Календарь ольмеков и другие, исчезнувшие знания древнего государства. Легендарная цивилизация

После раскопок и открытий 30-х и 40-х годов 20 века стало ясно, что в первом тысячелетии нашей эры в болотистых и влажных джунглях на побережье Мексиканского залива существовала необычайно высокая культура, созданная народом ольмеков. Они сооружали высокие пирамиды и пышные гробницы, высекали из камня массивные десятитонные головы своих правителей и множество раз изображали фигуру свирепого бога-ягуара на огромных базальтовых стелах и изящных нефритовых предметах.

Откуда пришли Ольмеки в Веракрус и Табаско, были ли они исконными обитателями этих мест - мы до сих пор не знаем.

Не меньшей таинственностью окружена и гибель ольмекской культуры, создатели которой вдруг бесследно исчезли с исторической арены за семь веков до того, как Колумб увидел берега Нового Света.

Позднее, в середине 50-х годов, когда археологи стали широко применять в своей работе радиоуглеродный метод определения возраста древних вещей, цивилизация ольмеков получила вдруг совершенно новое освещение.

Дело в том, что, судя по серии радиоуглеродных дат, полученных при раскопках Ла-Венты в 1955 году, этот важнейший центр ольмекского царства существовал неправдоподобно рано - в 800-400 годах до н. э., то есть в эпоху, когда в других областях Мексики господствовали еще культуры ранних земледельцев.

Опираясь на эти данные, группа мексиканских ученых выдвинула гипотезу, согласно которой ольмеки были создателями древнейшей цивилизации Америки и оказали решающее влияние на происхождение и развитие других цивилизаций этой области.

В свою очередь другие археологи, ссылаясь на ненадежность радиоуглеродных дат, часто подводивших археологию в недавнем прошлом, отстаивают мысль о том, что ольмеки в целом развивались параллельно с остальными народами Центральной Америки - майя, нахуа, сапотеками и так далее. Кто из них прав - покажет будущее.

Таким образом, проблема происхождения и гибели большого народа, населявшего в свое время обширные территории Южной Мексики, и поныне остается главной проблемой для всех археологов, для всех ученых, занимающихся древней историей Нового Света. Смелых теорий здесь хоть отбавляй. Но всякое подлинно научное исследование основано на кропотливом труде. Работа ученого тоже невозможна без элементов фантазии, но главное в ней - прочный фундамент реальных фактов и доказательств.

Начало раскопок в Мексике .

Поздней осенью 1938 года из портового городка Альварадо, что стоит на берегу океана, близ устья большой реки Папалоапан, отправился вверх по реке в свой очередной рейс допотопный колесный пароходик. На его борту кроме обычных пассажиров - мексиканских крестьян, торговцев и мелких чиновников - находилась группа людей, одежда и внешность которых выдавали в них иностранцев. Американский исследователь Мэтью Стирлинг - глава совместной археологической экспедиции Смитсоновского института и Национального географического общества США - и его немногочисленные сотрудники, столпившись у борта, жадно рассматривали быстро меняющиеся экзотические пейзажи тропиков. Пароход миновал изумрудные луга с высокой травой и вошел в бесконечный зеленый туннель, образованный развесистыми кронами деревьев-великанов, сомкнувших свои ветви над серединой реки. Джунгли, бесконечные джунгли на сотни километров вокруг. То веселые, усыпанные алыми и белыми цветами, с щебетом птиц и задорными криками обезьян, то, напротив, темные и угрюмые, погруженные по плечи в вязкую грязь бездонных болот, где лишь змеи да огромные ящерицы-игуаны терпеливо поджидают в прохладном полумраке зазевавшуюся добычу.

Наконец после нескольких дней пути далеко на горизонте показались туманные пики вулканических горных хребтов Тустлы, у подножия которых находились руины неизвестных древних городов. Именно их и предстояло изучать археологам. Там, на плодородных землях предгорий и прилегающих равнинах, много столетий назад жил и процветал многочисленный и трудолюбивый народ. Неприступная стена горных хребтов защищала эту область от жестоких ураганов и ветров со стороны Мексиканского залива. А плодородная почва, даже при минимальных затратах труда, давала неслыханные урожаи, и притом дважды в год.

История края ольмеков.

Что мы знали еще совсем недавно о прошлом этого края? В записках испанского солдата Берналя Диаса — очевидца и непосредственного участника всех перипетий кровавой эпопеи Конкисты — говорится о том, что реку Папалоапан открыл в 1518 году храбрый идальго Педро де Альварадо — будущий сподвижник Кортеса. В то время страну населяли воинственные индейские племена, пришедшие откуда-то с запада. Грозные легионы индейских воинов, выстроившиеся на берегу реки в строгом боевом порядке, были настолько внушительны, что испанцы (это была разведочная экспедиция под командованием Грихальвы) поспешили убраться восвояси.

