История возникновения григорианского календаря. Чем отличается юлианский календарь от григорианского календаря

Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

Причины перехода на григорианский календарь

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение в юлианском календаре дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Ошибка юлианского календаря в 11 мин. 14 сек. в год, которой пренебрег Созиген, к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Год по юлианскому календарю в365 дней, 5 часов, 49 минут и 46 секунд, как выяснили поздние ученые, был длиннее настоящего солнечного года на 11 минут 14 секунд. «Лишние» сутки набегали за 128 лет. Так, за полтора тысячелетия человечество отставало от реального астрономического времени на целых десять суток! Реформа папы Григория ХІІ I именно имела целью ликвидировать эту ошибку.

До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.

Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки.

В новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы - номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).

Модифицировались правила расчета христианской Пасхи. В настоящее время дата христианской Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Переход на григорианский календарь

Переход на новый календарь осуществлялся постепенно, в большинстве европейских стран это происходило в течение XVI -XVII веков. И не везде переход этот проходил гладко. Первыми на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша),Франция, Лотарингия. В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь, предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году. Были случаи, когда переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками.

В России григорианский календарь введён в 1918 году: в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. То есть в ряде стран, как и в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было. В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Григорианский календарь

Этот калькулятор позволяет перевести дату с Юлианского на Григорианский календарь, а также расчитать дату православной Пасхи по старому стилю

* для расчета пасхи по новому стилю необходимо полученную по старому стилю дату ввести в форму для расчета

Исходную дату по старому стилю
(по Юлианскому календарю):
января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря года

на новый (Григорианский) календарь

(поправка +13 дн. к Юлианскому календарю)

2019 год невисокосный

В 2019 году православная Пасха выпадает на 15 апреля (по Юлианскому календарю)

Расчет даты православной пасхи выполняется по алгоритму Карла Фридриха Гаусса

Недостатки юлианского календаря

В 325 г. н. э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это был важный момент в определении времени празднования пасхи - одного из важнейших религиозных праздников. Принимая юлианский календарь, церковники полагали, что он является идеально точным. Однако в нем, как мы знаем, за каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки.

Ошибка юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т. д. Ко второй половине XVI в. ошибка составила 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта.

История григорианской реформы.

Неточность юлианского календаря была обнаружена в первой четверти XIV в. Так, в 1324 г. византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта и, значит, пасха будет постепенно отодвигаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет пасхалий. Однако император отклонил предложение Григора, считая реформу практически неосуществимой из-за невозможности достигнуть на этот счет соглашения между отдельными православными церквами.

На неточность юлианского календаря указывал и греческий ученый Матвей Властарь, живший в Византии в первой половине XIV в. Однако он не считал нужным вносить исправления, так как видел в этом некоторое «преимущество», состоящее в том, что запаздывание православной пасхи избавляет ее от совпадения с еврейской пасхой. Одновременное их празднование запрещалось постановлениями некоторых «Вселенских» соборов и различными церковными канонами.

Интересно отметить, что в 1373 г. византийский ученый Исаак Аргир, более глубоко понимавший необходимость исправления юлианского календаря и правил расчета пасхалий, считал такое мероприятие бесполезным. Причина такого отношения к календарю объяснялась тем, что Аргир был глубоко уверен в предстоящем через 119 лет «светопреставлении» и конце мира, так как исполнится 7000 лет «со дня сотворения мира». Стоит ли заниматься реформой календаря, если для жизни всего человечества осталось так мало времени!

Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители католической церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался папа Климент VI.

В марте 1414 г. календарный вопрос обсуждался по инициативе кардинала Пьера д′Альи. Недостатки юлианского календаря и неточность существующих пасхалий были предметом обсуждения на Базельском соборе в марте 1437 г. Здесь со своим проектом выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401-1464), один из предшественников Коперника.

В 1475 г. папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и исправлению пасхалий. Для этой цели он пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана (1436-1476). Однако неожиданная смерть ученого вынудила папу отложить осуществление своего намерения.

В XVI в. вопросами реформы календаря занимались еще два «вселенских» собора: Латеранский (1512- 1517) и Тридентский (1545-1563). Когда в 1514 г. Латеранский собор создал комиссию по реформе календаря, то римская курия пригласила тогда уже известного в Европе польского астронома Николая Коперника (1473-1543) приехать в Рим и принять участие в работе календарной комиссии. Однако Коперник уклонился от участия в комиссии и указал на преждевременность такой реформы, так как, по его мнению, к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года.

