Годовое тематическое планирование занятий по рисованию. Перспективный план кружка по рисованию в старшей группе «Радуга красок»Нетрадиционная техника рисования Перспективный план сюжетного рисования в старшей группе

Перспективный план кружка по рисованию в старшей группе «Фантазия»

Нетрадиционная техника рисования

Цель:

Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.

Задачи:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.

Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Сентябрь (1 неделя)

Тема: «Бабочки».

Цель: Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. Освоение техники монотипия (предметная).

Сентябрь (2 неделя)

Тема: «Осенний букет».

Цель: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. Освоение техники кляксография.

Сентябрь (3 неделя)

Тема: «Воздушные шары».

Цель: Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.

Сентябрь (4 неделя)

Тема: «Компоты и варенье».

Цель: Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. Освоение техники печатание фруктами (оттиск).

Октябрь (1 неделя)

Тема: «Волшебный лес».

Цель: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Освоение техники печатания растениями.

Октябрь (2 неделя)

Тема: «Пестрый котенок».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Освоение техники пуантилизм.

Октябрь (3 неделя)

Тема: «Красная смородина».

Цель: Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.) Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).

Октябрь (4 неделя)

Тема: «Подводный мир».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью.

Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа).

Ноябрь (1 неделя)

Тема: «Разноцветные рыбки».

Цель: Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.

Ноябрь (2 неделя)

Тема: «Унылая пора! Очей очарованье».

Цель: Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания. Рисование ладошками, пальцами.

Ноябрь (3 неделя)

Тема: «Рисуем по шаблону».

Цель: Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Освоение рисования по шаблону.

Ноябрь (4 неделя)

Тема: «Невидимый зверек».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. Освоение техники рисования свечкой.

Декабрь (1 неделя)

Тема: «Снегири на ветках».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.

Декабрь (2 неделя)

Тема: «Зимние узоры».

Цель: Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Продолжить освоение техники монотипия.

Декабрь (3 неделя)

Тема: «Письмо для деда мороза».

Цель: Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. Самостоятельная работа детей.

Декабрь (4 неделя)

Тема: «В лесу родилась елочка».

Цель: Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Рисование нитками.

Январь (2 неделя)

Тема: «Волшебница зима».

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования - набрызг.

Январь (3 неделя)

Тема: «Сказочный зимний лес».

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков). Освоение техники – оттиск (капустный лист).

Январь (4 неделя)

Тема: «Семья снеговиков».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Освоение технике рисования оттиск тканью.

Февраль (1 неделя)

Тема: «Музыкальный рисунок».

Цель: Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.

Февраль (2 неделя)

Тема: «Разноцветное небо».

Цель: Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаги.

Февраль (3 неделя)

Тема: «Соленое море».

Цель: Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

Февраль (4 неделя)

Тема: «Красивые картинки из разноцветной нитки».

Цель: Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники рисования – ниткография.

Март (1 неделя)

Тема: «Пейзаж у озера».

Цель: Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия(пейзажная).

Март (2 неделя)

Тема: «Превращение ладошки».

Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Рисование ладошками.

Март (3 неделя)

Тема: «Подарок маме».

Цель: Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Самостоятельная работа детей.

Март (4 неделя) «Весенняя фантазия» Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение. Освоение техники рисования – оттиск стеклом.

Апрель (1 неделя)

Тема: «Весеннее дерево».

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Апрель (2 неделя)

Тема: «Планеты».

Цель: Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.

Апрель (3 неделя)

Тема: «Космические дали».

Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.

Апрель (4 неделя)

Тема: «Праздничная верба».

Цель: Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью. Рисование пастелью.

Май (1 неделя)

Тема: «Праздничный салют».

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит. Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Май (2 неделя)

Тема: «Одуванчики - пушистое чудо природы».

Цель: Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).

Май (3 неделя)

Тема: «Вот и лето пришло».

Цель: Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Ну, что же, я обещала мега-план, и я наконец-то его собрала (потратила на это дело почти полдня).
Здесь не будет ничего о планировании, эффективности и прочем, здесь о структуре обучения рисованию.

В прошлом посте я упоминала стрим с Олегом Шеховцевым . Так вот, в этом стриме Олег постарался и сделал упор на информацию для начинающих художников (неважно, концепт или нет) и сослался на некоего Виталия Ивлева (его канал на ютубе). Я, как порядочный гражданин, пошла и посмотрела.

