Бесплатный музей и экскурсии на завод Coca-Cola.

Начну с истории.
Самый популярный в мире безалкогольный напиток появился 8 мая 1886 года в городе Атланта, штат Джорджия США. Доктор Джон Пембертон, местный аптекарь,создал уникальную формулу изготовления сиропа. В результате последующего смешения сиропа с газированной водой и появилась бодрящая и освежающая Кока-Кола.
Сегодня этот напиток продаётся более чем в 200 странах мира. Это самое интересное.

Теперь-самое ценное.
Завод Кока-колы в Москве находится по адресу Новоорловская улица дом 7.(ну по мне-это всё-таки не совсем Москва, это Новопеределкино,причём завод находится в промзоне, и мало каким общественным транспортом можно туда добраться. Так что эту экскурсию лучше планировать на машине или на автобусе). Не буду больше мучить ожиданиями, итак, телефон для записи на экскурсию: 8-495-660-99-78.
Подождите бежать записываться.

Самое главное-на экскурсию приглашаются взрослые и дети ОТ 12 ЛЕТ. (Вариант, что нам очень скоро через месяц двенадцать и мы очень любим газировку - НЕ ПРОХОДИТ. Тогда лучше съездить на экскурсию в Очаково(квас)).
Экскурсия на производство проводится по будням, звонить тоже нужно в будни. Старайтесь НЕ ЗАПИСЫВАТЬСЯ на конец месяца - лучше ещё немного подождать. С собой обязательно сменку. Документов не надо. Экскурсия длится два часа. Старайтесь не записывать максимум (35 человек), попробуйте обойтись маленькими компаниями.

Итак, наша группа единомышленников с сайта побывала на этом можно сказать легендарном заводе.
Расскажу всё по порядку.
Добирались мы от метро на заказанном заранее автобусе. Здесь очень важно рассчитать дорогу. В будни пробки, и с Боровского шоссе на Новоорловскую улицу НЕТ поворота! Там знак стоит только прямо. Нам пришлось 20 минут ехать до соседней деревни, там разворачиваться, ехать обратно, и, о ужас - в обратную сторону знак тоже только прямо. Так что вооружитесь картой и выбирайте маршруты объезда. Мы неприлично опаздали.

Там несколько въездов и входов на завод. Вам нужно найти проходную.

Там был ещё небольшой музей Кока-колы - но нам про музей ничего не рассказывали - мы сами пофотографировали и всё... Кстати, фотосъёмка на производстве и в остальных помещениях запрещена.

В журнал заносятся фио взрослых, их дата рождения и место работы (вот уж интересно зачем), ещё раз уточняется, чтобы детям было от 12 лет.

Небольшая вступительная лекция, и мы переодеваемся в белые халаты для самого главного - нас должны были повести по цехам завода и показать таинство приготовления любимого напитка, который очень скоро попадёт на прилавки магазинов и киосков.

Самое интересное-чему детишки несомненно обрадовались-экскурсия проводилась с помощью радиогида. То есть каждому - и ребёнку и взрослому выдали коробочку и наушники (со
спиртовой салфеточкой). Нужно очень бережно относиться к оборудованию - ни в коем случае не ронять на пол, а то....
Ещё приветствуются ВАШИ наушники - они подключаются к приборчику. Идея, кстати, очень хорошая. Экскурсоводу, да ещё на производстве, не приходится кричать - его все прекрасно слышат.

Экскурсию и объяснения экскурсовода нужно слушать очень внимательно - в конце нам пообещали викторину с призами.
Далее мы отправились в производственное помещение, где меня (меня лично, остальным вроде всё понравилось) ждало разочарование. Производство мы увидели через окошки. Попробую объяснить. Когда мы были на заводе Очаково (а мне приходится сравнивать, так как и там и там производство газировки и мне казалось, что экскурсии должны быть чем-то похожи) - так вот на Очаковском заводе нас провели по производственным цехам, показали и дали в руках детям подержать, и подарили на память, да ещё не по одной, а по несколько штук пластмассовки, из которых потом делают бутылки. Потом показали, как бутылка раздувается,
потом как на неё наклеивается этикетка, закрывается крышечкой. Каждый ребёнок накрутил крышечку на свою заготовку...
Здесь мы ничего этого не увидели - мы проходили по идеально свежевымытому коридору и разглядывали в окошки такие же помытые агрегаты, которые случайно только что закончили работать. Окошко не очень большое - для группы в 35 человек - вообще ни о чём. Единственно, что было хорошо слышно в ушах радиогида - лекция была снабжена огромным количеством цифр, которые было запомнить с первого раза нереально - сколько литров чего, сколько производят газировки в минуту, секунду, в год, сколько тысяч баксов заработали. Мне казалось, что детям было бы интереснее посмотреть, как бутылки едут по конвейеру, как на них наклеиваются этикетки. Может я не права.

А ещё мы узнали, что завод производит помимо Кока-колы ещё и Спрайт, Фанту, чай Нести, Бон Акву, квас, газировку "Фруктайм" и т.д.

Что интересно, сироп, который придумал доктор Пембертон, был густым бальзамом - средством от головной боли и имел первоначально горький вкус, а бедные больные придумали добавлять в него сахар. Рассказали о том, как становилась компания. О том, как вскоре перестали продавать газировку "на розлив" и появилась первая бутылка. Мне очень запомнился рассказ о Бутылке спрайт. Задумывались, почему она зелёного цвета?
Оказывается "спрайт" в переводе с английского означает "эльф". Эльфы носят зелёную одежду, вот и появилась бутылка зелёного цвета. Мне раньше и так спрайт нравился - теперь, после этой сказки, полюбила его ещё больше.

Затем мы посетили купажное отделение (тоже через окошко), услышали занимательный рассказ о пастеризации сиропа, о его секретной формуле. Это раньше Формулу Кока-кола знали только 3 человека - теперь, в мире компьютерных технологий, есть специальное оборудование, которое может до молекул разобрать состав всемилюбимой газировки.

Затем отдел контроля качества (тоже лекция возле окошка) - оказывается газировку ставят на 14 дней в очень тёплое и тёмное место - и затем производят бактериалогический анализ, некачественная продукция уничтожается.

На экскурсии все ходят парами,(вспомнили детство?), никто не бегает, к оборудованию не приближается, руки никуда не засовывает и "быстрее шевелит ногами" - как сказала наш экскурсовод.
Да, кстати, экскурсовод у нас строгая (она там единственная, по-моему), очень ругалась на девчонок, когда они оказались без сменки. Ну может это объясняется техникой безопасности? Нам много рассказывали о сотрудкиках фабрики - они работают в берушах, в стерильной одежде, которую меняют каждый день, в специальной обуви и каждый месяц получают помимо зарплаты упаковку продукции (Кока-колы, Спрайта и т.д.)

Потом мы посетили цех упаковки. Вот тут мы, наконец, увидели производство. То есть зашли в помещение. Правда,оно случайно, тоже не очень работало. Оказывается, в конце месяца(а 23 число-это конец), происходит окончание работы, учёт и так далее. Как этикетки наклеивают, как газировку заливают, как крышки причпокивают мы так и не увидели - зато штабеля газировки на складе высотой до неба (метров 9 в высоту) производят впечатление. Потом мы всё-таки увидели единственно работающий агрегат - его включили специально для нас - упаковка с газировкой оборачивалась специальным целлофаном и далее прогревалась в печке, спекалась, и выезжала уже готовая к продаже.

Ой, вру, там был ещё один работающий аппарат - он проверял, сколько газировки налито в бутылочку. Оказывается, бывают бутылочки, куда налили половину. Недолив или перелив - и бутылочка уничтожается, разбивается.
Потом нас провели по офисам - показать как работают сотрудники. Зачем - не очень поняла -мне было не интересно. Вспомнилось слово "профориентация" - может экскурсия носила такой характер - набор новых сотрудников?

Затем мы вернулись в зал, где смотрели по телевизору фильм об истории создания газировки"Кока-колы".

Из интересного - патент на продажу газировки в бутылках был продан всего за 1 доллар. Да, и ещё была дегустация. Нам в стаканчик налили кока-колы. Опять вспоминается Очаково, где на столе стояли несколько различных бутылок и всё дали попробовать - продегустировать. Да и закусить сникерсами-марсами). Кстати, на всём протяжении экскурсии детям задаются вопросы, повторяющие, если слушать внимательно лекцию - можно ответить. За правильные ответы выдаются книжечки про кока-колу - маленькие такие, сантиметров десять.

Потом была викторина. Ведущая показывает карточки. На них написаны цифры, даты, литры и т.д. Поднимаешь руку - отвечаешь что они значат. Этот момент показался мне не очень справедливым - поднимают руки человек 14, а спрашивает она одних и тех же. Вопросы сложные.
Правильно ответивший получает тоже книжечку. В итоге, у кого больше книжечек - тот победитель.
Я бы предупредила заранее ребёнка,чтобы он не сильно расстраивался - призами были всё те же брошюрки о Кока-коле, только чуть больших размеров.

