Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды. Конспект занятия «о волшебнице – воде» в старшей группе

Инна Живодёрова
Открытое занятие в старшей группе «Что мы знаем о воде»

Отрытое занятие в старшей группе " Что мы знаем о воде "

Цель :

Формировать у детей представление о воде , как жизненно необходимом ресурсе для всего живого;

Расширить и укрепить знания детей об основных свойствах воды и её пользе для всего живого на Земле.

Программное содержание :

Образовательные :

1) систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;

2) закрепить знания о круговороте воды в природе;

3) уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении);

4) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

5) учить их проводить простые эксперименты;

6) учить детей делать выводы на основе – экспериментальной деятельности, подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха, цвета, ее можно очистить с помощью фильтра;

7) упражнять в составлении рассказов из опыта, наблюдения.

Развивающие :

1) развивать интерес к исследовательской деятельности, создавать условия для развития воображения, учить делать выводы, умозаключения

2) развивать наблюдательность, внимание;

3) способствовать развитию коммуникативных навыков (развивать и совершенствовать навыки интонационной выразительности, формировать навык активного использования в речи прилагательных).

. Воспитательные :

1) воспитывать сознательное бережное отношение к воде .

Предварительная работа :

1. Беседа о воде , рассматривание иллюстраций о воде ,

2. Наблюдение на прогулке за дожем, снегопадом, сосульками, лужами, таянием снега.

3. Рассматривание иллюстраций различных водоемов (моря, реки, озера, водопады)

4 Отгадывание загадок, заучивание стихов, разбор пословиц и поговорок по теме.

5. Чтение художественной литературы : Б. Заходер «Что случилось с рекой» , Л. Лопатина М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды» , К. Паустовский «Поэзия дождя» ; стихотворений Д. Сучкова «Река» , Т. Маршалова «Гонит капля дождевая…»

Материалы и оборудование :

Плакат «Для чего нужна вода» , стаканчики с водой, соль, сахар, трубочки, ложки, средства ИКТ, капельки, вырезанные из цветной бумаги, ватно-марлевый фильтр.

Приветствие.

Давайте надуем «воздушный шар дружбы» и поприветствуем друг друга и гостей

(Воспитатель читает стих-е, а дети говорят «Доброе утро» )

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и лицам.

Доброе утро!

Улыбчивым птицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Передадим дружбу, как эстафету, рукопожатием и улыбкой. Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к … снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, т. к. каждый добавил частичку своей дружбы. Пусть же она не покидает вас.

1. Организационный момент.

Ребята, у меня для вас есть сюрприз – воспитатель демонстрирует глобус.

Что это? (Глобус означает шар, это модель Земли, на нем изображены страны, горы, реки, моря. океаны)

Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимают большую часть.

Почему? (большую часть Земли занимает вода –это реки, моря, океаны) На Земле 4 океана и 30 морей.

Сегодня мы поговорим о воде и ее свойствах .

2. Чтение стихотворений о воде .

Ребята, давайте прочитаем стихи, которые мы учили о воде .

1-й ребёнок

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить не стирать?

Без чего же скажем прямо

Человеку умирать?

2-й ребёнок

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без воды.

3-й ребёнок

Вы слыхали о воде ?

Говорят она везде!

В луже в море, в океане

И водопроводном кране.

4-й ребёнок

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!

3. Рассматривание плаката «Для чего нужна вода» . Беседа.

Спасибо большое, мы сейчас с вами ребята услышали стихотворения про воду и ее значения для жизни человека.

Я тоже хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним мальчиком :

Старший брат открыл тетрадь :

«Как мне лучше написать,

Для чего нужна вода?»

Младший молвил : «Ерунда!

Ведь её не вкусно пить,

Без воды легко прожить».

Вот встаёт наш Саша рано,

Не течёт вода из крана.

Саше глазки не умыть,

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко плачет : -

«Невозможная задача-

Без воды сварить компот».