У Виталия есть совершенно замечательный очень короткий ролик о том, из чего же состоит рисование и как структурировать свое обучение. Очень рекомендую к просмотру - 11 с копейками минут концентрированной полезной информации. Еще и с картинками. Картинки я себе зарисовала. И в целом мой план основан именно на рекомендациях Виталия.

Итак, первый план. Я назвала его «Большой план», т.к. он показывает мне картину обучения в целом:

Да, мне придется откатиться в самые азы, а именно в работу с линией и формой. А то я сейчас почему-то пытаюсь быть на этапе цвета и даже дальше, а основ при этом не знаю.

Еще мне очень понравились принципы, которыми Виталий рекомендует руководствоваться во время обучения. Посмотрите видео, там для каждого принципа Виталий даже нарисовал маленький поясняющий рисуночек! :) Принципы я тоже выписала:

И хочу здесь пояснить некоторые принципы с учетом своих каких-то особенностей:


  1. Каждый день. Ну, здесь все понятно, плавали-знаем.

  2. Быть в курсе, смотреть вокруг. Здесь Виталий рекомендует смотреть и изучать, что происходит вокруг, читать про других людей - как они добивались того, чего добились, и все в таком духе. Я итак довольно регулярно читаю и смотрю всякое, просто придется немного уменьшить время на это, чтобы осталось время для занятий.

  3. Доверять учителю, но не ограничиваться. Очень важный пункт для меня, т.к. я люблю тырить приемы, пробовать новое и часто застреваю в этом. Так вот, мне важно не застревать. Попробовал, усвоил, молодец, поехали дальше.

  4. Исследовать учителя. Как профессионала и как учителя. Это я люблю:)

  5. Держать будущее в голове. Именно для этого я нарисовала все эти бумажки и повесила их на видное место. Именно поэтому сокращенная версия этого поста будет прикреплена вверху журнала. Чтобы помнить, куда я собралась:)

  6. Искать сложное, искать вопросы. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Главное, продолжать напирать на сложное и формулировать свои вопросы, а не расстраиваться и бросать все после первых неудач.

  7. Начинаешь и делаешь. Тоже сложный принцип с точки зрения реализации: страх - очень сильный тормоз. Поэтому да, просто берешь и делаешь, главное - начать.

  8. Не спешить. Очень важный для меня пункт, потому что всегда же хочется скорее-скорее туда, к стадии цвета и прочим интересным штукам. Однако такое перепрыгивание важных стадий ничего хорошего мне не принесет, а заставит потом возвращаться к тому, что я перепрыгнула. Что, собственно, я и делаю сейчас.

  9. Фиксировать, где ты. Виталий судя по всему ставил себе конкретный срок, а я вот не очень понимаю, как он это сделал: откуда я знаю, сколько времени у меня займет то, что я не знаю? Поэтому буду как-то фиксировать свои результаты. Поэтому я добавила этот пункт (его нет у Виталия).

Дальше у меня детальная схемка по первому квадратику - по форме:

Все это я потырила у Виталия (по форме - вот ), потому что он очень хорошо объяснил и нарисовал. Отдельно меня порадовало то, что Виталий сформулировал результат обучения! То есть, чего ждать в конце стадии изучения формы, к чему стремиться. Это очень круто, по-моему. Я даже радостно этот итог выделила маркером:)

И теперь, собственно, мой план по изучению формы. Виталий рекомендует уделять по 2 часа каждому аспекту - gesture, объем, линия. У меня, к сожалению, нет столько времени из-за работы. Я могу выделять 1,5 - 3 часа. Сложность еще в том, что все три аспекта желательно изучать пачкой (опять же - по рекомендации Виталия), а не так, что день на gesture, другой день на объем и т.д. Поэтому у меня полчаса по полчаса-час на каждый аспект. А учитывая прогноз Виталия по длительности изучения формы в 0.5 - 1 год (при условии занятий по 6 часов), мне страшно подумать, сколько же я потрачу на это времени.

Ну да ладно, к делу, конкретный списочек, что изучать и что делать.

Gesture
Виталий изучал последовательно по видео - начал с Glenn Vilppu. Я нашла только «тизеры» его уроков на ютубе, в которых он кратко что-то показывает и рассказывает. Полное обучение уже за деньги, как я поняла.
Дальше Виталий продолжал по Michael Hampton. Я нашла его книгу Figure Drawing: design and invention в формате PDF и подборку уроков на ютубе .
Виталий сделал очень интересное замечание по поводу просмотра лекций: очень важно повторять каждое движение преподавателя, чтобы понять, о чем он говорит.