Григорианская реформа. К середине XVI в. вопрос о реформе календаря получил настолько широкое распространение и важность его решения оказалась столь необходимой, что откладывать этот вопрос дальше было признано нежелательным. Вот почему в 1582 г. римский папа Григорий XIII создал специальную комиссию, в состав которой ввел Игнатия Данти (1536-1586) - известного в то время профессора астрономии и математики Болонского университета. Этой комиссии было поручено разработать проект новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами нового календаря комиссия одобрила проект, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или Алоизий Лилий, 1520-1576), преподаватель медицины университета города Перуджи. Этот проект в 1576 г. опубликовал брат ученого - Антонио Лилио, еще при жизни Луиджи принимавший активное участие в разработке нового календаря.

Проект Лилио был принят папой Григорием XIII. 24 февраля 1582 г. он издал специальную буллу (рис. 11), по которой счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 г. пятницу предписывалось считать не 5, а 15 октября. Этим сразу была исправлена ошибка, накопившаяся со времени Никейского собора, и весеннее равноденствие вновь пришлось на 21 марта.

Труднее было решить вопрос с введением в календарь такой поправки, которая обеспечивала бы на долгие времена совпадение календарной даты весеннего равноденствия с его фактической датой. Для этого надо было знать продолжительность тропического года.

К этому времени уже были опубликованы астрономические таблицы, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены немецким астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511- 1553) и изданы в 1551 г. Продолжительность года в них принималась равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам, т. е. более истинного значения тропического года всего на 30 секунд. Длина года юлианского календаря отличалась от нее на 10 мин. 44 сек. в год, что давало ошибку в сутки за 135 лет, а за 400 лет - несколько более трех суток.

Следовательно, юлианский календарь в каждые 400 лет уходит вперед на трое суток. Поэтому во избежание новых ошибок было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. По юлианскому календарю за 400 лет должно быть 100 високосных годов. Для осуществления реформы понадобилось сократить их число до 97. Лилио предложил считать простыми те вековые годы юлианского календаря, число сотен в которых не делится на 4. Таким образом, в новом календаре к високосным относятся только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Такими годами, являются: 1600, 2000, 2400, 2800 и т. д. Годы же 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. будут простыми.

Реформированная календарная система получила название григорианской или «нового стиля».

Точен ли григорианский календарь? Мы уже знаем, что григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь при исправлении календаря начали выбрасывать трое суток в каждые 400 лет, тогда как такая ошибка набегает лишь за 384 года. Для определения ошибки григорианского календаря вычислим среднюю продолжительность года в нем.

В периоде из 400 лет будет 303 года по 365 дней и 97 лет по 366 дней. Всего дней в четырехвековом периоде будет 303 × 365 + 97 × 366 == 110 595 + 35 502 = 146 097. Разделим это число на 400. Тогда получим 146097/400 = 365,242500 c точностью до шестого десятичного знака. Такова средняя продолжительность года григорианского календаря. Это значение отличается от принятого сейчас значения длины тропического года всего-навсего на 0,000305 средних суток, что дает различие в целые сутки за 3280 лет.

Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать еще более точным. Для этого достаточно один високосный год раз в 4000 лет считать простым. Такими годами могли бы быть 4000, 8000 и т. д. Так как ошибка григорианского календаря составляет 0,000305 суток в год, то за 4000 лет она составит 1,22 суток. Если исправить календарь еще на одни сутки в 4000 лет, то останется ошибка, в 0,22 суток. Такая ошибка увеличится до целых суток только за 18 200 лет! Но такая точность уже не представляет никакого практического интереса.

Когда и где впервые введен григорианский календарь? Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В странах, где господствующей религией был католицизм (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.), он был введен в 1582 г. или несколько позднее. Другие страны признали его только через десятки и сотни лет.

В государствах, в которых было сильно развито лютеранство, долгое время руководствовались поговоркой, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще дольше против нового стиля выступала православная церковь.

В ряде стран при введении григорианского календаря пришлось преодолеть большие трудности. В истории известны «календарные беспорядки», возникшие в 1584 г. в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, по и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под литовско-польским господством. Несколько лет продолжалась борьба латышского народа против польского засилия и католицизма. «Календарные беспорядки» прекратились только после того, как в 1589 г. руководители восстания Гизе и Бринкен были арестованы, подвергнуты жестоким пыткам и казнены.

В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта па 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была произведена календарная реформа в Англии, горожане преследовали криками: «Отдай нам наши три месяца».

В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь в России, но всякий раз эти попытки терпели неудачу из-за противодействия церкви и правительства. Только в 1918 г., сразу после установления в России советской власти, была осуществлена календарная реформа.

Различие между двумя календарными системами. Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. - до 12 суток и, наконец, в XX в. - до 13 суток.

Как установить ту дату, после которой поправка меняет свою величину?

Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т. е. эти годы в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней.