Из старинных индейских преданий нам известно также, что еще до прихода конкистадоров все побережье Мексиканского залива находилось во власти великого ацтекского правителя Монтесумы. Одна из многочисленных повинностей местных жителей состояла в том, нто они должны были ежедневно доставлять свежую рыбу ко двору грозного императора.

Чтобы покрыть это огромное расстояние в несколько сот километров, по всему пути — и в джунглях, и на горных перевалах — были расставлены быстроногие и выносливые гонцы, которые как эстафету передавали корзины с рыбой от одного поста к другому. За сутки они успевали Пробежать от побережья Мексиканского залива до ацтекской столицы Теночтитлана.

Согласно другим преданиям, первыми обитателями этих мест были ольмеки (слово «ольмеки» означает буквально «жители страны каучука») — создатели древнейшей цивилизации Центральной Америки.»Их дома были прекрасны,- гласит легенда,- дома с мозаичными инкрустациями из бирюзы, изящно оштукатуренные, были чудесны.Художники, скульпторы, резчики по камню, мастера по изделиям из перьев, гон-нары и прядильщики, ткачи, искусные во всем, они совершали открытия и стали способными отделывать зеленые камни, бирюзу…»
Но недолго длилось это благоденствие. Неведомые враги, пришедшие с запада, черным потоком хлынули на цветущие города и селения земледельцев. Высокая цивилизация ольмеков была уничтожена, а зеленые джунгли поглотили то, чего не успели разрушить чужеземцы.

На долю Мэтью Стирлинга и его товарищей выпала высокая несть — открыть первую страницу в изучении таинственной ольмекской культуры, которую насильственно вычеркнули из человеческой памяти мечи завоевателей и натиск беспощадных джунглей. В 1939 году начались раскопки древнего города ольмеков вблизи уже знакомой нам деревушки Трес-Сапотес, в штате Веракрус.

Цивизация ольмеков. Город, затерянный в джунглях

Поначалу все было загадочным и неясным. Десятки искусственных холмов-пирамид, служивших когда-то основаниями для дворцовых и храмовых зданий, бесчисленные каменные монументы с причудливыми ликами правителей и богов, обломки расписной глиняной посуды. И на одного намека на то, кому же принадлежал этот заброшенный город. Невольно приходили на память слова, сказанные известным американским путешественником Стефенсом, по поводу другого древнего города, лежащего в джунглях Гондураса, на три сотни миль южнее:
«Архитектура, скульптура в живопись, все виды искусства, которые украшают жизнь, процветали когда-то в этом девственном лесу. Ораторы, воины и государственные деятели; красота, честолюбие и слава жили и умирали здесь, и никто не знал об их существовании и не мог рассказать об их прошлом. Город был необитаем. Среди древних руин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, I словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие, и что послужило причиной его гибели».

Загадка каменных изваяний

Тем не менее археологи упорно продолжали свою кропотливую работу, извлекая на поверхность все новые и новые следы погибшей культуры. Прежде всего была раскопана знаменитая каменная голова, которая, как оказалось, лежала всего в 100 метрах от экспедиционного лагеря. Двадцать рабочих целый день вели работу вокруг поверженного исполина, пытаясь освободить его из глубокой лесной могилы. Наконец все было кончено. Очищенная от земля голова казалась выходцем из какого-то фантастического, потустороннего мира. Несмотря на свои внушительные размеры (высота - 1,8 метра, окружность - 5,4 метра, вес - 10 тонн), она была высечена из одного каменного монолита. Подобно египетскому сфинксу молчаливо взирала она своими пустыми глазницами па север, туда, где на широкой городской площади совершались когда-то пышные варварские церемонии, а жрецы приносили кровавые жертвы в честь уродливых языческих богов. О, если бы каменные уста истукана могли раскрыться и он смог бы заговорить, многие интереснейшие страницы американской истории стали бы для нас так же хорошо известными, как и история Египта, Греции и Рима.

Но каким же образом доставили древние жители Трес-Сапотеса эту огромную глыбу базальта в свой родной город, если ближайшее месторождение камня находится в нескольких десятках километров? Подобная задача поставила бы в тупик даже современных инженеров. А 15- 20 веков назад все это было сделано ольмеками без помощи колесного транспорта и тягловых животных (у них, как и у остальных американских индейцев, попросту не было ни того ни другого), только мускульной силой человека. И тем не менее гигантский монолит, доставленный каким-то чудом - и не по воздуху, а по земле, через джунгли, реки, болота и овраги - гордо стоит теперь на центральной площади города как величественный памятник упорству и труду безвестных мастеров древности.