Недоволен серый кот :

«Не напиться молоком» .

И ушел, вильнув хвостом.

Без воды нельзя стирать,

И детей нельзя купать.

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя помыть!

Загрустили в речке рыбы :

«Без воды мы плыть смогли бы?»

На поля не льётся дождь-

Засыхает в поле рожь.

Все деревья и цветы погибают без воды.

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу бегать?

И конькам нужна вода-

Без воды не будет льда.

Людям всем вода нужна,

Потому она важна-

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак нельзя!

Саша наш сказал тогда :

«Ой, прости меня, вода!

Знаю я теперь ответ-

Без воды нам жизни нет!»

Давайте обратим внимание на плакат, который висит на доске. Уточним, еще раз для чего нам нужна вода? (ответы детей)

Вода нужна для приготовления пищи, питья, стирки, уборки, купания или иначе можно сказать для хозяйственных нужд. Человек всего лишь несколько дней может прожить без воды. Также вода нужна растениям, животным.

Посмотрите, кто пришёл к нам в гости (воспитатель демонстрирует капельку, нарисованную на листе бумаги или подготовленный ребёнок в костюме капельки). Она ищет своих сестричек. Интересно, где они могли у нас спрятаться?

Дети наклеивают «капельки» из бумаги в те места группы , где нужна вода (цветы, аквариум, умывальная и туалетная комнаты, мойка, чайник с кипячёной водой)

А откуда к нам пришла вода? (ответы детей)

4. Презентация «Откуда к нам пришла вода»

5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно им превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель - мама Тучка, а ребята - её детки -капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем.

Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.)

Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу)

Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз о солнышко пригрело.

Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

6. Игра с мячом «Какая бывает вода?»

Дети отвечают, используя прилагательные.

с газом- газированная -

в проруби-холодная

в чайнике- горячая

в реке - пресная

в море – соленая

в роднике – родниковая

в водопроводном кране- - водопроводная.

А что вода может делать?

(Журчать, течь, литься, булькать, замерзать)

А сейчас давайте пройдём в лабораторию «Интересных открытий » . В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыты? (Да) .

Сегодня мы как настоящие ученые будем проводить опыты. Учёные работают в белых халатах. (Одеваем белые халаты и проходим за рабочие места)

1-й опыт «Вода - жидкость, может течь» .

Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стаканчика, один с водой, второй пустой. Вам нужно из одного стаканчика перелить в другой аккуратно, чтобы не разлить. Вода льётся? (Да)

Почему? (Потому что она жидкая.)

Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод : Вода - это жидкость, которая может течь.

2-й опыт «Вода прозрачная»

Интересно, а вода какого цвета? (Ответы детей)

Поставьте стакан с водой на кружок, посмотрите в стакан.

Какого цвета кружок?

А как вы узнали?

Значит вода прозрачная и бесцветная.

А сейчас поставьте на кружок стакан с молоком, а теперь какого цвета кружок?

Невидно, молоко белого цвета!

Вывод : Вода- прозрачная.

3-й опыт «Вода не имеет вкуса»

Возьмите стакан с водой и попробуйте.

Какая вода на вкус?

А теперь возьмите чайную ложку сахара, и добавьте в воду, размешиваем.

А сейчас какая вода на вкус?

Вывод : вода не имеет вкуса, приобретает вкус после того, что в нее добавляют. (Добавим сахар – сладкая, добавим соль – соленая, добавим лимон – кислая)

4-й опыт «Как сделать воду чистой»

Воспитатель обращает внимание на стакан с грязной водой.

Какая вода в стакане?

Как же нам эту грязную воду превратить в чистую? (ответы детей)

Нужно профильтровать, или по-другому, воду нужно пропустить через фильтр.

Фильтр можно купить в магазине, а можно сделать самим. Мы будем его делать из марли и ваты.