В конце экскурсии мы все получили подарки от завода - большой бумажный пакет, где лежала опять та же книжечка-листовка и одна баночка 200 гр кока-колы.

От себя ещё хочу добавить - не рвитесь на эту экскурсию с маленькими детьми - им будет просто неинтересно. Лучше собраться взрослой компанией, а ребёнка отвести на экскурсию по-возрасту. Но это, опять же моё личное мнение. Надеюсь, следом кто-нибудь напишет более позитивный отзыв.

Музей находится на территории самого большого в Европе завода Сoca-Colа, расположенного в Новопеределкино. В настоящее время - это современно оборудованное пространство, в котором выделены четыре тематические зоны. Знакомство посетителей с историей Coca-Cola начинается на входе - его стены разрисованы винтажными граффити и рисунками на актуальную тематику – они иллюстрируют развитие бренда (в 2005-2011 годах, по результатам исследований, проведенных агентством Interbrand, он был признан самым дорогим в мире).

Одна из музейных зон посвящена начальному этапу развития компании. В ней выстроена стилизованная аптека изобретателя рецептуры напитка Джона Стита Пембертона - бывшего офицера армии конфедерации. Произошло это 8 мая 1886 г. - с тех пор небольшое производства превратилась в гигантскую транснациональную корпорацию, а напиток стал известен всему миру. Рядом со свидетельствами старины находится большой плазменный экран - по нему транслируются сюжеты, связанные с компанией. Знаете ли вы, что известный нам Санта-Клаус в своем красно-белом наряде был запущен по заказу компании Кока-кола в 30-х годах прошлого века? Известно ли вам, что фигурная надпись «Coca-Cola» остается неизменной с 1859 г. - именно тогда ее придумал и написал Фрэнк Робинсон – бухгалтер Джона Стита.

Основной экспонат экозоны - макет московского завода, выполненный в масштабе 1:220. Он сделан настолько реалистично, что просматриваются все технологические линии и цеха. Непосредственно на производстве занято очень мало людей, практически все процессы автоматизированы. Как и во всех своих музеях, созданных по миру, организаторы стремятся привлечь внимание к экологичности процесса приготовления кока-колы и рациональности использования водных ресурсов. После знакомства с производством гостям показывают лучшие фильмы компании. Разместившись на спортивного вида сиденьях, гости увидят объемную карту с нанесенными российскими заводами. В музее использованы последние технологические новинки - в процессе экскурсии появляются 3D-изображения, экран играет роль огромного iPad – экскурсовод управляет им с помощью тачскрина.

Гости с удовольствием фотографируются на фоне огромной бутылки Кока-колы - она находится в одном из залов. Тара для напитка - особая гордость музея. В экспозиции находятся разрисованные бутылки, над которыми поработали Карл Лагерфельд и Жан-Поль Готье, есть емкости, выполненные на Императорском фарфоровом заводе.

Почетное место в музее отведено специальному призу - завод в Новопеределкино получил его от концерна, как лучшее в мире предприятие компании 2011 года.

До визита на производственные площади Coca-Cola в Москве я не имел представления о том, как устроено производство знаменитых газировок. Знал только то, что рецепт концентрата, который входит в состав Кока-Колы, хранится в строжайшем секрете. А оказалось, что на наших заводах всего-лишь разводят концентрат, сироп и газировку, а потом разливают напитки по бутылкам или банкам. И производственные компании, выпускающие Кока-Колу и еще с несколько других напитков на территории 200 стран мира, называются боттлерами именно поэтому. А тот самый секретный концентрат привозят из единиц заводов, где его производят. Такой принцип производства Кока-Колы сохранился аж с самого зарождения напитка.

Глобальная структура компании такова. Есть The Coca-Cola Company, которая является владельцем брендов, хранителем секрета рецепта концентрата. У The Coca-Cola Company около 5 заводов по всему миру, производящих сиропы и концентраты. Кроме того, она осуществляет стратегический маркетинг, контролирует качество продукции и поддерживает стандарты в области всех сфер деятельности. А непосредственно производством и разливом напитков в емкости для продажи занимаются партнеры-боттлеры. Конкретно в России Кока-Колу разливают на заводах группы компаний Coca-Cola Hellenic Group, что родом из Греции, а сейчас штаб-квартира базируется в швейцарском городе Цуг. Она является третьим боттлером в мире по объемам производства, и крупнейшим в Европе. Первые два, кстати, находятся в самом США. География производства напитков в Coca-Cola Hellenic составляет 28 стран. Кстати, самая многочисленная по населению страна, где производится и потребляется Кока-Кола, как ни странно - это Нигерия, там проживает 174 миллиона человек, и это больше, чем в России! В Нигерии работает 16 заводов, разливающих напитки. В России боттлер юридически представлен как ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», у нас построено уже 13 заводов, которые расположены в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Владивостоке и еще нескольких городах. В российском подразделении Coca-Cola Hellenic работает около 13.000 сотрудников. Завод, где мы находились, был построен первым в России в 1994 году. Сразу после открытия завод производил только три напитка: Coca-Cola, Fanta и Sprite, сегодня их намного больше.

На производстве шумно, поэтому экскурсоводы выдают посетителям специальные устройства, работающие по радио-сигналу. Гид говорит в гарнитуру, голос передается по радио на наши приемники, а мы слышим голос в наушниках. Только диапазон действия этих устройств был небольшим. Стоило мне отойти в сторону, чтобы сделать кадр без людей, и я не мог слышать половины слов гида из-за помех.

Итак, производство и розлив Кока-Колы начинается вот здесь. Это цех по забору и очистке воды, которая поступает сюда из городского источника . В этом помещении установлены мощные фильтры, через которые вода проходит многоступенчатую очистку до стандартов качества The Coca-Cola Company. Специалисты местной лаборатории берут пробы воды для анализа качества каждые два часа. Некоторые характеристики воды контроллируются автоматикой.
2.

По соседству расположена пустующая линия по розливу в пластиковые бутылки. В тот день, она была закрыта на плановую мойку. За чистотой тут следят пристально. Нас пустили на производство только после того, как мы надели белые халаты, легкие шапочки на голову и бахиллы на обувь.
3.

4.

Заглянули на участок склада, где хранились коробки с крышечками на бутылки:
5.

Рядом стоят ряды с пустыми алюминиевыми банками без крышек. Скоро и они пойдут в цех розлива. Кстати, для меня было новостью, что энергетик Burn разливают тут же:
6.

7.

8.

Жизнь пластиковых бутылок для напитков начинается здесь. Колбочки, которые на фотографии ниже, называются преформами. Они российского производства, закупаются заводом у других поставщиков.
9.

Они вереницей поступают в несколько вот таких установок. Это выдувная машина:
10.

Там внутри преформы, которые раздуваются в размерах в несколько раз под влиянием высокой температуры (до 240 градусов) и давления (40 атмосфер). Выдув одной бутылки происходит примерно за 3 секунды:
11.

На выходе получаются вот такие двухлитровые бутылки:
12.

Они проходят через сканер, который выявлет брак в виде неровностей и заусенцев, а потом поступают в цех розлива:
13.

Это крышки для бутылок с Кока-Колой. Они и алюминиевые банки, также как и преформы для бутылок, поставляются российскими поставщиками.
14.

15.

Одна из закрытых дверей, куда нас не пустили, ведет в купажное отделение. Там происходит создание купажного сиропа - основы Кока-Колы. Это смесь сахарного сиропа, секретного концентрата и очищенной воды, и в купажном отделении происходит их смешивание по определенной рецептуре. Из 1 литра купажного сиропа делают 6,4 литра напитка. Там же смесь насыщают углекислым газом. Газ доставляется на завод в жидком виде, и проходя через испаритель становится газом.

А это общий вид цеха маркировки. Маршрут экскурсии, надо отметить, был не последовательный. Сам розлив происходил дальше по маршруту, а мы, после прессовки бутылок, попали сразу туда, где по конвейеру ползет готовая и упакованная продукция.
16.

Поэтому "отмотаю" вперед и покажу пару кадров с цеха розлива, который мы наблюдали через стену со стеклом. Названия машин замазаны по просьбе сотрудников завода. Это филлеры - машины, разливающие готовый напиток в бутылки. Двухлитровая бутылка полностью наполняется за 4 секунды. Потом на каждую бутылку накручивается герметичная пробка. Потом каждая бутылка проходит автоматический контроль на наличие напитка и крышки.
17.

Кстати, многие подписчики моего инстаграма удивлялись, что нам разрешили снимать производство. В питерском заводе, например, не разрешали снимать половину производственных площадей. Нам не запрещали ничего. Была только просьба про названия машин, и то в рекомендательном тоне. Ну, если не считать обязательной процедуры надевания халатов, бахилл и шапочек.
18.