Ольмеки изобрели календарь майя? Сенсация

16 января 1939 года в жизни экспедиции произошло событие, затмившее по своей значимости все прежние открытия и находки. В этот день Мэтыо Стирлинг с группой рабочих-индейцев отправился посмотреть на вновь найденную каменную стелу, край которой едва выступал из земли.

Им пришлось немало повозиться, прежде чем удалось вытащить тяжелый монумент на поверхность. «Индейцы, стоя на коленях,- вспоминает Стирлинг,- стали очищать поверхность монумента от вязкой глины. И вдруг один из них крикнул мне по-испански: «Сеньор, здесь какие-то цифры!»

Это действительно были цифры. Я не знаю, каким образом догадались об этом мои неграмотные рабочие, но там, на гладкой поверхности стелы, были четко высечены прекрасно сохранившиеся колонки черточек и точек — знаков древнего календаря.

Задыхаясь от нестерпимой жары, весь в липком поту, Стирлинг принялся лихорадочно копировать таинственную надпись. А несколько часов спустя все участники экспедиции с нетерпением столпились вокруг стола в палатке своего начальника. Последовали сложные выкладки п вычисления, и вот уже полный текст надписи готов: 6 Эциаб 1 Ио. По европейскому летосчисленпю это соответствовало 4 ноября 31 года до нашей эры.

О такой сенсационной находке никто не смел и мечтать. На вновь открытой стеле (получившей впоследствии название «Стела Ц» была высечена по системе майяского календаря дата, которая более чем на три столетия превосходила по возрасту любой другой датированный монумент из области майя!

И вывод отсюда мог быть только один: гордые жрецы майя заимствовали свой поразительно точный календарь у западных соседей - никому неизвестных ольмеков.

Ла-Вента — столица ольмеков.

На побережье Мексиканского залива, среди необозримых мангровых болот штата Табаско, возвышается несколько песчаных островков, крупнейший из которых - Ла-Вента имеет всего 12 километров в длину и 4 километра в поперечнике. Здесь, рядом с захолустной мексиканской деревушкой, по имени которой получил свое название и весь остров, были обнаружены остатки еще одного города ольмеков.
Древние строители Ла-Венты хорошо знали законы геометрии. Все важнейшие здания города, стоявшие на вершинах высоких пирамидальных оснований, были ориентированы строго по сторанам света. Обилие дворцовых и храмовых ансамблей, вычурных скульптур, стел и алтарей, многочисленные головы-исполины, высеченные из базальта, роскошное убранство найденных здесь гробниц говорили о том, что когда-то Ла-Вента была крупнейшим центром ольмекской культуры, а возможно, и столицей всей страны. Используя календарные даты, имеющиеся на многих каменных изваяниях, а также результаты искусствоведческого анализа, ученые установили, что наивысший расцвет города приходится на I-VII века нашей эры.

Затем, как и Трес-Сапотес, он становится жертвой вражеского нашествия и гибнет в пламени пожаров под ликующие крики победителей. Все, что можно было разрушить,- было разрушено. Все, что можно было ограбить и унести,- было унесено. Незваные пришельцы стремились уничтожить буквально все, что напоминало им о культуре и религии побежденного народа. Но огромные каменные головы, колонны и статуи, изваянные из твердого как сталь базальта, уничтожить было не так-то просто. И тогда в бессильной ярости древние вандалы разбили мелкие скульптуры, а прекрасные и выразительные лица больших статуй намеренно обезобразили и повредили. Тем не менее большая часть удивительных творений художников и скульпторов Ла-Венты пережила века, и они были вновь открыты для человечества уже в середине XX века умелыми руками археологов.

В самом центре города, от подножия высокой пирамиды и далее на север, раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. Посреди нее, над густой травой и кустарником, возвышалось какое-то странное сооружение в виде платформы, сложенной из тех же базальтовых колонн. Когда платформа была целиком расчищена, перед археологами предстал своеобразный базальтовый домик, наполовину углубленный в землю. Длинная его стена состояла из девяти вертикально поставленных каменных столбов, а короткая - из пяти. Сверху это прямоугольное помещение было перекрыто накатом из таких же базальтовых столбов. Домик не имел ни двери, нн окон. Древние строители так искусно подогнали друг к другу гигантские каменные колонны, что между ними не проскользнула бы даже мышь. А ведь каждая из них весила без малого две, а то и три тонны!

С помощью ручной лебедки и прочных канатов рабочие принялись растаскивать крышу загадочной постройки. После удаления четырех колонн отверстие в крыше стало настолько широким, что можно было рискнуть спуститься вниз, туда, где в густых черных тенях скрывалась внутренняя часть просторной комнаты, замурованной жрецами Ла-Венты 15 столетий назад.

«Сначала,- пишет Мэтью Стирлинг,- мы наткнулись на изящную маленькую подвеску в виде клыка ягуара, вырезанную из зеленого нефрита… Затем показалось овальное зеркало из тщательно отшлифованного куска обсидиана. А дальше, в глубине комнаты, возвышалась какая-то платформа, сделанная из глины и облицованная камнем. На ее поверхности отчетливо выделялось большое пятно яркой пурпурной краски. Внутри его мы нашли остатки человеческих костей, принадлежавших по меньшей мере трем погребенным».

Рядом со скелетами грудой лежали всевозможные изделия из драгоценного нефрита зеленых и голубоватых тонов: смешные маленькие статуэтки в виде сидящих человечков с детскими лицами, карлики и уродцы, лягушки, улитки, ягуары, диковинные цветы и бусы.

В юго-западном углу погребальной платформы удалось обнаружить странный головной убор, напоминающий скорее «терновый» венец, чем символ власти и высокого положения его владельца. На прочном шнуре было нанизано шесть длинных игл морского ежа, отделенных друг от друга вычурными нефритовыми украшениями в виде диковинных цветов и растений. Тут же лежали две большие нефритовые катушки - украшения для ушей и остатки деревянной погребальной маски, инкрустированной нефритом и раковинами. Неподалеку от платформы рабочие наткнулись на спрятанный в земле тайник, в котором хранилось 37 полированных топоров из нефрита и серпентина.

Согласно легенде, до сих пор бытующей у жителей Ла-Вепты, последний ацтекский император Монтесума был погребен именно здесь, среди развалин древнего города. И когда на землю опускается ночь, он выходит из своей гробницы, чтобы в призрачных лучах лунного света танцевать со своими приближенными на широких площадях и безлюдных улицах навеки уснувшей столицы ольмеков.

И хотя все это лишь плод народной фантазии, прекрасная легенда, научная значимость базальтовой гробницы отнюдь не снижается от того, что в ней вместо Монтесумы погребен какой-то другой могущественный правитель, который жил за 9-10 веков до появления ацтеков в долине Мехико.

Цивилизация ольмеков. Тайна шестнадцати человечков.

В 1955 году после долгого перерыва были продолжены раскопки в столице ольмеков - Ла-Венте. Одна за другой появлялись на свет удивительные находки: рельефы, мозаика, великолепные скульптуры, стелы и алтари. И вдруг лопата рабочего, пробив твердый слой цемента, покрывавшего поверхность глиняной платформы, провалилась вниз, в пустоту узкой и глубокой ямы. Когда археологи добрались наконец до ее дна, то там на фоне желтой глины ярко заблестели в солнечных лучах зеленые пятна полированного нефрита. Шестнадцать маленьких каменных человечков - участники какого-то неведомого драматического спектакля - торжественно застыли перед оградой из шести вертикально поставленных нефритовых топоров. Кто они? И зачем их спрятали на дне глубокой ямы, расставив в определенном, но непонятном для нас порядке?

Возможно, что ключ к разгадке этого археологического ребуса может дать шестнадцатый участник древнего языческого ритуала.
Его одинокая фигурка, высеченная в отличие от других из гранита, стоит спиной к плоской поверхности ограды. Остальные пятнадцать фигур сделаны из нефрита и имеют чисто ольмекский облик. Все они, повернув свои головы в одну сторону, пристально смотрят на противостоящего им человека. Справа к нему приближается процессия из четырех мрачных фигур с застывшими лицами-масками. Кто этот одиноко стоящий человек? Верховный жрец, управляющий торжественным языческим обрядом, или жертва, которую повалят через мгновение на кровавый алтарь неведомого бога?

И здесь на память невольно приходит описание ужасного обычая, широко распространенного когда-то у многих народов древности. По их представлениям царь считался средоточием магических сил, управляющих жизнью природы. Он несет ответственность за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодовитость женщин всего племени. Ему оказываются чуть ли не божественные почести. Он вкушает все блага жизни, наслаждаясь роскошью и покоем. Но однажды приходит день, когда царь должен сторицей расплатиться и за свои богатства, и за свою непомерную власть. И единственная плата, которую он обязан отдать своему народу,- его собственная жизнь! По древним обычаям, народ не может, ни минуты терпеть ослабевшего, больного или стареющего царя, поскольку от состояния его здоровья зависит благополучие всей страны. Наступает трагическая развязка. Старого правителя убивают. А.на его место выбирают молодого, полного сил преемника. И этот ужасный цикл убийства и коронаций продолжался во многих странах сотни лет.
Кто знает, может быть, по воле случая нам тоже удалось увидеть во всей трагической полноте этот страшный ритуал, разыгранный шестнадцатью каменными человечками из Ла-Венты?

Ольмеки. Золото и нефрит

У цивилизованных народов доколумбовой Америки в отличие от египтян, ассирийцев, греков, римлян и других обитателей Старого Света главным символом богатства было не золото, а нефрит. Этот факт настолько поразил воображение первых европейцев, пробившихся в начале XVI века сквозь океанский барьер к неведомым берегам Нового Света, что они неоднократно возвращались к нему в своих исторических повествованиях и хрониках.

Когда в 1519 году Кортес высадился на пустынное побережье Мексики, неподалеку от современного города Веракрус, местный индейский правитель поспешил отправить сообщение об этом чрезвычайном событии своему верховному владыке - императору Монтесуме. И уже несколько дней спустя перед походным шатром Кортеса появилась пышная процессия послов и вельмож от ацтекского императора. Молча расстелив у входа в шатер несколько циновок, они разложили на них множество дорогих подарков.

«Первым было круглое блюдо,- вспоминает Бериаль Диас,- размером с тележное колесо, с изображением солнца, все из чистого золота. По словам взвешивавших его людей, оно стоило 20000 золотых песо. Вторым было круглое блюдо, даже большего размера, чем первое, сделанное из массивного серебра, с изображением луны; очень ценная вещь. Третьим был шлем, доверху наполненный золотым песком на сумму не менее чем 3000 песо. Было там множество золотых фигурок птиц, зверей и богов, 30 кип тонких хлопчатобумажных тканей, красивые плащи из перьев, а кроме того, четыре зеленых камня, который ценится у них больше, чем у нас изумруд. И они заявили Кортесу, что камни эти предназначены для нашего императора, так как каждый из них стоит целой ноши золота».

Если верно то, что нефрит ценился у индейцев дороже золота, то так же верно и то, что больше всего нефритовых изделий встречается именно в стране ольмеков. И это тем более поразительно, что на болотистых берегах Мексиканского залива, там, где находятся основные ольмекские города, не было никаких месторождений нефрита. Его добывали либо
на юге, в горах Гватемалы, или же на западе, в Оахаке. Как бы то на было, большое количество этого драгоценного и необычайно твердого минерала попадало в страну ольмеков где грубые куски камня превращались под руками искусных ольмекских ювелиров в изящные статуэтка богов, затейливые украшения, бусы и ритуальные топоры. А уже оттуда, из ольмекских центров Ла-Венты, Трес-Сапотеса, Серро-де-лас-Месаса, эти великолепные нефритовые вещицы расходились по всей Центральной Америке, от самых северных областей Мексики до Коста-Рики.

Ольмеки — Поклонники ягуара.

Если бы все произведения древнего ольмекского искусства были выставлены в залах одного большого музея, то посетители его сразу бы обратили внимание на одну странную деталь. Из каждых двух-трех скульптур одна обязательно изображала бы либо ягуара, либо существо, сочетающее в себе черты человека и ягуара.

Когда очутишься в таинственном зеленом полумраке мексиканских джунглей, легко понять, почему ольмекские мастера с таким фанатическим упорством старались запечатлеть образ этого свирепого зверя.

Один из наиболее могучих хищников западного полушария, грозный владыка тропического леса - ягуар был для древних индейцев но просто опасным зверем, но и символом сверхъестественных сил, почитаемым предком и богом. В религии различных племен древней Мексики ягуар считается обычно богом дождя и плодородия, олицетворением плодоносящих сил земли. Стоит ли удивляться тому, что ольмеки, основой хозяйства которых было земледелие, почитали бога-ягуара с особым рвением, навечно запечатлев его в своем монументальном искусстве.

Еще и в наши дни, четыре столетия спустя после испанского завоевания и тысячу лет спустя после гибели ольмекской цивилизации, образ ягуара все еще вызывает суеверный ужас у индейцев, а ритуальные танцы в его честь широко распространены у жителей мексиканских штатов Оахака и Веракрус. К каким только ухищрениям не прибегали древние ольмеки для того, чтобы грозный владыка лесов п небесных вод обеспечил им хороший урожай. Они строили в честь его пышные храмы, высекали его образ на рельефах и стелах, отдавали ему самый драгоценный дар на земле - человеческие жизни.

В ходе раскопок главной площади Ла-Венты почти на шестиметровой глубине археологи нашли прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной морды ягуара. Общие размеры мозаики - около пяти квадратных метров. Она состоит из 486 тщательно отесанных пполированных блоков ярко-зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатого черепа украшали стилизованные перья в виде ромбов.
Точно такая же мозаика была обнаружена впоследствии и в другом конце священной площади города. Но там кроме изображения самого хищника в глубине каменной платформы удалось найти богатейшие дары в его честь: груду драгоценных Вещей и украшений из нефрита и серпентина.

Земные владыки, желая как-то усилить и без того обширную царскую власть, считали ягуара своим божественным предком и покровителем. На рельефах, фресках и стелах они постоянно изображены в одеждах из шкуры ягуара или сидят на тронах, сделанных в виде фигуры этого зверя. Клыки п когти ягуара постоянно встречаются в наиболее богатых н пышных погребениях не только у ольмеков, но и у большинства других культурных народов доколумбовой Мексики.

Ольмекская цивилизация имеет несомненное подтверждение своему существованию в виде археологических находок. Но тайны ее происхождения и гибели по сей день не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием есть упоминания одного из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории нынешней южной и центральной Мексики. Более древние следы цивилизации относятся к 1400 году до н. э. В городе Сан-Лоренцо были найдены остатки крупного (возможно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, более крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие из исследователей считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что находит подтверждение и в легендах индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

Обнаруженные артефакты

По обнаруженным артефактам возможно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До наших дней дошли их пирамиды, дворцы, гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первая такая голова была обнаружена в 1862 году неподалеку от поселения Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считали, что это «голова африканца», или, как ее называют и сейчас, «голова эфиопа»).

Эту знаменитую голову полностью откопали лишь в 1939–1940 гг. Как оказалось, высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. По сей день остается загадкой, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта находится в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота).

В последствии были обнаружены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. В большинстве своем ученые считают, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые из современных исследователей полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: к примеру, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX века археологами из Мексики был обнаружен город Син Кабесас, что переводится как «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за множества обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины дошли до нашего времени абсолютно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, которые изображают людей и животных.

Археологические экспедиции

Алтарь ольмеков

Разные экспедиции, снаряжавшиеся на поиски и исследование артефактов в первой половине XX века, приводили к многочисленным новым открытиям, но некоторые свидетельства существования ольмекской культуры вначале ошибочно были приписаны культуре майя из-за похожести ликов.

Археологам пробирались до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже довольно сильно отрезанными от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но со временем на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации.

Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, как считают исследователи, являются изображениями богов, почитаемых ольмеками. А в обнаруженной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 веков до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков

Пирамиды возможно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму исследователи объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки считали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружались по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды ольмеков были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Как выглядели ольмеки

Облик ольмеков возможно предположительно восстановить по множеству найденных изваяний: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли получить по найденным в усыпальницах останкам ольмеков, но ни одного целого скелета не сохранилось.

Откуда они появились

По легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас находится город Панутла, они оставили лодки и двинулись по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах не объясняется появление ольмекской цивилизации: сказано лишь, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

Как считает норвежский исследователь Тура Хейердал, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это могут указывать не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было обнаружено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она словно появилась в уже процветающем виде и так же неожиданно оборвала свое существование. Но это также только предположение. Многие из ученых по-прежнему убеждены, что цивилизации в различных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в совершенной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят приблизительно ко второму тысячелетию до н. э. Если судить по более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, как считают ученые, пришли из Азии в те времена, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь.

Как полагают палеоантропологи, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это в некоторой степени объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи считают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Может быть, цивилизация ольмеков появилась и вовсе в результате смешения выходцев из разных континентов.

В 1200-900 годах до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: возможно, как результат внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, находящуюся на 55 миль восточней, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 годах до н. э. или в 800–400 годах до н. э. (согласно разным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 года до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержение вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до н. э. археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, обнаруженные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были найдены ольмекские артефакты с датами, ученые после продолжительных споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Любопытно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской цивилизации, были намеренно повреждены еще в древности: может быть, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I столетие до н. э. - I столетие н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя некоторое время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко считает, что предки майя жили когда-то на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? Ответить на этот вопрос еще предстоит ученым.

Ольмеки — древний народ, живший в Центральной Америке в XVI — II вв. до н.э. на территории современной Мексики. Создали первую в Америке цивилизацию, давшую начало всем остальным индейским культурам доколониальной эпохи. По этой причине культура ольмеков называется в Латинской Америке.

Ольмеки изобрели первую в Америке письменность, первый календарь и способ измерения времени, приручили собаку и индейку, первыми начали сбор каучука и какао-бобов.

Цивилизация зародилась на востоке территории современной Мексики. на побережье Карибского моря. Свидетельства пребывания ольмеков находят при раскопках в Гватемале и Сальвадоре.

Происхождение ольмеков и причины упадка их цивилизации неясны. В 1979 году Клайд Винтерс предложил способ чтения ольмекского письма, исходя из гипотезы об африканском происхождении этого народа. Винтерс допустил мысль о том, что ольмеки говорили на языке семейства малинке, распространенных в Сенегале и Мали. К 1997 Винтерс расшифровал значительную часть ольмекских текстов. Тем не менее, гипотезу об африканском происхождении ольмеков многие специалисты не разделяют.

Около трех тысячелетий назад на берегу залива возникла индейкая культура, получившая название ольмекской. Назвали их так по имени ольмеков - небольшого племени, живших на этой территори намного позднее в 11в - 14в. Само слово ольмеки означает каучуковые люди. Ацтеки назвали их так по имени области, где производился каучук и где жили им современные ольмеки.

Цивилизация древних ольмеков восходит ко 2 тыс до н.э. и прекратила свое существование в 1 в. н.э. Самое удивительное заключается в том, что ни в Северной Америке, ни в южной Америке, абсолютно отсутствуют какие-либо следы зарождения этой древней цивилизации. Как будто этот народ появляется уже сложившимся. Так же неизвестно ни о социальной организации ольмеков, ни их верованиях, ни об их языке.

Из-за высокой влажности в районе Мексиканского залива не сохранилось ни одного скелета ольмеков.Известно, что культура ольмеков была кукурузной цивилизацией, главными отраслями хозяйства были земледелие и рыболовство. Существовали ритуалы человеческих жертовприношений. Цивилизация древних ольмеков была культурно развитой. До наших дней дошло множество статуэток из нефрита, пирамиды, стелы, статуи.

Самой большой загадкой срели оставшихся ольмекских памятников являются огромные головы, вырезанные из камня. Вес одной головы достигает до 30 тонн. Лица выглядят очень естественно и самое интересное то, что изображают они людей с негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты.

Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.Именно эти черты лиц отделяют ольмеков от индейцев всей мезоамерики. Это заставляет сделать вывод, что ольмеки не могли быть коренным населением. Тогда возникает вопрос откуда они могли прийти?Существует древнейшее предание о происхождении ольмеков. Она повествует, что таинственное племя людей прибыли морем и обладали разного рода волшебством. Затем они обосновались в селении под названием Тамоанчане. Но однажды мудрецы прибывшего народа снова сели на корабли и уплыли, пообещав вернуться перед концом света.

Оставшийся народ заселил окружающие их земли и стал называть себя по имени их великого вождя и кудесника Ольмека Уимтони.Интересно то, что ольмеки отождествляли себя с ягуарами и считали себя потомками союза божественного ягуара и смертной женщины. Так появилось племя ольмеков, сыновей неба и земли одновременно.

Кто такие ольмеки?

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской. Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.

По древнейшему преданию, Ольмеки появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане. По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

Однако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Культура и иск-во ольмеки оказали сильное влияние на культуру других индейских народов Центральной Америки. Сох- ранились замечательные скульптурные памятники; на многих из них изображён ягуар - основное божество ольмеков. Причины исчезновения ольмеки не установлены; предполагают, что это результат крупных этнических передвижений.

Древний народ ольмеков жил около трёх тысяч лет назад на территории современной Мексики, штатов Веракрус и Табаско.

Они были земледельцами и развили довольно высокую цивилизацию, а также коммерсантами и обменивались своими товарами с народами, жившими на отдалённых землях.

Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня. Они делали расписные стены, высекали могильные плиты и каменные алтари, создавали топоры, которые использовали как подношения богам, лепили из глины маленькие статуэтки и маски. Несомненно, цивилизация ольмеков стала известна благодаря необычным монументальным скульптурам, дошедшим до наших дней.

Ольмеков называли кукурузным народом, поскольку эта сельскохозяйственная культура составляла основу их питания. Ежедневная еда у них обычно состояла из кукурузных лепёшек. Они ели также фасоль и тыкву.

Археологи смогли восстановить многие предметы обихода ольмеков. Основные находки были обнаружены при раскопках в Сан-Лоренсо, Ла Венте и Трес Сапотес.

Был ли ягуар священным животным альмеков?

Ягуар это хищное млекопитающее, распространённое в Южной и Центральной Америке. Он не нападает на людей и питается крупной дичью, в частности оленями.

Ольмеки очень ценили ягуаров, поскольку те съедали травоядных животных, разрушавших маисовые плантации.

У ольмеков были только два домашних животных: собака и индюк. Собаки ольмеков были похожи на собак породы чихуахуа, поскольку были очень маленькие. Ольмеки растили их для еды.

Ольмеки были очень творческим народом. Они изобрели календарь, форму письма и систему изображения чисел, а также форму правления и религию.

Ольмеки не использовали удобрения и не знали техники орошения. Ведение сельского хозяйства было очень примитивным: они засевали поля до тех пор, пока они были плодородными, а затем оставляли их отдыхать, хотя в действительности ольмекам повезло жить в регионе с большим числом рек и поэтому не было необходимости оставлять поля для отдыха на длительное время. Когда на реках были приливы, вода заливала прибрежные земли и удобряла их, так что поля давали два-три урожая ежегодно. Чтобы знать, когда происходят наводнения и когда следует сеять, ольмеки изобрели средство для определения хода времени, то есть календарь.

В своём изучении хода времени они дошли до продолжительности года в 365 дней.

Ольмеки, несомненно, были великими скульпторами. Они обрабатывали камень с большим мастерством, создавая надгробные плиты и алтари, украшенные человеческими фигурами.

Наиболее характерными являются колоссальные головы, воспроизводившие, возможно, лица великих вождей. Эти монументальные головы были выполнены из базальта очень твёрдого камня.

Многие из этих огромных голов хранятся в Археологическом парке Ла-Вента в Мексике.

Ольмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры.

Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее - в культурные общества, а другие - что ольмеки - результат миграции из Герреро или Оакса. Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

Сан-Лоренцо, занятый в 1 200 - 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Торговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

Источники: www.vokrugsveta.ru, www.tradiciadrevnih.ru, otvet.mail.ru, pochemuha.ru, secretworlds.ru

П осле симпозиума "Региональные перспективы в ольмекской проблеме" в 1983 г., термин "ольмеки" решено использовать в узком значении: общество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э.

С амые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.
По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.
По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.
Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га (последняя цифра явно преувеличена).
Археологические исследования в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень (тип 6 в классификации проекта Сан-Лоренсо) - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.
Постройки, обнаруженные на городище в 1990-е гг., располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Судя по анализу почв, крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна. Другая важная постройка (D4-7), длиной 12 м и апсидальная в плане, стояла на платформе из глины размерами 75 на 50 м.
В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Их незначительное количество и концентрация в центральном поселении дополнительно свидетельствуют в пользу этого. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари-троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах. Находки тронов в поселениях второго уровня, таким образом, говорят о существовании иерархии вождей.
Около 900 г. до н. э. заканчивается эпоха расцвета Сан-Лоренсо. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.
К 400 г. до н.э. Сан-Лоренсо приходит в упадок, после которого город забрасывается.

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек.
Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы "А" и "С". Центральной осью поселения являлась "Большая пирамида" - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс "А"). В данном случае это наиболее ранний в Ольмане сложный архитектурный ансамбль - так называемый двухчастный комплекс, ориентированный по оси север-юг. Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.
Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе "D" сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу. Эти постройки расположены по линии запад - восток и, вероятно, представляют собой пример новой архитектурной традиции, берущей начало в Чиапасе.
В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и "римским" профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.
На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе "А" внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница "А" состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м. в длину, 2 м. в ширину и 1,8 м. в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы "А" находилась Гробница "Е", также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница "В"), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.
В городе также есть колоссальные базальтовые головы - 4, и их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э.
Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э.

Е щё одно древнее поселение - Сан Андрес. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. здесь произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, где выше слоя 10 идет чистый ил. Это, видимо, привело к возвышению Ла-Венты. В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250-1150 гг. до н.э.). Город расположился в 5,5 километрах к северо-востоку от Ла-Венты. В период с 900 по 400 гг. до н.э., Сан Андрес снова стал центром цивилизации ольмеков. На месте данного поселения недавно была найдена одна удивительная находка - керамический цилиндр размера с кулак с выгравированными 2 глифами, связанными линиями с клювом птицы таким образом, что создаётся впечатление о "разговоре" птицы. Антрополог Мэри Поль (открывшая данную находку) считает, что это самое раннее свидетельство письменности в Мезоамерике.

М енее древним и размером поменьше является ещё одно поселение - Трес-Сапотес (1000-400 гг. до н.э.). Однако здесь не было найдено каких-либо построек, но зато были обнаружены огромные базальтовые скульптуры - каменные головы Ольмеков. Эти 3 головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трёх наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э.

Д ругими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км. поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Л ас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый "Правитель из Лас-Лимас"). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Т. Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

О ткрытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

400 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

К аменными головами ольмеков являются гигантские базальтовые глыбы весом до 30 тонн и имеющие среднюю окружность около 7 метров и высоту в 2,5 метра. Каждая из голов имеет свое "лицо" с взглядом, устремленным в пространство. На головы надеты каски-шлемы с ремешком на подбородке. Первая такая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1930-х годах. Он написал тогда в своем отчёте: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом".

С тирлинг обнаружил ещё и детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так.

П омимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. Любили ольмеки создавать и различные нательные украшения, и самые разнообразные ювелирные изделия. В цене у них было не золото, не серебро и не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и нефрит ("солнечный камень") различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).

Ц ентральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики.

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство.

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Подробнее - см. учебное пособие "Древние ольмеки : история и проблематика исследований", А.В. Табарев На этой странице использованы материалы статьи Д. Беляева "Ранние вождества в юго-восточной Мезоамерике".