(Дети вместе с воспитателем делают фильтр и вставляют его в воронку)

Поставьте перед собой стакан с воронкой и осторожно перельем грязную воду.

Посмотрите, капает водичка.

Какая стала вода?

Каким стал фильтр?

Что мы сделали?

Вывод : Грязную воду можно очистить, отфильтровать.

Ребята, интересно быть учеными? Понравилось вам делать опыты?

Снимаем халаты встаем друг за другом.

8. Массаж спины «Дождь» .

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)

Гром! Гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек. (Покалачивают кулачком)

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)

Только мой братишка в луже

ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз.

9. Итог занятия .

Ребята, расскажите мне, с какими свойствами воды вы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии ?

Еще ребята очень важно знать, что в настоящее время возникла угроза истощения водных объектов, некоторые водоёмы исчезают, теряют своё значение. Всё это приведёт к тому, что ухудшится не только состояние растительности и животного мира на Земле, но и приведёт к значительному ухудшению жизни человека на Земле, создаст угрозу здоровью, а значит, может привести к исчезновению человека на земле.

Берегите воду! Храните её чистоту! Вода- источник жизни для всего живого!

Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы



Описание: данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Образовательная область: познание
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода
Задачи: 1)образовательные
*дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе
*способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
*развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед, пар)
3)воспитательные
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
*беседа «Вода вокруг нас»
*проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
*рассматривание фото альбома «Кругом вода»
*работа с панно «Вода в природных явлениях»
*игра-превращение «Росинка»
Методы и приемы: игровой, наглядный,экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки(из картона);панно «Путешествие капельки»; карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом(по количеству детей), термос с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)

Ход занятия:

Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель: Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (вода)
Дети: вода
Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода» с мячом
Воспитатель: Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1 : Способность воды отражать предметы
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3 : проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе "Вода- источник жизни"

Цель: формировать познавательный интерес к миру природы, в частности, к воде как существенному компоненту неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять и расширять знания о воде, ее роли в жизни человека и всех живых организмов:

2.Закреплять знания о формах и видах водоемов(родник, ручей, озеро, река, море, океан, осадки).

Развивающие:

1.Развивать любознательность;

2.Развивать экологическую культуру.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Предварительная работа: наблюдения за источником, опыты с водой, беседы о значении воды в жизни человека и видах водоемов, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов.

Материалы и оборудование: медиа- установка, презентация с изображением пейзажей водоемов, видами использования воды в быту и промышленности, большой глобус, лист А3с изображением суши, силуэты предметов(рыбы, водоросли, улитки, банки, башмаки и т.д., ленты голубого и синего цвета, цветные восковые карандаши, клей.

Ход занятия.

Воспитатель держит в руках глобус

Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Сегодня нас ждет много интересного и занимательного. Давайте друг другу улыбнемся, подарим хорошее настроение и приступим к работе(воспитатель раскручивает глобус...)

1, 2, 3- крепче за руки держись.

Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: Глобус. Это модель нашей планеты Земля, на которой мы с вами живем.

Воспитатель: Кто еще живет на нашей планете?

Дети: Животные, птицы, растения, рыбы.

Воспитатель. Конечно, вы правы. Все они живые организмы, а без чего они не могут жить?

Дети: Без воздуха, без солнца, без воды.

Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе вода?

Дети: Синим, голубым.

Воспитатель: А откуда берется вода?

Нам всем интересно: Откуда вода?
Из снега берется иль может из льда?
Хотя, и подземным ручьем вода бьет,
Так, может, она там начало берет?
Вопрос интересный и чтоб разузнать
Откуда вода, надо книжки читать!
Ответы узнаем из умных мы книг
И все вокруг тайны откроются вмиг!

Воспитатель: Ребята, а какими свойствами обладает вода?(воспитатель раскручивает глобус...) 1,2,3-свойства эти назови.

Дети: Она прозрачная, без запаха и без цвета.

Воспитатель: Для чего нам нужна вода? Зачем?