Дополнительно :


  • Walt Stanchfield, «Gesture drawing for animation» (нашла PDF). По словам Виталия книжка больше «философская», практики в ней мало, а больше «идеологического подкрепления художника, аниматора, дизайнера..».

  • Mike Mattesi, «Force: dynamic life drawing for animators» (нашла PDF)

  • Видео Stan Prokopenko - How to draw gesture , и другие его видео.

  • Курс Alex Woo , стоит денег, так что пока нет.

Объем
Сначала смотреть лекции Gary Meyer «Fundamentals of Perspective», узнавать основы перспективы, как это работает, терминология. Я нашла все его видео-лекции и скачала на просторах энторнета.
Дальше - разбиение объектов на простые формы и перспектива простых форм. Хорошее упражнение: из простых форм строить сочетания в перспективе.
Потом метод рисования с помощью сечений Scott Robertson (серия видеоуроков). После - рисование сложных технических объектов по книге Scott Robertson, Thomas Bertling - How to Draw: drawing and sketching objects and environments from your imagination (также нашла в PDF).
И дальше можно переходить к окружению, пейзажам.

Дополнительно :


  • Peter Han Dynamic Sketching, нашла только демо-версии , остальное за деньги. Учит быстро скетчить, быстро анализировать форму.

  • Koos Eissen - Sketching Drawing the Techniques for product designers (нашла в PDF). Много примеров, Виталий на этих примерах учился - перерисовывал, понимал, как промышленные скетчеры строят объекты.

  • Roselien Steur Sketching The Basics не нашла в свободном доступе.

  • канал на ютубе , где довольно просто рассматриваются перспектива, построение, быстрый скетчинг.

Линия
По ходу изучения двух других аспектов. Упражнения есть у Робертсона и Хана. И еще смотрим других художников, смотрим как они используют линии и пробуем сами.

Такой план) Согласитесь, выглядит страшно. Еще и на английском все - на первых порах это может сильно замедлить мою скорость обучения, но когда же надо начинать читать иностранную литературу)

МБДОУ « Гдовский детский сад № 1 »

Перспективный

план работы по

нетрадиционному рисованию

В оспитатель: Баранова Лидия Викторовна

Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель.

Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

    Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

    Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

    Развивать творчество, фантазию.

    Активизировать детей при выборе тематики.

    Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

    Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности,

от 3 -х до 7-и лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).

Режим занятий

В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МБДОУ « Гдовский детский сад №1 » с 15 октября по 15 апреля.

Во второй младшей группе темы по нетрадиционному рисованию включены в непрерывную образовательную деятельность один раз в неделю в первую половину дня.

В средней группе один раз в неделю, в среду, с 15.25до 15.50.

В старшей группе один раз в неделю, в среду, с 15.25 до 15.50.

В подготовительной к школе группе один раз в неделю, во вторник, с 15.25 до 15.55.

Формы проведения

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение.

1. Листы бумаги.

2. Гуашь.

3. Трафареты.

4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).

5. Тампон.

6. Стекло или пластик.

7. Нитки.

8. Щётка и стека.

9. Крупа.

10. Подносы.

11. Использованные фломастеры.

12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Литература.

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.

8. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду.2008. №5 с. 43-45.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе.

Тема

Программное содержание

Рассыпались бусы.

Соберём ягоды.

Разноцветный дождь.

Кисть рябинки, гроздь калинки.

Украсим ёлку к Новому году.

Кто здесь прошёл?

Ветка мимозы.

Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Рисование ладошкой.

10.

Цветок.

Ёжик.

Рыбки .

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату .
Рисование по крупе.

11.

12.

13.

Солнышко.

Цветы.

Домик.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Тампонирование.

Облака.

Снеговик.

Продолжать знакомить с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Рисование методом тычка.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Салют.

Котёнок.

Ёлка.

Ёж.

Щенок.

Утёнок.

Цыплёнок.

Жёлтый одуванчик.

Мишка косолапый.

Солнечные цветы.

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в средней группе.

Тема

Программное содержание.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Ягоды в тарелке.

Осенний вечер.

Украшение блузки.

