители, украшенные изображениями музыкантов и богов. Несколько залов посвящены предметам готического и романского искусства. Вход в один из них украшают головы с рыбьими глазами, изначально располагавшиеся на базилике Сен-Дени.

Музей Кюри для многих известен благодаря главному своему экспонату – гобелену «Дама с единорогом». Он представляет собой серию изображений, объединенных общностью сюжета. Гобелен предположительно датируется 15 веком. Изображена на нем красивая женщина, которую сопровождает грациозный лев и волшебный единорог.

Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов.

  • Музей работает ежедневно с 09:15 до 17:45, за исключением вторника;
  • За полчаса до закрытия продажа билетов прекращается;
  • Молодые люди до 26 лет могут получить скидку;
  • Ежемесячно в первое воскресенье можно попасть в музей абсолютно бесплатно;
  • Стоимость билета составляет 8,5 евро, а в воскресенье плата за посещение снижается на пол евро;
  • Подробную информацию о музее Средневековья можно получить на его официальном сайте или по телефону.
Музей располагается неподалеку от площади Сан-Мишель в центре Латинского квартала. Добраться до него можно на метро, при этом выйти необходимо либо на станции Saint-Michel , либо на Cluny-la-Sorbonne . 
|
|
|
|
|

Загадочная эпоха Средневековья Франции совершенно уникальна, о ней рассказывается в музее, расположившемся в древнем квартале Парижа. Музей средневековья нажил неповторимую историю.
Здание, ставшее в последствие музейной выставкой, изначально было построено под римские бани – термы. Случилось строительство во времена, когда Римская Империя занимала обширные территории в разных направлениях. Тогда нынешняя Франция называлась Лютецией. Затем римские бани разрушили и на их месте появились разнообразные постройки. Здесь-то и вырос дворец Пьера да Шалю, человека, стоявшего во главе аббатства Клюни. На рубеже XV-XVI веков парижская резиденция аббатов была перестроена. Появившийся вид постройки сохранился до наших дней.
Уникальность здания в том, что резиденцию построили на основе римских терм. Сохранились даже своды того времени и черты XIV века. Но все же здание больше относится к стилю, который характерен для готики.
Музей Средневековья в известной резиденции Клюни появился в 1843 году. Кроме самого помещения, уже самим по себе являющимся величайшим шедевром архитектуры и искусства, тут сохранились редкие экземпляры Средневековой культуры.
Экспозиционные залы парижского музея представляют посетителям скульптуры, датируемые XII-XIII веками. Выполнены они из дерева или камня. Многие скульптуры здесь носят религиозный характер, некоторые символизируют революционную эпоху, во время которой обезглавливали людей и каменные изваяния. В одном из залов музея средневековья туловища скульптур так и находятся отдельно от головы.
В музее Средневековья находится самая большая выставка гобеленов. В давние времена они делались не только в качестве декоративной составляющей, но и являлись способом для создания в помещении тепла и уюта. На них изображались разнообразные сюжеты. Редчайшим гобеленом, музея Средневековья в Париже является «Дама с единорогом».
Украшают помещения выставки ткани и витражи. Особая гордость экспозиции - собрание старинных книг и фолиантов. Из-за дороговизны и редкости материала, из которого делали книги и рукописи, коллекция является уникальной. Книги во времена Средних веков писались от руки и украшались витиеватыми узорами и миниатюрами. Началом коллекции стали папирусные свитки, позднее создавались книги из пергамента или бумаги. Книги в музее Средневековья в Париже разрешается даже подержать в руках или полистать страницы.
Наряду с величественными экспонатами французского музея, имеются тут и предметы быта: разнообразные сундучки, гребешки, столовые приборы, миниатюрные изделия.

Показать больше

Каждый уголок Парижа удивляет своей исторической насыщенностью: сады Люксембурга и Тюильри, Большой Бульвар и Латинский квартал. И овеянный средневековой романтикой Национальный музей Средневековья, находящийся на углу двух бульваров: Сен-Жермен и Сан-Мишель — в сердце Латинского квартала.

Еще со времен, когда Париж был частью Римской империи и назывался Лютецией, здесь располагались термы, остатки которых и сегодня составляют одну из частей музея. Уже гораздо позже рядом с античными руинами стали появляться дома, среди которых находилась и резиденция Пьера да Шалю, который возглавлял одно из самых известных аббатств средневековой Франции.