Дети: Чтобы умываться, готовить еду.

Воспитатель: Да. Вода - это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить..
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

1. Если руки наши в кляксе,

Кто нам первый друг?(вода).

2.Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?(без воды)

Воспитатель: Ребята, вода очень в нашей жизни важна. Ее ничем нельзя заменить. Наш организм на 80% состоит из воды. А какие вы знаете водоемы? Предлагаю отгадать загадки(воспитатель раскручивает глобус..) 1, 2, 3- отгадки все найди.

1. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня.(ручей)

2. М еж крутых гор водный простор,

Похоже на блюдце и оно не бьётся!(озеро)

3. В нём солёная вода. По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе, чайки кружатся над
(Морем).

4. Эти суперводоёмы в се на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире их немного - лишь четыре!..(Океан)

5.Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтоб тушили мы пожары,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без...(воды).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились быстро. Приглашаю вас к столу, посмотрите на сушу(рассматривается изображение суши). Ребята, чего на нашем кусочке земли не хватает?

Дети: Воды, водоемов.

Воспитатель: Давайте с помощью ленточек изобразим впадения ручейков в реки, а рек - в моря.(дети с помощью воспитателя моделируют задание).

Вот у нас получилась карта изображения земли и воды. Ребята, скажите, чем отличается вода в реках, озерах, прудах, ручейках от воды морей и океанов?

Дети: В морях, океанах- соленая, в других водоемах - нет.

Воспитатель: Да, а какую воду мы используем в быту?

Дети: Чистую, не соленую.

Воспитатель: Нам необходима пресная вода, которая встречается в реках, озерах. Ее очищают и доставляют нам в наши дома. Вода — природный дар.

Воспитатель: Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.

Воспитатель: Предлагаю взяться за руки и изобразить водоемы в движении(воспитатель раскручивает глобус...), 1, 2, 3- на речку попади.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вправо, влево поклонились,

Вот как славно освежились.

А теперь по морю дружно

Мы поплыли, делать нужно:

Вместе раз- это брасс,

Одной рукой, другой- это кроль.

В океане на корабле мы плыли,

Вышли на берег- отдохнули.

СЛАЙД. Загрязненный берег реки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло на берегу реки.

Дети: Разбросан мусор, банки, бумага, грязно на берегу.

Воспитатель: Как надо вести себя на берегу?

Дети: Не мусорить, убираться за собой.

Воспитатель: Да, люди неправильно повели себя на природе. Если каждый так будет оставлять за собой мусор, все загрязниться и мы останемся без воды. А сколько промышленных предприятий порой сбрасывают в водоемы вредные примеси, нечистоты(показ слайда).Нужно вместе нам беречь и охранять водоемы от загрязнений. Давайте назовем правила поведения в природе(воспитатель раскручивает глобус)ю1,2,3- правила назови.

1.Не оставлять мусор.

2.Не разжигать костры.

3.Не брать и у природы лишнее(цветы, рыбу и т.д.)

4 .Не сливать нечистоты и отходы производства.

Воспитатель: Если мы все будем выполнять эти правила, природа будет нам благодарна.

Ребенок:

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

Воспитатель:

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Ребенок:

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.

Ребенок:
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.

Ребенок:

А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель: Вот и завершается наша встреча, посвященная воде. Где мы с вами побывали?(ответы).Что больше всего запомнилось?(ответы). Сегодня нам помогал глобус, мы побывали у реки. Река благодарит вас и просит бережно относиться к водоемам. До свидания.

Программное содержание: Образовательная область «Познание» .

  • Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.
  • Продолжить знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, вкуса, не имеет формы, цвета, испаряется.
  • Закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях.
  • Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
  • Формировать бережное отношение детей к воде.

Образовательная область «Коммуникация» .

  • Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

Формы работы: беседа, опыт с водой, словесная игра, дидактическая игра «Кому нужна вода» , моделирование.