Ветка сирени.

Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Рисование ладошкой.

Деревья.

Рыбка.

Осьминог.

Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

Тампонирование.

Ёлки в лесу.

Цветы на поляне.

Кораблики.

Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

11.

12.

13.

14.

Домик (кубики).

Узор (печатка).

Украсим салфетку.

Украсим тарелку.

Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Рисование методом тычка.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Астры в вазе.

Подсолнух.

На выставке кошек.

Поможем зайцу найти друзей.

Гусь.

Грачи прилетели.

Расцвели одуванчики.

Пушистые зверята.

Цыплята.

Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Кляксография.

24.

25.

Чудесные превращения кляксы.

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе.

Тема.

Программное содержание.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Украшение платья.

Солнечный осенний денёк.

Следы животных

Продолжать совершенствовать рисование пальцем или ватной палочкой. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

Рисование ладошкой.

Утка.

Кот.

Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. Расширять знания детей об окружающем мире.

Печатание подручными материалами.

Украшение сумочки.

Украшение шапочки от солнца.

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения.

Монотипия.

На что похож круг?

Бабочка.

Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

Рисование цветными ниточками.

10.

11.

Угадай, что это?

Угадай, что это?

Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

Рисование в технике « пуантилизм ».

12.

13.

Бабочка.

Рыбка в аквариуме.

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.

Рисование методом тычка.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

В садах поспели яблоки.

Мой маленький друг.

Утята на пруду. Снежная семья.

Шишки на ветке. Мимоза.

Ежата на полянке.

Черешня.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать любовь ко всему живому.

Набрызг.

22.

23.

Салфетка.

Листопад.

Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность.

Разнообразные техники.

24.

25.

Красивые цветы.

Листочки для ёжика.

Учить рисовать цветы, используя способы « вращения кисточки » и « примакивания ».

Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату.

Продолжать воспитывать желание прийти на помощь ближнему. Учить пользоваться краской, используя печатку из картофеля и ватную палочку.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе.

Тема.

Программное содержание.

Рисование пальцем и ватной палочкой.

Гроздь винограда.

Стручки гороха.

Яблони в цвету.

Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца.

Печатка.

Узор в круге.

Украсим ёлочную игрушку.

Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.

Рисование ладошкой.

Сказочная птица.

Морское дно.

Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей.

Рисование методом тычка.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Осень вновь пришла.

Лягушки.

Домовые мыши.

Пингвины на льдинах.

Зимний лес.

Новогодняя история.

Снегири на ветках.

Совы.

Подарок маме.

Белые лебеди.

Черепахи.

Бабочки.

Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской

Печатание природными материалами.

20.

21.

22.

23.

Листочки.

Солнце.

Пейзаж.

Пейзаж.

Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.

Экспериментирование.

24.

25.

Я рисую море.

Цветы.

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.

Рисовать гуашевыми красками с добавлением опилок. Развивать интерес к созданию нового материала.

Перспективный план по рисованию нетрадиционными техниками в ДОУ. Подготовительная группа

Воспитатель Харчикова Людмила Николаевна
МДОУ "ЦРР "Зорька" - Детский сад №16" г.Железногорск Курской области
Описание материала: Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительной группы. В нём собраны все доступные и интересные нетрадиционные техники рисования.

Перспективный план по рисованию нетрадиционными техниками в подготовительной группе

Сентябрь
1 Воспоминания о лете (Восковые мелки + акварель)
Познакомить с техникой «воск. мелки + акварель». Способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
2 Бабочки на лугу (Кляксография)
Познакомить с техникой «кляксография», с её выразительными особенностями. Развивать интерес к творчеству, воображение, фантазию.
3 В садах созрели яблоки (Тычок сухой жёсткой кистью)
Совершенствовать умение изображать плодовые деревья. Учить с помощью техники «тычок жёсткой кистью» рисовать яблоки. Формировать интерес к творческой деятельности.
4 Осенний букет (Пластилинография + набрызг + печать листьями)
Учить в своей работе сочетать несколько техник. Развивать внимание, усидчивость, аккуратность.
октябрь
1 Что нам осень подарила (Рисование с натуры. Натюрморт)
Познакомить с жанром «натюрморт». Учить анализировать натуру. Использовать в своей работе палитру, смешивать краски. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
2 Осень на опушке краски разводила (Печать листьями)
Продолжать знакомить с печатанием листьями. Воспитывать интерес к природе. Развивать умение смешивать краски прямо на листьях, желание наиболее полно реализовывать свой замысел.
3 Ёжики (Печать смятой бумагой)
Учить выполнять рисунок в технике «печать смятой бумагой», дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.
4 Животные, которых я сам придумал (Кляксография)
Знакомить детей с техникой «кляксография».Учить дополнять рисунок новыми элементами. Развивать интерес к творчеству, воображение.
ноябрь
1 Семёновская матрёшка (Рисование на объёмной фигуре)
Учить рисовать узоры по мотивам дымковских игрушек, комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, развивать умение передовать колорит дымковских узоров
2 Первый снег (Рисование кистью + ватная палочка)
Учить использовать в своей работе несколько техник. Показать возможности пластилина, Воспитывать интерес к изображению природных явлений, желание создать что-то необычное.
3 Снегири на ветке (Тычок сухой кистью)
Расширять представления детей о птицах, умение передать образ «снегиря» в рисунке, используя технику «тычка».Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
4 Подарок маме (Рисование ладошкой, пальчиками)
Учить рисовать цветы с помощью ладошки и пальчиков. Воспитывать любовь к близким, желание сделать для них что-то приятное.
Декабрь
1 Зима пришла (Печать листьями на цветном фоне)
Учить смешивать краски для получения оттенков: сиреневого, голубого. Развивать умение создавать законченный вид с помощью прорисовывания деталей. Формировать интерес к творчеству, к собственной работе.
2 Зимний пейзаж (Рисование клеем ПВА+соль)
Знакомить с рисованием клеем ПВА и солью. Развивать интерес к изображению зимней природы, желание её рисовать. Учить работать аккуратно, убирать своё рабочее место.
3 Скоро новый год (Средства и техника по выбору детей)
Совершенствовать умение замыслить сюжет, выбрать средства для его изображения. Помочь детям наиболее полно реализовать своё видение на бумаге. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
4 Ёлочка нарядная (Аппликация из обрывной бумаги + пальчиками)
Учить делать ёлочку в технике «обрывная аппликация». Рисовать игрушки на ёлочке, используя рисование пальчиками
Январь
1 Здравствуй Новый год!!! (Техники по выбору детей)
Развивать умение детей использовать разные техники в своей работе.
2 Снежная семья (Мятая бумага + клей ПВ)
Учить рисовать снеговиков без предварительной прорисовки карандашом, используя мятую бумагу и клей. Способствовать появлению положительных эмоций.
3 Северное сияние (Набрызг)
Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Развивать фантазию, творческое мышление.
4 Медведи могут быть белые (Тычок жёсткой кистью)
Совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о диких животных. Развивать чувство композиции, мелкую моторику.
Февраль
1 Чудесные платки (Рисование гуашью)
Познакомить с павло-посадским платком. Учить выделять колорит и элементы узора, рисовать несложные орнаменты. Развивать чувство ритма, цветовосприятия.
2 Открытка для папы (Средства и техника по выбору детей)
Учить детей быть самостоятельными при изготовлении своей работы. Добиваться эмоционально яркого воплощения замысла. Поощрять более полное использование известных средств и техник.
3 Портрет папы (Цветные карандаши + фломастер)
Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать эмоциональный отклик к творческой деятельности. Побуждать проявлять внимание и заботу к родным людям.
4 Нарисуй, что хочешь (Техники по желанию детей)
Формировать умение работать над замыслом, представлять содержание своего рисунка. Продолжать развивать пространственное воображение, умение передать характер рисуемого объекта с помощью цвета, движения, мимики
март
1 Ранняя весна (По мокрому слою)
Учить рисовать по сырой бумаге. Развивать интерес к изображению природных явлений. Формировать чувство прекрасного.
2 Портрет мамы (Цветные карандаши + фломастеры)
Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать положительные эмоции. Развивать усидчивость, желание довести свою работу до завершения
3 Ветка мимозы (Тычок жёсткой кистью + дорисовка концом кисти)
Упражнять в умение рисовать жёсткой кистью цветы. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Учить проявлять внимание к близким.
4 Волшебные узоры (Ниткография)
Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Формировать эстетический вкус.
апрель
1 Сказочные рыбки (Мозаика)
Знакомить детей с новой техникой «мозаика». Расширять представления детей об обитателях водных просторов. Упражнять в изображении рыбок с помощью «мозаики». Развивать фантазию.
2 Пасхальный подарок (Рисование поролоновой губкой)
Помочь освоить новый способ изображения поролоновой губкой. Учить дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности.
3 Полёт в космос (Набрызг)
Учить рисовать образ ночного неба, используя набрызг. Развивать познавательный интерес, умение реализовывать свой замысел.
4 Скворцы прилетели (Акварель + фломастеры)
Знакомить с техникой «акварель + фломастеры» выполнять работу поэтапно. Развивать внимание, волю.
май
1 День Победы (Фломастеры + мятая бумага)
Формировать представления у детей о подвиге русского народа. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Желание выразить это в своём рисунке.
2 Весенний букет (Пластилинография + рисование скомканной бумагой)
Упражнять в сочетании двух техник. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Формировать интерес к творческой деятельности.
3 Золотая хохлома (Использование приёмов: плашмя и концом кисти)
Знакомить детей с хохломской росписью. Формировать интерес к народному творчеству. Учить рисовать фон для хохломской росписи. Выполнять декоративные узоры. Воспитывать аккуратность при работе. Рисование краской по краске.
4 Здравствуй лето! (Восковые мелки+ акварель)
Закреплять умение рисовать восковыми мелками, закрашивать акварельной краской. Учит изображать своё настроение, свои впечатления. Совершенствовать компо

елена зубанова
Перспективный план работы по рисованию в старшей группе. (соответствует ФГОС)

СЕНТЯБРЬ

Неделя Тема занятия Программное содержание Методические приемы Материалы и оборудование Литература

1 «Веселое

лето» Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты , передавая движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках. Белые листы бумаги одно-го размера для составления общего альбома рисунков «Веселое лето» ; цветные карандаши и фломастеры

(на выбор) ; простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Веселое лето» . И. А. Лыко-ва, стр. 20

2 «Лето красное прошло» Учить детей составлять гармоничную композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге (упражнение «линии на прогулке» ). Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой. Четыре абстрактные цветовые композиции : летняя (зелено-салатово-красно-желто-голубая, осенняя (желто-оранжево-коричнево-серо-голубая, зимняя (бело-сине-фиолетово-голубая, весенняя (нежно-зелено-бело-розово-голубая) . И. А. Лыко-ва, стр. 26

СЕНТЯБРЬ

3 «Загадки с грядки» Учить передавать форму и характерные особенности по их описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых предметных объектах. Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные и муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде. И. А. Лыкова, стр. 44

4 «Деревья в нашем парке»

Учить рисовать лиственные деревья , передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами , красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина) . Репродукция картины И. Левитана «Березовая

роща». И. А. Лыко-ва, стр. 32

1 «Вот эта улица, вот этот дом…»

Познакомить детей с понятиями «архитектура» , «архитектор» , «фасад» ; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (стена, крыша, дверь, балкон и т. д. расширять представление о различных прямоугольниках – широких и узких; учить создавать несложную композицию современной городской улицы; закрепить приёмы рисования краской , учить готовить оттенки цвета путём разбавления водой на палитре. Бумага, краски, кисти, вода, салфетки, фотографии различных зданий. В. Н. Волчкова, стр. 28

2 «Золотая хохлома и золотой лес» . Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы «золотой хохломы» : материал, технология, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти , всей кистью, двигать ею в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре. Рассматривание из-делий расписанных хохломской росписью, рассказ воспитателя о хохломе, показ способов ри-сования элементов хохломской росписи, рассматривание золотого леса, нарисованного детьми . Альбом для детского творчества «Золотая хохлома» , пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно-прикладного искусства.

И. А. Лыкова, стр. 66

3 «Сервизы всех пора-дуют и позовут на чай»

Дать детям понятие стилевого единства; развивать чувство стиля, цвета; учить располагать элементы узора на поверхности предмета; развивать фантазию придумать свой сервиз, название к нему.

Бумага, краски, вода, гуашь, акварельные краски, палитра, простой карандаш, иллюстрации с изображением посуды, сервизов.

В. Н. Волчкова, стр. 85

4 «Веселый клоун»

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.

Гуашевые краски, кисточки 2 – 3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера, баночки с водой, палитры.

Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста.

И. А. Лыкова, стр. 120

1 «Моя семья»

Продолжить знакомить детей с жанром портрета (групповым , учить изображать группу людей – семью , стремиться открыть в её членах привлекательные качества, известные только художнику, продолжать учить рисовать фигуру человека , добиваться чёткого изображения пропорций, выразительности позы, воспитывать любовь к семье, заботы о ней.

Бумага – альбомный лист, восковые мелки, карандаши, фломастеры, рамки для портретов.

В. Н. Волчкова, стр. 71

2 «Не обижай-те муравья!»

Познакомить детей со сказкой «Мура-вей и одуванчик» , предложить приду-мать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трёх частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту. Сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.

Бумага, карандаши, краски, салфетки, вода, печатки, штамповки.

В. Н. Волчкова, стр. 40

3 «Осенние листья»

Учить детей рисовать с натуры , передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску, и «печатать» ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы. Уточнение их цвета и формы, выставка работ детей .

Акварельные краски, белые листы бумаги, палит-ры, кисточки, баночки с водой, простые карандаши, или уголь, ластики. Осенние листья, собранные детьми на прогулке. Репродукции картин рус-ских пейзажистов. Посыл-ка (коробка) с листочками. И. А. Лыко-ва, стр. 50

4 «Фантастические цветы» Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приём видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные) . Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность. в. Бумага белая и цветная (тонированная) для фона, художественные материалы на выбор детям - краски гуашевые и акварельные. И. А. Лыко-ва, стр. 132

1 «Белая береза под моим окном»

Вызвать интерес к созданию вырази-тельного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование ) . Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью : рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом). Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона) .

Листы бумаги синего, розового и ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования .

И. А. Лыко-ва, стр. 92

2 «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Учить детей создавать сюжетную кар-тину «Пожар» ; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к смелым людям – пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту; учить рисовать огонь , дым, фигуры людей в движении.

Черная бумага, красная, желтая, чёрная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная плёнка, карандаши.

В. Н. Волчкова, стр. 39

3 «Рисуем штрихом»

Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа; поупражнять в рисовании данным способом ; развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, творческие способности.

Сухие материалы, карандаши, фломастеры, ручки, белая бумага, картинки с изображением животных.

В. Н. Волчкова, стр. 50

4 «Еловые веточки»

Учить детей рисовать с натуры еловую веточку, передавая особенности ее настроения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы . Развивать координацию в системе «глаз-рука» . Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору) .

Две-три композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишками, мишурой) ; поздравительные открытки с изображением елочек, еловых веток, рождественских венков; листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые.

В. Н. Волчкова, стр. 52

2 «Начинается январь, открываем календарь»

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками : смешивать разные краски, получая «зимние» , «летние» , «осенние» , «весенние» цвета и оттенки (голубой, розовый и сиреневый, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парах , желание создать самодельный календарь. Развивать чувство цвета и композиции.

Для календаря – 12 листов бумаги одного формата и размера, но разного цвета (3 листа зимы – голубой, сиреневый, фиолетовый; 3 листа весны – светло-зеленый, розовый, нежно-голубой, ярко-желтый; 3 листа лето – зеленый, красный, малиновый; 3 листа осени – жёлтый, оранжевый, серо-голубой); 12 одинаковых силуэтов деревьев (ствол и ветки без листвы) ; гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой.

И. А. Лыко-ва, стр. 106

3 «Кружевные рыбки"

Продолжать знакомить детей с графическим изображением предметов, научить передавать признаки необычности, сказочности образов с помощью различных средств выразительности – линий, цвета, пятна, декора. Учить рисовать пером (тушью) .

Бумага, тушь, перо, акварельные краски, тонкая кисть.

И. А. Лыкова, стр. 100

4 «Волшебные снежинки»

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета. Ис-пользовать в узоре разнообразные приемы, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом , всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок , вырезанных звездочек для украшения интерьера группы .

Бумажные квадраты одно-го размера, но разного цвета – темно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, черного; гуашевые краски белого цвета, тонкие кисточки, баночки с водой, салфетки. Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания (для показа детям) . Основа для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги, на котором можно будет разместить (по типу лоскутного одеяла) рисунки детей.

И. А. Лыкова, стр. 94 .

1 «Весело качусь я под гору в сугроб…»

Учить передавать сюжет доступными средствами. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами; выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменения формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) . Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат, цветные и простые карандаши, фломастеры; цветная бумага, клей, салфетки, клеёнки.

И. А. Лыкова, стр. 116

2 «Я рисую море» Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей до-говариваться и планировать коллективную работу . Листы белой бумаги разного размера (удлинённые прямоугольники или полосы) ; кисточки разного размера, поролоновые губки, щётки, плакаты «Цвет» , раскраски на морскую тему. И. А. Лыкова, стр. 172

3 «Папин портрет» Учить рисовать мужской портрет , стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди) . Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами жанрами изобразительного искусства (портрет) .

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии, репродукции картин известных художников, опорные рисунки для показа этапов работы , цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков. И. А. Лыко-ва, стр. 136

4 «Водоноски – франтихи» Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Вылепленные из глины водоноски, гуашевые краски. Ромбики из золотистой фольги, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, таблицы с элементами дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на барынях и водоносках.

И. А. Лыко-ва, стр. 164

1 «Милой мамочки портрет»

Учить рисовать женский портрет . Инициировать самостоятельный поиск изобразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти) . Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет) .

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии, репродукции картин известных художников-портретистов, опорные рисунки для показа этапов работы .

И. А. Лыкова, стр. 142

2 «Чудесные превращения кляксы»

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми) . Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс) . Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс) . Развивать творческое воображение.

Краски – акварельные, гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щетки , срезы овощей (картофель, свекла, тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля.

И. А. Лыкова, стр. 80

3 «Весеннее небо»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому» . Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весна - красна» , акварельные краски, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры (на выбор) .

И. А. Лыкова, стр. 168

4 «Лиса – ку-мушка и лисонька – голубушка»

Учить рисовать , раскрывая тему лите-ратурного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета : выделять главное, изображая более крупно на переднем плане . Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов ) .

Книжки – самоделки, иллюстрированные на занятии по рисованию «Зайчишки – трусишка и храбришка» , художественные материалы на выбор детям – цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Иллюстрации к сказкам.

И. А. Лыкова, стр. 74

1 "Я рисую море"

Последовательно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить с понятием «азбука» , «алфавит» . Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Бумажные квадратики или прямоугольники с печатными буквами в уголках (от А до Я, фломастеры или цветные карандаши, основа – лист тонированной бумаги (синяя, картинки с изображением морских обитателей. И. А. Лыко-ва, стр. 178

2 «Солнечный цвет» (опытному) освоению цвета. Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных оттенков» (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий) . Развивать воображение. Активизировать словарь качественными прилагательными, обозначающими цвета и оттенки. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Краски гуашевые и акварельные, палитры, кисточки разных размеров, щётки, тампоны. Ватные палочки, салфетки, баночки с водой. Обложки для коллективного альбома «Солнечные картинки» . И. А. Лыкова, стр. 154

3 «Радуга - дуга»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы белой и голубой бумаги большого формата (одного размера, акварельные краски, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки

И. А. Лыкова, стр. 202

4 «Солнышко, нарядись!»

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам) ; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр., объяснить символику; развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом , всей кистью) .

Гуашевые краски, кисточки 2-3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера, баночки с водой, палитры, цветовые модели «Радуга» .

И. А. Лыкова, стр. 152

2 «Зелёный май» Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Краски гуашевые и акварельные, палитры, баночки с водой, кисти разных размеров, щётки, салфетки, ватные палочки. И. А. Лыкова, стр. 196

3 «Букет ромашек, божья коровка и птичка» Продолжать знакомить детей с натюрмортами. Учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величины, расположения на стебле, передавать цвет натуры. Рисовать божью коровку и птиц с помощью трафаретов и шаблонов. Воспитывать любовь к природе. Тонированные листы бумаги. Гуашь, палитра, баночки с водой, салфетки муляжи птички, божьей коровки, шаблоны птичек, простые карандаши. В. Н. Волчкова, стр. 12

4 «Чем пахнет лето?» Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств. Обогатить межсенсорные связи (цвет – форма – запах) . Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии - графические символы запахов. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве. Пустые флаконы, баночки, компоненты для ароматических композиций : сухофрукты, лимон, апельсин, мята, роза, приправы, зелень, смола, шишки, леденцы, шоколад; цветные карандаши, фломастеры, тонированная бумага. И. А. Лыкова, стр. 206