Для перевода юлианской даты любого события, происшедшего после реформы 1582 г., на новый стиль можно пользоваться таблицей:

Из этой таблицы видно, что критическими днями, по прошествии которых поправка увеличивается на один день, являются 29 февраля по старому стилю тех вековых годов, в которых по правилам григорианской реформы из счета выброшен один день, т. е. годов 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и т. д. Следовательно, начиная с 1 марта этих годов, опять же по старому стилю, поправка увеличивается на один день.

Особое место занимает вопрос о пересчете дат событий, имевших место до введения григорианского календаря в XVI в. Такой пересчет важен и тогда, когда собираются отметить годовщину какого-либо исторического события. Так, в 1973 г. человечество отмечало 500-летие со дня рождения Коперника. Известно, что он родился 19 февраля 1473 г. по старому стилю. Но мы сейчас живем по григорианскому календарю и поэтому надо было произвести пересчет интересующей нас даты на новый стиль. Как же это было сделано?

Так как в XVI в. разница между двумя календарными системами составляла 10 суток, то, зная, с какой скоростью она изменяется, можно установить величину этой разницы для различных веков, предшествовавших реформе календаря. При этом следует иметь в виду, что в 325 г. Никейский собор принял юлианский календарь и весеннее равноденствие тогда приходилось па 21 марта. Учитывая все это, можно продолжить табл. 1 в обратную сторону и получить следующие переводные поправки:

Интервал дат Поправка
от 1.III.300 г. до 29.II.400 г. 0 суток
от 1.III.400 г. до 29.II.500 г. + 1 сутки
от 1.III.500 г. до 29.II.600 г. + 2 суток
от 1.III.600 г. до 29.II.700 г. + 3 суток
от 1.III.700 г. до 29.II.900 г. + 4 суток
от 1.III.900 г. до 29.II.1000 г. + 5 суток
от 1.III.1000 г. до 29.II.1100 г. + 6 суток
от 1.III.1100 г. до 29.II.1300 г. + 7 суток
от 1.III.1300 г. до 29.II.1400 г. + 8 суток
от 1.III.1400 г. до 29.II.1500 г. + 9 суток
от 1.III.1500 г. до 29.II.1700 г. + 10 суток

Из этой таблицы видно, что для даты 19 феврале 1473 г. поправка будет составлять +9 суток. Следовательно, 500-летие со дня рождения Коперника отмечалось 19 +9-28 февраля 1973 г.

На пороге новолетия , когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю .

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский .

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь .

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium , что означает «долговая книжка» . Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ , так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием .

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток , а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев , отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле , он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем , составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток . Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря . Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э . Начало года по этому календарю начиналось 1 января .



Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)


Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения :

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе - год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте , но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре , по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы - весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени . Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый , стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января .



Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь , принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года , после переворота, вся Россия перешла на новый стиль , теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю . Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе . Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви , тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским .

Во все времена предпринималось множество попыток упорядочить летоисчисление. За основу брались различные способы измерения времени, календари брали за точку отсчета разные события, как религиозные, так и политические. Существуют лунные календари, основывающиеся на периодичности движения Луны, солнечные, в основе которых оборот Земли вокруг Солнца, смешанные. Не так давно, а именно 31 января 1918 года, Советская Россия перешла с Юлианского календаря на Григорианский календарь. В чем же отличие Юлианского календаря от Григорианского календаря?
Юлианский календарь был введен еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до нашей эры, и был назван в его честь. Этот солнечный календарь, ориентированный на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, разработан придворными астрономами императора.
Причиной появления Григорианского календаря стали разногласия в праздновании Пасхи: по Юлианскому календарю этот светлый праздник выпадал на разные дни недели, в то время как христиане считали, что Пасха должна праздноваться только в воскресение. По распоряжению главы католической церкви папы Григория XIII был подготовлен и введен в эксплуатацию 24 февраля 1582 года Григорианский солнечный календарь, который скорее является реформированным Юлианским календарем.

В то время как Григорианский календарь был принят, чтобы упорядочить празднование Пасхи, его введение нарушило последовательность Евангельских событий. Так Русская Православная Церковь до сих пор высчитывает все переходящие праздники по Юлианскому календарю, а не переходящие – по «новому стилю».

Високосные годы

Как один, так и второй календарь, состоят из 365 дней в обычный год и 366 дней в високосный, включают в себя 12 месяцев, 7 из которых содержат 31 день, 4 месяца – 30 дней, и февраль либо 28, либо 29, в зависимости от года. Разница только в периодичности високосных лет.
Юлианский календарь предполагает, что високосный год повторяется через каждые три года на четвертый. Но таким образом получается, что календарный год на 11 минут длиннее астрономического. То есть каждые 128 лет образуется лишний день. Григорианский календарь также признает каждый четвертый год високосным за исключением лет кратных 100 в тех случаях, когда они не делятся на 400. Таким образом лишние сутки образуются только за 3200 лет.

Начало года в Юлианском и Григорианском календаре

Во времена пользования Юлианским календарем, начало года определялась сначала 1-ым сентября, а затем 1-ым марта, как говорили, осенним или весенним новолетием. В любом случае, год начинался новым сезоном. По Григорианскому календарю новый год начинается 1 декабря, то есть посреди сезона.

TheDifference.ru определил, что разница между Юлианским и Григорианским календарями заключается в следующем:

Юлианский календарь более простой для летоисчисления, но опережает по времени астрономический год.
Григорианский календарь возник после реформы Юлианского календаря, взяв его за основу.
Православная церковь считает, что Григорианский календарь нарушает последовательность библейских событий.

Человечество с давних времён пользуется летоисчислением. Возьмём, к примеру, знаменитый круг майя, наделавший много шума в 2012 году. Отмеряя день за днём, страницы календаря уносят прочь недели, месяцы и годы. Практически все страны мира на сегодняшний момент живут по общепризнанному григорианскому календарю , однако долгие годы государственным был юлианский . В чём же между ними разница, и почему последним теперь пользуется только православная церковь?

Юлианский календарь

Древние римляне вели счёт дням по лунным фазам. В таком простом календаре было 10 месяцев, названных в честь богов. У египтян летоисчисление было привычным современному: 365 суток, 12 месяцев по 30 дней. В 46 году до н.э. император Древнего Рима Гай Юлий Цезарь приказал ведущим астрономам создать новый календарь. Солнечный год с его 365 днями и 6 часами был взят за образец, а начальной датой стало 1 января. Новый способ исчисления дней тогда, собственно, и назвали календарём, от римского слова «календы» – так именовались первые дни каждого месяца, когда платились проценты по долгам. Во славу древнеримского полководца и политика, чтобы увековечить его имя в истории грандиозного изобретения, один из месяцев назвали июлем.

После убийства императора римские жрецы немного запутались и объявляли каждый наступающий третий год високосным, чтобы выровнять шестичасовое смещение. Окончательно календарь был выровнен при императоре Октавиане Августе. И его вклад был зафиксирован новым названием месяца – август.

От юлианского к григорианскому

Веками по юлианскому календарю жили государства. Им же пользовались христиане во время Первого Вселенского Собора, когда была утверждена дата празднования Пасхи. Интересно, что этот день каждый год отмечается по-разному в зависимости от первого полнолуния после весеннего равноденствия и иудейской Пасхи. Изменить это правило можно было только под страхом анафемы, однако в 1582 году глава католической церкви папа Григорий XIII пошёл на риск. Реформа прошла успешно: новый календарь, названный григорианским, был более точным и возвращал день равноденствия к 21 марта. Иерархи православной церкви осудили нововведение: получалось, что иудейская Пасха случалась позже Пасхи христианской. Это не допускалось канонами восточной традиции, и в разночтениях между католиками и православными появился ещё один пункт.

Летоисчисление на Руси

В 1492 году Новый год на Руси стали отмечать по церковной традиции 1 сентября, хотя раньше новолетие начиналось одновременно с весной и считалось «от сотворения мира». Император Пётр I учредил, что принятый от Византии юлианский календарь на территории Российской империи является действующим, однако Новый год теперь отмечался в обязательном порядке 1 января. Большевики перевели страну на григорианский календарь , по которому уже давно жила вся Европа. Интересно, что таким образом тогдашний февраль стал самым коротким месяцем в истории летоисчисления: 1 февраля 1918 года превратилось в 14 февраля.

С юлианского на григорианский календарь в 1924 году официально перешла Греция, вслед за ней – Турция, а в 1928-м и Египет. В наше время по юлианскому летоисчислению живут только некоторые православные церкви – русская, грузинская, сербская, польская, иерусалимская, а также восточные – коптская, эфиопская и греко-католическая. Поэтому и существуют разночтения в праздновании Рождества: день рождения Христа католики отмечают 25 декабря, а в православной традиции этот праздник приходится на 7 января. То же и со светскими праздниками – , смущающий иностранцев, празднуется 14 января как дань предыдущему календарю. Впрочем, неважно, кто по какому календарю живёт: главное – не тратить понапрасну бесценные дни.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Добро пожаловать в ! 6 января 2019 года волшебство Сочельника окутает весь парк, а его посетители окажутся в настоящей зимней сказке!

Всех гостей парка ждёт увлекательная тематическая программа парка: интерактивные экскурсии, ремесленные мастер-классы, уличные игры с озорными скоморохами.

Насладитесь зимними видами ЭТНОМИРа и атмосферой праздника!