Оборудование:

  • модель свойств воды, пустые стаканы и грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; пособие для дидактической игры «Кому нужна вода» , мяч для игры «Хорошо - плохо» , памятки «Берегите воду!» , презентация.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, заучивание поговорки о воде, потешки, проведение опытов с водой, рассматривание картин на тему «Вода» , беседы о правилах поведения в природе, проведение мини-беседы «Если б не было воды?» .

- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать, вам нужно отгадать загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам верный друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?....... (вода)

Да, действительно, мы сегодня будем говорить о воде

Первый слайд – капелька.

Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?

Ответы детей.

- Вопросы по произведениям:

  1. Где встречается вода?
  2. Какая вода?
  3. (Дети садятся на стульчики)

Давайте вспомним свойства воды.

(Дети выкладывают на магнитной доске модель свойств воды) :

  • вода прозрачная
  • вода текучая, жидкая
  • вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску
  • вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор
  • вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.
  • вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится
  • вода испаряется.

Вот видите, какая разная бывает вода.

Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)

Какая вода там может быть? (чистая и грязная)

Почему она может быть грязная? (ответы детей)

2 слайд. Завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.

Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

Ответы детей.

А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах. В нашем городе на металлургическом комбинате ОЭМК есть специальные лаборатории, где проверяют воду на загрязнения. В этих лабораториях работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды. Мы сегодня будем с вами лаборантами и попробуем очистить воду. Занимайте места в нашей лаборатории. Скажите, вы хотели бы выпить воду, которая у вас в стаканчиках? (Нет)

Почему? Давайте попробуем очистить ее через первый фильтр из марли. Вывод: вода через марлю не очистилась.

Давайте положим сверху другой из ваты.

Вывод: вода осталась грязной.

А теперь я предлагаю вам очистить через специальные фильтры для воды, которые мне дали в лаборатории ОЭМК.

Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
Грязь не пустим через фильтр,
Чтоб воды могли попить!

Пока вода очищается через фильтр, мы с вами поиграем в игру.

3 слайд. Картинки.

Словесная игра «Хорошо – плохо» с мячом. – (Когда вода хорошо, а когда плохо) .

Теперь посмотрим очистилась наша вода или нет.

Вывод: вода очистилась,

В такой воде могут жить рыбки и другие речные обитатели? (Да.) Если эту воду вскипятить, то можно ее выпить.

Воспитатель: - Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?

Проводится дидактическая игра «Кому нужна вода» .

Дети отмечают капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым.

Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо

А теперь расскажем, где используется вода в нашей группе:

  • поливаем комнатные растения – прикрепляем картинку капельки воды в природном уголке
  • моем игрушки и кукольную одежду- прикрепляем картинку капельки воды в игровой зоне
  • в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе
  • помощник воспитателя моет посуду, полы
  • для проведения опытов.

Как мы должны относиться к воде?

Что это значит?

4. Слайд. Правила бережного отношения к воде.

  • При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
  • Закрывать хорошо кран после потребления.
  • Не загрязнять водоемы.
  • Бережно относиться к природе.

Итог: Запомните эти правила.

Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.

Используемая литература:

  1. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Малахова Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
  2. Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в старшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.
  3. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом. Творческий центр Москва 2010г.
  4. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в зкологию! Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«ШКОЛА №953»

Дошкольное отделение № 5

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ «О ВОЛШЕБНИЦЕ - ВОДЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Подготовила воспитатель

Журавлева Галина Александровна

МОСКВА 2015

"О волшебнице - воде"

Цель : Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Развивающая среда: Широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «капельки».

Содержание

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В-ль: Где и какую, дети сегодня вы видели воду? (1- В помещении, 2- на улице.) Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длянная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать ленты)- в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны оставлять открытыми.

В-ль предлагает детям подойти к столику, на котором стоит 2 стаканчика:

Один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

В-ль предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной. Если бы вы были рыбаками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов).