Герои повести АС Пушкина "Капитанская дочка" и их прототипы. Презентация «Книга «Капитанская дочка Герои повести капитанская дочка презентация

Слайд 1

А.С.Пушкин (1799 – 1837)

Слайд 2

Основа романа
В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Слайд 3

Слайд 4

Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста.

Слайд 5

В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. "Батюшки мои! -- кричала бедная старушка.-- Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу".

Слайд 6

Опера «Капитанская дочка»

Слайд 7

Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

Слайд 8

Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобраных изменников. "А, ваше благородие!-- сказал Пугачев, увидя меня.-- Добро пожаловать; честь и место, милости просим".

Слайд 9

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.

Слайд 13

Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.

Слайд 2

Пушкин и история

  • Революционные события во Франции в 1830 г
  • Восстание в Польше в 1830 - 1831 г
  • Холерные бунты в России в 1830 – 1831 г
  • Восстания новгородских военных поселений в 1831 г
  • Вопрос о судьбах России, народа и дворянства
  • Слайд 3

    Работа в архивах с середины 1831 г

    «…желание написать Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III…»

    Слайд 4

    • Подарок императора Николая I в 1832 г
  • Слайд 5

    • Схема маршрута Пушкина в путешествии 1833 года
  • Слайд 6

    К каким сословиям принадлежат герои повести

    • Гринёв
    • Пугачёв
    • Мироновы
    • Савельич
    • Швабрин
    • Зурин
    • Белобородов
    • Палашка
    • генерал Р
    • отец Герасим
    • Акулина Памфиловна
    1. Дворяне
    2. Крепостные
    3. Духовенство
    4. Свободные крестьяне (казаки)
  • Слайд 7

    Сравнительная характеристика героев

    И.К. Миронов:

    1.Потомственный дворянин
    2.Богат, 300 душ крепостных
    3.Патриархат в семье
    4.Послушливый служака
    5.Полуграмотный, добрый человек, открытый характер

    А.П. Гринёв:

    1.Из солдатских детей
    2.Беден
    3.Матриархат в семье
    4.Оппозиционер по отношению к правительству
    5.Образованный, жёсткий, строгий

    Слайд 8

    • Доброжелательность
    • Доносчик
    • Корысть
    • Предатель
    • Рыцарь
    • Клеветник
    • Мстительность
    • Искренность
    • Отступник
    • Защитник
    • Молитвенник
    • Атеист
    • Сердечность
  • Слайд 9

    Разделите лексику из повести Пушкина на 2 группы

    • Гвардия
    • Ментор
    • Рекрут
    • Тщусь
    • Пенять
    • Суженая
    • Пиитический
    • Келья
    • Коммуникация
    • Челобитье
    • Тактика
    • Эпитафия
    • Нареченная
  • Слайд 10

    Кому из героев принадлежат эти слова

    1.Этот Швабрин большой шельм. ()
    2.Буди во всём воля Господня, Пётр Андреевич, будьте хоть вы счастливы. ()
    3.Господа енаралы!..Полно вам ссориться! ()
    4.Такой невесте не надобно и приданого. ()
    5.Последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе. ()

    • Капитан Миронов
    • Василиса Егоровна
    • Савельич
    • Пугачёв
    • Маша Миронова
    • генерал Р
    • Пётр Гринёв
  • Слайд 11

    Портрет в художественном произведении

    1. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах.
    2. …вошёл молодой человек невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
    3. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной голове его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.

    • Пугачёв
    • Савельич
    • Зурин
    • Петр Гринёв
    • Швабрин
    • капитан Миронов
  • Слайд 12

    1. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем…
    2. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно их укутывал тёплой соломой. Лицо его изображало спокойствие, здоровье и добродушие.
    3. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши.

    • Пугачёв
    • Белобородов
    • Палашка
    • генерал Р
    • Маша Миронова
    • А.П.Гринёв
    • Швабрин
  • Слайд 13

    • Встречи Гринёва с Пугачёвым. Глава II «Вожатый»
  • Слайд 14

    Слайд 15

    • Встречи Гринёва с Пугачёвым. Глава XI «Мятежная слобода»
  • Слайд 16

    • Встречи Гринёва с Пугачёвым. Глава XII «Сирота»
  • Слайд 17

    • Путь Петра Гринёва и Маши Мироновой
  • Слайд 18

    «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

    Слайд 19

    Повесть закончена за 100 дней до смерти её автора

    • Каковы главные заветы Пушкина?
  • Слайд 20

    «Пушкин и Пугачёв»

    Политическая ненависть поэту не дана. Дана только человеческая. Дан только божественный и божеский гнев - на всё то же, которое он узнает всюду и не узнавая которого он противнику распахивает руки.

    Слайд 21

    • «Ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачеву не противопоставил… В лучшем случае, другие - хорошие люди» (М.Цветаева)
    • «В “Капитанской дочке" единственное действующее лицо - Пугачев»
    • «Все встречи Гринева с Пугачевым - ряд живых картин, нам в живое мясо и души вожженных. Ряд живых картин, освещенных не магнием, а молнией. Не магнием, а магией»
  • Слайд 22

    «Пугачев Гринева в свои ряды звал, потому что тот ему по сердцу пришелся, чтобы ввек не расставаться, чтобы еще раз одарить: сначала - жизнь, потом - власть. И нетерпеливая, нестерпимая прямота его вопросов Гриневу, и мрачное ожидание Гриневского ответа вызваны не сомнением в содержании этого ответа, а именно его несомненностью: безнадежностью. Пугачев знал, что Гринев, под страхом смерти не поцеловавший ему руки, ему служить - не может. Знал еще, что если бы мог, он, Пугачев, его, Гринева, так бы не любил. Что именно за эту невозможность его так и любит»

    (М.Цветаева)

    Слайд 23

    • «Гринев Пугачеву нужен ни для чего: для души»
    • «Только Гриневу было тяжелее сказать и сделать: от Пугачева - отказаться. Гринев Пугачеву был благодарен - и было за что. Пугачевым Гринев с первой встречи очарован - и было чем. Ответ Гринева - долг: отказ от любимого»
    • «Пугачев Гриневу с первой минуты благодетель…сам-то Гриневский тулуп - благодарность Пугачеву за то, что на дорогу вывел. Пугачев первый сделал Гриневу добро. Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала на дорогу вывел, а потом и на все четыре стороны отпустил. - Вожатый!»

    (М.Цветаева)

    Слайд 24

    Сравним Пугачева и Екатерину въяве:

    “ - Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь". (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы.)

    Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку. И какая иная ласковость! Пугачев в темницу входит - как солнце. Ласковость же Екатерины …казалась сладостью, слащавостью, медовостью, и этот еще более ласковый голос был просто льстив: фальшив. Я в ней узнала и возненавидела даму-патронессу»

    (М.Цветаева)

    Слайд 25

    «Контраст между чернотой Пугачева и ее <Екатерины II> белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее - снисходительной, его мужичеством и ее дамством не мог не отвратить от нее … Ни доброта ее, ни простота, ни полнота - ничто, ничто не помогло…»

    «Весь Пугачев - этот тайный жар. Этого тайного жара в контр-фигуре Пугачева - Екатерине - не было. Была - теплота»

    (М.Цветаева)

    Слайд 26

    Странные есть мужики...
    Вот он с дорожной котомкой,
    Путь оглашает лесной
    Песнью протяжной, негромкой,
    И озорной, озорной...
    ...В славную нашу столицу
    Входит - господь упаси! -
    Обворожает царицу
    Необозримой Руси...

    «Пугачев царицы необозримой Руси не обворожил, а на нее в другую и - славнейшую нашу столицу - пошел, в столицу не вошел, - и столицы разные, и царицы разные - но мужик все тот же. И чара та же... И так же поддался сто лет спустя этой чаре - поэт»

    (М.Цветаева)

    Слайд 27

    Литература

    1) Пушкин А.С. «Капитанская дочка» Лениздат 1972
    2) Смольников И.Ф. «Путешествие Пушкина в Оренбургский край» Москва «Мысль» 1991
    3) Белова М.Г. «Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с тестовыми заданиями и частичным сопровождением к урокам»
    4) «Пушкин в школе»

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Пётр Гринёв А.С Пушкин Повесть «Капитанская дочка»

    Цель: Выяснить какими чертами характера обладает герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев Задачи: Выявление ключевых характеристик образа героя. дать обзор критической литературы по характеристике образа Гринева; определить современность данного образа. .

    Каждый человек - в душе романтик. Каждый из нас не раз предавался мечтам и фантазиям. В наших фантазиях и мечтах мир, который мы привыкли видеть, моментально преображается, но нередко в самый радужный миг раздаётся чей-нибудь возглас, и тот маленький, волшебный мир, где вы были минуту назад, медленно и неудержимо начина2 耀 рушиться. Это случилось и с Петром Гринёвым, героем повести «Капитанская дочка».

    Мечтания Петра Ещё секунду назад юноша мечтал о весёлой, праздничной жизни в Петербурге, но после слов батюшки о том, что в столице Петруша ничему не научится, розовый цвет его мечтаний постепенно померк.

    Отец был прав: Пётр должен узнать, что такое настоящая военная служба. В дальнейшем сын поймёт, что отец принял правильное решение, выбрав для своего наследника путь, по которому тот будет идти, учась на своих ошибках. А пока Пётр Гринёв только-только учится разбираться в людях. Начало жизни Петра

    Мы вместе с юношей пытаемся узнавать людей. Я по себе знаю, как это трудно. Разве можно с первого взгляда определить, какой перед вами человек? Конечно, можно судить по внешности, по речи, но сумеем ли мы понять, что в самом тихом, внешне спокойном человеке дремлет неиссякаемый фонтан энергии, фантазии?

    Получается, что первое впечатление ошибочно? Встреча с неприятными людьми может оставить чувство стыда или раскаяния? Точно такое чувство осталось у Петруши после встречи с Зуриным. Пётр не знал меры, а ротмистр, в свою очередь, видя перед собой молодого, ещё неопытного юнца, не помог советом, не остановил вовремя, а просто-напросто воспользовался беззащитностью молодости. Не является ли это уроком и для нас?

    Своеобразная встреча для Петра Эта встреча явилась своеобразным уроком для Петра. Именно в этот момент Гринёв сделал крохотный, но в то же время огромный шажок в долгой и трудной науке - раскрывать для себя людей. Эта встреча помогла Гринёву открыть нечто новое в себе и в окружающих. Заметить хорошее в вожатом Петру было бы трудно после встречи с Зуриным, но юноша заметил и оценил. Подобное случается и с нами. Разве не так?

    Каждый из нас хоть раз в жизни желал быть добрым по отношению к другому человеку. Но всегда ли это получалось? Может быть, стремясь помочь, человек преследует какие-то корыстные цели? Но мне хочется верить, что люди помогают от чистого сердца. На добрые поступки способен и Гринёв. Ему не жаль заячьего тулупчика, отданного бродяге. Удивительная черта Петра - на добро отвечать добром. Его душевная доброта и милосердие не раз помогут в жизни. Не будет ли Пётр Гринёв примером для подражания нам, живущим в XXI веке, - веке по-своему безжалостном?

    Жизнь сталкивает Петра с разными людьми. В крепости молодой человек знакомится с семьёй Мироновых, с их дочкой Машей. Да, по отзывам Швабрина, Маша - дурнушка, глупышка и труслива сверх меры. Но Швабрин говорит не столько из-за невежества, сколько, может быть, из чувства мести к бедной девушке. Возможно, Швабрин много общался с Машей, но не заметил в ней тех качеств, которые увидел и оценил Гринёв.

    Благородство Гринёва Как благороден Гринёв, заступаясь за любимую девушку! Не имея опыта поведения в дуэли, он был готов умереть за честь Маши. Видимо, Гринёв по-детски был уверен в безгрешности милой, стеснительной девушки. Именно справедливостью, добротой и простодушием привлекла его Маша.

    Жизнь готовит новые испытания Гринёву: смерть дорогих сердцу людей, разлука с любимой. Не каждый человек при виде наступающего врага может не испугаться. К моему восхищению, Гринёв боится за Машу. Каким повзрослевшим мы видим нашего героя. Он тонко чувствует грань, за которую ему переходить как человеку нельзя. Может быть, он и проиграл битву, спасовал перед обстоятельствами, но честность и благородство помогли ему победить.

    Вывод Я восхищаюсь главным качеством Петра Гринёва - человечностью. На мой взгляд, ничто не может быть выше этого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка"(с использованием ИКТ)

    Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно...

    Урок литературы в 7 классе использованием приемов разных технологий...

    Пугачёв в крепости. Фрагмент фильма

    Гринёв и Швабрин. Фрагмент фильма

    Аудиозапись Сказка Пугачёва

    Фрагменты из кинофильма "Русский бунт"

    Фрагменты уроков литературы

    На уроке по теме "Три встречи Гринёва и Пугачёва" мы обсуждаем тему милосердия в повести и образ Пугачёва. Ребята дома заполняли обобщающую таблицу. В ней 4 колонки: вопросы сравнения, первая встреча - глава "Вожатый", вторая встреча - главы "Приступ" и "Незваный гость", третья встреча - глава "Мятежная слобода". Вопросы сравнения: портрет, речь, поступки, выводы о качествах характера.

    Перед уроком также от каждого ряда готовилась группа "артистов". Для первого ряда было задание инсценировать фрагмент из главы "Вожатый", для второго - из главы "Незваный гость", для третьей - из главы "Мятежная слобода". Вот что у нас получилось.

    • #1

      Не первый раз пользуюсь материалами Вашего сайта. Огромное спасибо за творческое отношение к преподаванию предмета. Учительское спасибо за уважение к посетителям сайта, очень благодарна Вам за подбор видеоматериалов к урокам

    • #2

      Огромное спасибо за видеоматериалы. Использую в работе очень часто, а Ваш сайт помогает.Ребята с большим интересом прослушали и просмотрели "Историю создания "Капитанской дочки". Потом до конца урока дополняли и обсуждали материал.

    • #3

      Инесса Николаевна, здравствуйте! Я молодой учитель русского языка и литературы из Северного Казахстана. Хочется выразить Вам огромную благодарность за Ваш труд. И, конечно, за то, что безвозмездно помогаете таким, как я.

    • #4

      Я Вам очень благодарна! Дай Бог Вам здоровья, радости от успешной творческой работы.

    • #5

      Инесса Николаевна, огромное спасибо. Первый раз на Вашем сайте. Восхищена мастерством Учителя! Здоровья, творческих открытий!

    • #6

      Спасибо Вам, большое!!! Добра Вам!!!

    • #7

      Это нечто потрясающее!
      Инесса Николаевна - вы ЧУДО!
      Спасибо Вам!
      Дай Бог здоровья Вам на долгие-долгие годы!

      Извините, что так сумбурно - эмоции переполняют от впечатления:-)

    • #8

      Спасибо большое!!!

    • #9

      Инесса Николаевна,спасибо Вам за такие интересные уроки.Здоровья Вам и творческих открытий

    • #10

      Спасибо огромное! Очень кстати)))

    • #11
    краткое содержание других презентаций

    «Историческая основа «Капитанской дочки»» - Маршрут поездки А.С. Пушкина. Значение исторического труда А.С.Пушкина. Капитанская дочка. Суд Пугачёва. Исследования «историков». Пугачев Е. И. Восстание. Положение народа. Роман «Капитанская дочка». Рисунки П.Соколова. Имя страшного бунтовщика. Исследования «пушкинистов». Положение и статус различных территорий. Схема движения отрядов. Уральские казаки. Исследовать историческую эпоху. Художник С.Герасимов.

    «Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Загадки романа – это загадки жизни. Сопоставь. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Подумай и ответь. Сходство с женами декабристов. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Проверь себя.

    «Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Роман. Идейно-художественная позиция. Как Пушкин своего Пугачева написал. «Капитанская дочка». «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. История Пугачева. Фигура мятежного Пугачева. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. Значение исторического труда А.С.Пушкина.

    «Рассказ «Капитанская дочка»» - Армяк. Мундир - военная или гражданская форменная одежда. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Погребец. Петр. Штоф – графинчик вина. Деталь. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды. Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки».

    «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Навыки анализа эпизода художественного текста. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Береги платье снову, а честь смолоду. Мотив. Пословицы. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Литературоведение. Капитанская дочка. Сказка о царе салтане. Мотив обмана в литературе. Русская литература. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка».

    «Книга «Капитанская дочка»» - Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Роман? Ребята мои умничают. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: Унять старую ведьму! Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Творческая история повести «Капитанская дочка». Становление личности Гринёва под влиянием «благих потрясений». Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни? Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года.



  •