Сто лет спустя здесь была произведена реконструкция другим аббатом Клюни, Жаком д’Амбуаз. И сегодня это здание – музей Клюни, является шедевром пламенеющего стиля поздней готики – осени Средневековья, в котором органически сочетаются увядающие черты особняка Клюни, словно застывшего мгновения прошлого, ушедшего во тьму веков, с романтикой Возрождения.



Музей Клюни известен тем, что до наших дней сохранилась единственная римская постройка — фригидарий (холодная баня) с полностью уцелевшими сводами. В помещении, высота которого тринадцать с половиной метров, а толщина стен – два метра, в самые жаркие дни можно было наслаждаться прохладой. В холодное же время обогрев пола и стен производился водой, поступающей из расположенных в подвалах котлов, с помощью глиняных и свинцовых труб. А еще в замке были горячие бани (кальдария) и теплые (тепидария). Роскошная резная ванна, скорее всего, также относится к античному периоду, хотя, как известно, в те времена не слишком большое значение уделялось гигиене тела.

Музей Клюни хранит коллекции скульптур, манускрипты, витражи, привезенные из замка в Руане и из . Многоцветные витражи соседствуют с руанскими, выполненными с помощью особой техники гризайль, что означает монохромную роспись. А, кроме того, особенность изготовления их кроется в том, что для создания формы использовались не только краски, но и стекло различно толщины, что позволяло создавать объемные изображения и необычайную игру света.

Добротная, украшенная резьбой мебель, сундуки, которые являлись важным элементом интерьера и упаковкой для багажа, украшения и церковная утварь, живопись, изделия из эмали, керамики и слоновой кости, «галерея королей», примечательная тем, что статуи и головы демонстрируются отдельно. А история их связана с Французской революцией, когда, оказывается, головы рубили не только людям. Фигуры обезглавленных статуй попали в музей в начале девятнадцатого век, а сами головы случайно были обнаружены лишь спустя столетие.

Жемчужина музея – серия гобеленов, относящихся к пятнадцатому веку. Пять человеческих чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух символически выражают полотна, наиболее известным из которых является «Дама с единорогом». В замке имеется камин с вытяжной трубой, который был роскошной «бытовой техникой» для того времени. И, конечно, оружейная палата с многочисленными экспонатами: пушки с коваными полосами на стволах, служившие для их укрепления, доспехи благородных рыцарей и королей.
Адрес: 6 Place Paul Painlev?

Место, на котором расположен музей Клюни, имеет, без преувеличения, двухтысячелетнюю историю. Изначально в II-III веках тут были богатые римские термы (бани), но ещё до них, по мнению некоторых исследователей, находился храм богини Исиды. После сожжения терм варварами, руины долгое время были необитаемы, однако их прочность была такова, что в середине XIV века (спустя более тысячи лет), они послужили основанием для постройки резиденции аббата самого богатого монастыря Франции - Клюни (аббатство находилось на расстоянии в 400 км от Парижа). В конце XV века, резиденцию, за которой закрепилось название особняк Клюни , расширили и перестроили в духе поздней, «пламенеющей» готики.

После смерти Людовика XII здесь недолго проживала его вдова Мария Тюдор, позже - будущий кардинал Мазарини. В 1833 году коллекционер Александр дю Соммера разместил в особняке личное собрание редкостей Средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1843 году здание вместе со всей экспозицией выкупило государство, чтобы на её основе открыть музей Клюни .

Уникальность современного музея заключается в том, что его экспозиция создавалась в те времена, когда ещё не сформировался традиционный образовательный подход к музейному делу. Соответственно, у посетителя возникает стойкое впечатление, что он попал не в обычный музей с тематическими залами, информационными табличками и интерактивными стендами, а в средневековую сокровищницу-склад. Музей может показаться хаотичным и непонятным из-за минимальной структуризации экспонатов и необъяснимой логике их размещения, но в этом есть особая прелесть естественности.

Главной достопримечательностью музея является сам особняк Клюни, обойдя который, можно сразу заметить фрагменты римской каменной кладки. Все детали архитектуры и украшения сооружения выполнены в эпоху наибольшей выразительности готического стиля, который уже клонился к своему закату.

В подвале музея можно увидеть остатки трёх залов римских терм: горячего (кальдарий), тёплого (тепидарий) и холодного (фригидарий - для охлаждения в летнюю жару). Здесь же расположены большие каменные ванны с декоративной резьбой.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Париже, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главное сокровище музея Клюни - цикл из шести шпалер «Дама с единорогом» конца XV века. Для него выделен отдельный зал. Исследователи расходятся в интерпретации сюжета и его аллегорий. Одни считают, что на каждой из них иносказательно изображено сенсорное чувство (зрение, вкус, слух), другие - что описываются свойства совершенной любви (искренность, радость). Сам гобелен, несмотря на пять веков, сохранил чёткость красок и даёт представление о средневековых эталонах красоты.

Особое внимание стоит обратить на коллекцию витражей, которые в своё время украшали разные соборы и замки. Каждый витраж представляет собой определённую сюжетную композицию из кусочков цветного стекла.

Ещё одна важная достопримечательность музея Клюни - статуи из собора Нотр-Дам. По приказу Робеспьера каменные ветхозаветные цари в соборе были обезглавлены, однако оказалось, что их головы не были уничтожены. Они нашлись в 1978 году в подвале Французского банка. Позже в музей же были доставлены и найденные отдельные фрагменты тел статуй царей (на соборе Нотр-Дам к тому времени уже давно были установлены их копии, которые решили не менять). Помимо каменной скульптуры, среди экспонатов Музея Клюни много деревянных статуй святых, которые были популярны в Средневековье как объект религиозного почитания.

Кроме предметов высокого искусства и славной истории, в музее находится множество бытовых экспонатов - посуда, мебель, монеты. Есть здесь и оружие с доспехами, а также большое количество предметов религиозного предназначения: дароносицы, реликварии, кресты, алтари и многое другое.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- открыть историческое прошлое богемного квартала, где творили и бедствовали известные скульпторы и художники - 3 часа, 40 евро

- знакомство с историческим центром Парижа от зарождения города до наших дней - 3 часа, 40 евро


И хотя формально данный альбом посвящен Парижу, виды этого замечательного города здесь останутся за кадром. Сегодня речь пойдет об известном национальном музее Средневековья - особняке Клюни (Musee national du Moyen age Cluny). Находится он в самом центре французской столицы - в Латинском квартале на углу бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен. Столь «историческое» его расположение объясняется исключительно древним происхождением здания музея.
Давным-давно, когда Париж еще звался Лютецией и был частью гигантской Римской империи, на этом месте располагались общественные бани - термы. Они были возведены в конце II - начале III веков и сожжены варварами в конце III столетия. Остатки терм тем не менее сохранились. Позднее рядом с античными руинами появились дома. Среди прочих в конце XIV века здесь была построена резиденция Пьера де Шалю, возглавлявшего тогда одно из самых значительных аббатств средневековой Франции - Клюни в Бургундии. Столетие спустя другой аббат Клюни, Жак д"Амбуаз, решил реконструировать дом, что и было проделано между 1485 и 1500 годами. Средневековый архитектор придумал очень интересное решение (возможно, подсказанное не только любовью к античной старине, но и банальной экономией): остатки стен терм стали продолжением стен готического особняка. Таким образом, сохранившееся до наших дней здание относится к двум разным эпохам: оно представляет собой не только шедевр поздней, так называемой «пламенеющей» готики, но и памятник галло-римской эпохе.
Во время Великой французской революции особняк был национализирован. При короле Людовике XVIII раскопали помещения терм, примыкающие к зданию аббатства. В 1833 году особняк Клюни приобрел коллекционер Александр дю Соммерар, собиравший предметы искусства Средневековья и Ренессанса. В те годы подобное увлечение было редкостью. Любителей изящных художеств из всей истории искусства интересовали в первую очередь античность и в меньшей степени итальянское Возрождение. Лишь эпоха романтизма открыла коллекционерам глаза на красоту неклассических художественных форм. Дю Сомеррар был в этом смысле героем своего времени. После его смерти в 1842 году здание (с прилегающими руинами терм) и коллекция были выкуплены государством для организации музея, открытого для публики два года спустя и работающего по сей день.

Сам по себе особняк Клюни — это редкий для Парижа образец гражданской средневековой архитектуры. Пламенеющая готика - осень Средневековья и предвестник Возрождения - мне представляется одним из самых романтических архитектурных стилей. Она словно окрасила особняк Клюни чертами увядания, и музей исключительно органично воспринимается застывшим осколком давно ушедшего во тьму веков прошлого.

Поскольку резиденция аббатов многократно достраивалась и перестраивалась, в ней встречаются ведущие в никуда лестницы и заложенные арки. На этом снимке как раз видна сверху небольшая дверца в пустоту.

Хорошо заметно, что кладка стены в глубине крытой галереи резко отличается от остальных стен - это уцелевшая часть античных трем.

До наших дней сохранились руины кальдария — горячей бани, тепидария — теплой бани и фригидария — холодной бани и бассейна.

Лучше всего сохранился фригидарий со стенами двухметровой толщины. Это единственная римская постройка на территории Франции, где полностью уцелели своды. Помещение так хорошо спроектировано, что даже в самые жаркие дни в этом просторном зале высотой тринадцать с половиной метров царит прохлада. В зимнее же время стены и пол терм обогревались при помощи системы свинцовых и глиняных труб, вода в которые поступала из котлов, расположенных в подвалах.

Вероятно, эта ванна тоже относится к античному периоду. В Средние века, как известно, люди чистоплотностью похвастать не могли, а верхом роскоши санитарной техники в большей части Европы тогда считались большие деревянные бадьи.

Поскольку все надписи в залах музея (кроме, разумеется, «Exit») выполнены на французском языке, некоторые экспонаты для меня остались скрытыми под завесами тайны. Эта подземная комнатка почему-то вызвала ассоциацию со склепом (которым она едва ли когда-то являлась).

А это уже наверняка самые настоящие могильные плиты.

Клюни сохранил родовые черты так называемых допросветительских музеев XVIII и начала XIX веков. Экспонаты в нем не имеют деления по хронологии, национальным школам или отдельным мастерам, искусство тут не препарировано по историческо-монографическому принципу. Это, конечно, ограничивает возможности музея как образовательного инструмента, но дает ему одно немаловажное преимущество над привычными нам просветительскими музеями. Бродя по залам, решительно невозможно догадаться, что ждет буквально на следующем шагу. Почему за XII-XIII веками вдруг следует античность? Почему в одном зале выставлены изделия из кости IV века и религиозная живопись XIII столетия? Здесь посетитель может свободно потакать своим прихотям и выбирать именно то, что его влечет. Никакой классификатор не пытается направлять мысли посетителя в заданное русло, диктовать ему выбор. Таким образом, Клюни создан не столько для тех, кого интересует смена эпох и стилей, сколько для изучающих сами составляющие культуры, например, тщательность и мастерство исполнения ювелирного изделия или предмета быта.


Сложно перечислить все богатство разнообразия экспонатов коллекции Клюни. Здесь представлены скульптуры из церквей и монастырей, витражи, манускрипты, мебель, церковная утварь, украшения, изделия из керамики и слоновой кости, эмали… Конечно, нельзя забывать, что сам особняк является не только зданием музея, но и самым большим его экспонатом.


Витражи в эпоху готики были неразрывно связаны с архитектурой. Свет, проходя через цветные стекла, видоизменяет запечатленный в них рукой мастера рисунок, окрашивает обстановку, полы и стены в новые тона. Пятна окрашенного света движутся вместе с солнцем, постоянно меняя свою яркость и насыщенность, тем самым придавая помещениям черты иррациональности и мистицизма.
Старинная технология изготовления витражей отличалась немногочисленностью, но трудоемкостью операций. Сначала художник рисовал так называемый «картон» - набросок будущей композиции в натуральную величину под размер окна. Затем намечал основные линии композиции и прокладывал по ним свинцовые перемычки. Пустоты в каркасе заполнялись предварительно обрезанными кусками разноцветного стекла. Затем композиция устанавливалась на стеклянной подставке против света и расписывалась специальными прозрачными красками, после чего витраж обжигали. В результате этого стекла вплавлялись в свинцовую оправу. Благодаря эластичности свинцовых перемычек изготавливаемые по указанной технологии старинные витражи отличались долговечностью - они прекрасно противостояли стихии. Едва заметно изгибаясь, они не ломались под натиском самых свирепых ветров. Даже в годы Второй мировой войны витражи иногда без особо для себя ущерба переживали ударную волну от разрыва бомбы или снаряда, в то время как обычные оконные стекла вылетали по всей округе в радиусе десятков метров.
Окна из кусочков цветного стекла вошли в употребление во времена поздней античности. Однако долгое время витражи оставались чисто орнаментальными, лишь в конце X века появились изображения с фигурами. К числу ранних сохранившихся до наших дней образцов относятся витражи, изготовленные для базилики Сен-Дени; они датируются 1144 годом. Сейчас эти витражи являются подлинной гордостью музея Клюни.
Своего расцвета искусство витража достигло в XIII столетии. Этому немало способствовало развитие архитектуры. Готические конструкции уже не использовали в качестве опор, несущих вес зданий, толстые стены, как это было в романских сооружениях. В готике архитекторы перенесли тяжесть сводов на столбы, систему аркбутанов и контрфорсов. В стенах, переставших выполнять роль опоры, стали прорезать огромные окна, конечно, часто украшавшиеся витражами.
Именно в этом время и были созданы витражи, привезенные в Клюни из Сент-Шапель и замка в Руане. Отреставрированные в середине позапрошлого века мастерами музея, они так и остались в этом знаменитом особняке. Руанские витражи интересны тем, что форму в них моделирует не только краска, но и само стекло, имеющее разную толщину в различных частях композиции. Кроме того, эти витражи были выполнены с применением техники гризайль, то есть монохромной расписи. Подобное соседство многоцветного стекла с одноцветным позволяло лучше освещать помещения.

В этом зале ко мне подошла одна из смотрительниц музея - буквально бабушка «божий одуванчик». На очень хорошем английском она спросила у меня, почему я ношу с собой фотокамеру, но ничего не фотографирую. Признаться, мне тогда и в голову не пришло, что в таком музее можно вести съемку. Поскольку в прейскуранте у кассы отсутствовала цена разрешения на фотографирование, я в силу привычки жителя России решил, что оно просто запрещено. Слишком свежи в памяти отечественные музеи и церкви, где в лучшем случае служители в каждом зале или за каждой колонной буквально делают охотничью стойку при виде фотокамеры и постоянно требуют предъявить разрешение. Иногда в таких ситуациях мне хотелось просто приколоть эту бумажку себе на одежду, жаль только, что булавки с собой я обычно не ношу. :) Часто же просто запрещают вести какую-либо съемку даже за деньги. Это специфика, кстати, присущая не только России, но и странам Восточной Европы. Интересно, кто у кого научился? :) Тут вспоминаются строки из известной песни Валерия Шаповалова:

Стой! Кто плывет? Не притворяйтесь рыбой,
Здесь даже рыбе плыть запрещено…

Так вот, оказалось, что в Клюни можно фотографировать совершенно свободно, главное - не использовать вспышку. Это требование вполне разумно, так как мощные вспышки повреждают экспонаты - «выжигают» краски и т.д.
Однако окончательно меня смотрительница поразила своим вопросом. Назвав наименование модели моей камеры, «божий одуванчик» спросила, действительно ли это она и что за дополнительную оптику я на нее установил. Скажу честно, тот фотоаппарат, что я использовал в 2004 году, с установленной широкоугольной насадкой сходу узнать нелегко даже специалисту - силуэт камеры меняется кардинально. Не думаю, конечно, что подобные познания присущи всем представителям старшего поколения во Франции, однако случай этот оказался весьма запоминающимся…
Поблагодарив любезную и технически подкованную служительницу музея, я устремился фотографировать уже осмотренные мной залы, что в конечном итоге и позволило мне сделать этот альбом.

Во времена Французской революции головы рубили не только людям, но и скульптурам. В 1793 году невежественной толпой были низвергнуты с постаментов и обезглавлены каменные статуи святых и библейских царей, украшавшие западный фасад собора Notre-Dame de Paris. Охваченная революционным восторгом, но не отличающаяся образованием и уровнем культуры чернь приняла святых за французских королей и традиционно взялась разрушать символы «старого мира». Фигуры статуй в первой половине XIX столетия попали в музей, а отрубленные головы совершенно случайно были обнаружены во время строительных работ в IX округе Парижа только в конце прошлого века. Так и демонстрируются эти символичные экспонаты - двадцать одна статуя «галереи королей» с фасада всемирно известного стараниями Виктора Гюго собора - фигуры отдельно, головы отдельно…

Капелла - бывшая молельня аббатов - сохраняет свой облик неизменным с XV столетия.

Деревянная религиозная скульптура Средневековья иногда выделяется некоторыми исследователями как отдельный вид искусства. Наверное, с точки зрения формальной логики это неверно, однако такие скульптуры удивительным образом сочетают в себе наивность простоты и высокое мастерство. Мастерству, впрочем, находится объяснение: в Средние века в Западной Европе было множество искусных резчиков по дереву - материалу весьма доступному и не требующему для обработки сложных инструментов.

Мебель в Средние века делали тяжеловесной, нередко украшали затейливой резьбой, но при этом мало думали о комфорте. Вероятно, термин «эргономика» надолго бы озадачил людей тех времен, даже если бы его им расшифровали. Каковы, например, эти стульчики!

Столы XVI столетия. Судя по размеру, это предки современных журнальных или сервировочных столиков.

Сундуки были очень важным и практичным предметом интерьера не только на Руси. Учитывая, что и королевский двор, и более или менее крупные феодалы довольно часто меняли резиденции в течение года (чаще всего из соображений санитарии: ввиду отсутствия полноценной канализации и многочисленности свиты замки быстро начинали походить на выгребную яму), подобные сундуки служили не только мебелью (шкафами, скамейками, кроватями), но и упаковкой для багажа.

Дровяной камин с вытяжной трубой. Для Средних веков это очень роскошная «бытовая техника». Даже в благополучных странах долгое время большинство жителей обходились очагами «по-черному», то есть дым выходил через приоткрытые окна или двери, заполняя собой все помещение. В России черные избы встречались и в конце XIX века.

Эта посуда относится преимущественно к XV столетию. В те годы «передовые» французы уже переняли изящные манеры итальянцев. Они стали есть не с «многоразовых» ломтей ржаного хлеба (их меняли порой не чаще раза в неделю или когда они начинали уже ощутимо «благоухать» даже для привыкшего к крепким запахам средневекового носа), как это было всего столетием раньше, а с весьма цветастых тарелок. Понятное дело, чем аляпистей, тем богаче. :) Впрочем, если вспомнить мебель Средних веков, то становится понятным, что роскошь многоцветия посуды и гобеленов должна была компенсировать тяжеловесный минимализм интерьеров тех времен.

Эти хранилища благородных напитков имеют определенное сходство с сувенирными графинами конца советской эпохи. Однако они все же заметно старше: неизвестный мастер отлил их еще в далеком XIV столетии, то есть задолго до эры диалектического материализма.

В свое время искусство оправы камней и технику перегородчатой эмали германские народы переняли у греков и римлян. В V веке, на заре Средневековья, вестготы основали собственное королевство на юге Франции и на Пиренейском полуострове. Как и всякие претенциозные правители, любящие пышность, вестготские короли старались украсить свои резиденции. Возможности для этого у них имелись почти неограниченные, ведь в 410 году они захватили Рим и вывезли оттуда всю казну римских императоров. Вестготские мастера изготавливали по заказам двора из римского золота и серебра редкие по красоте изделия так называемого полихромного стиля. Историческая судьба поделила сокровища вестготских королей между двумя странами - Францией и Испанией. Французская часть коллекции хранится сегодня в музее Клюни.
Не знаю, как вестготским или франкским королям, но мне было бы неприятно пить из кубка, выполненного в виде босой человеческой ноги. :) Впрочем, на самом деле, как мне подсказали, все это реликварии, то есть футляры для хранения мощей святых.

Забрало должно было не только защищать владельца шлема, но и устрашать его врагов…

По краям витрины выставлены полевые орудия, которые относительно легко могли перемещать два канонира. Посередине, похоже, лежит ствол кулеврины. Сейчас точно не помню, каким веком были датированы эти экспонаты, но, судя по технологии изготовления ствола пушек и укрепления его коваными полосами железа, я бы отнес оба орудия ко второй половине XV столетия.

После посещения музея Клюни эпоха Средневековья может предстать в том виде, в котором ее до нас доносят рыцарские романы и сказки - овеянной романтикой, рыцарским благородством и величественной красотой. Между тем любой более или менее подкованный любитель истории укажет на то, что те мрачные для человечества столетия, последовавшие за крушением Римской империи (476 год) и простиравшиеся до наступления Нового времени (за его веху обычно принимают Английскую буржуазную революцию 1640 года), были отмечены грязью, невежеством и жестокостью. Впрочем, не стоит представлять в розовых тонах и античную эпоху. Однако важно то, что в любые, даже самые темные и страшные времена, всегда находились люди, которые, нередко жертвуя собственной жизнью, двигали вперед великое колесо прогресса. Если помнить об этом, то, наверное, не так уж и плохо, что иногда Средневековье может показаться приукрашенным, как в детских сказках про благородных рыцарей, мудрых королей и прекрасных принцесс.