,

Далее разлитые по бутылкам напитки поступают в распоряжение автомата, который наклеивает этикетки:
19.

Вот такие машины с огромной скоростью обертывают бутылки фирменной полоской пленки с логотипом, информацией о напитке и производителе. Где-то рядом на горлышко бутылки лазером наносятся дополнительные сведения о выпущенной продукции:
20.

Вот так, стройными рядами, оклеенные бутылки идут дальше:
21.

22.

А идут они в распоряжение автоматов, упаковывающих бутылки по 9 штук в термоусадочную пленку:
23.

24.

А потом еще одна машина наклеивает на упаковки бутылок бумажку, куда печатается информация для хранения и передачи в продажу. Далее упаковки с бутылками поступают к паллетайзеру, который собирает определенное количество упаковок в паллеты, и оборачивает из пленкой. Паллеты потом поступают на склад готовой продукции, который работает постоянно (круглосуточно, 7 дней в неделю).
25.

Нельзя не отметить роль отделов контроля качества в производстве. На каждой стадии компоненты и сама продукция проходит строгий анализ на возможные отклонения от принятых норм качества. Происходит это не реже одного раза в полчаса. Что-то делается автоматически с применением роботов и сканеров, а что-то делают люди с применением уймы сложной аппаратуры:
26.

При выходе из производственных площадей мы попали в офисную зону. На этих стендах можно увидеть примерный ассортимент продукции, которую выпускают заводы Coca-Cola Hellenic. Кроме основных напитков, коими являются Coca-Cola, Fanta и Sprite, здесь разливают питьевую воду BonAqua, тоники Schweppes, спортивные напитки Powerrade, холодные чаи Nestea, энергетики Burn, минеральную воду Valser, напитки Фруктайм, квас "Кружка и бочка", а также соки Rich и Добрый.
27.

28.

При московском заводе, где мы были, открылся музей Кока-Кола. Это довольно просторная комната, где, например, можно посмотреть подборку уникальных бутылок и банок разного дизайна под разные мероприятия и акции:
29.

Или вот этот олимпийский факел, изготовленный для несения олимпийского огня в Сочи:
30

Цель создания музея - ознакомление посетителей с историей компании, ее брендов и продукцией:
31.

Ну, раз уж зашла речь про историю, то перескажу ее вкратце. История напитка довольно незамысловата и интересна. В 1886 году в американском городе Атланта аптекарь Джон Пембертон изобрел сироп, который задумывался как лечебный и продавался, соотвественно, в аптеке как лекарство. Но покупатели вошли во вкус и покупали сироп просто так. После этого он начал продавать сироп разбавленным с водой. Спустя некоторое время аптекарь, по ошибке (или по просьбе покупателя, есть несколько мнений), смешал сироп с газированной водой. Вот так, очень просто, и родился знаменитый напиток. Так же просто придумались название и то самое написание названия Coca-Cola рукописным шрифтом, которое сохранилось по сей день. Но продажи, первое время, шли не очень активно. В то время выпивалось всего 9 порций напитков в день, а сейчас речь идет о 2 миллиардах порций за то же время. Все дело в том, что аптекарь не был предпринимателем. Поэтому он продал рецепт сиропа бизнесмену Азе Григгс Кэндлеру, который основан The Coca-Cola company. А позже двое других находчивых предпринимателей купили право разливать напиток по бутылкам, и благодаря этому вскоре напиток стал популярным во всем мире.
32.

У бутылок, кстати, своя история. Поначалу они были простые, пока основатели не обнаружили, что Кока-Колу начали массово подделывать. И тогда им пришла идея разработать уникальный дизайн бутылки, который будет узнаваем всеми и будет отличать оригинальный напиток от подделки. Та бутылка, которую мы знаем сейчас, была изобретена аж в 1915 году, а в 1977 году эту бутылку зарегистрировали как товарный знак.
33.

В "зеленом" углу помещения можно узнать про то, как компания заботится об окружающей среде. Компания придерживается трех основных направлений природо-охранной деятельности:
- сохранение водных ресурсов. Здесь, на литр напитка, затрачивается всего 1,7 литров воды, и это самый лучший показатель по России.
- сохранение энергии. Установлена новая линия, которая потребляет энергии на 45% меньше, чем линия, запущенная в 2006 году.
- уменьшение веса упаковки. За последние несколько лет вес преформы уменьшился на 17%.
34.

Там же установлен интерактивный стенд, который показывает схему расположения цехов, складов и прочих помещений завода. На московском заводе в настоящий момент установлено 6 линий по розливу напитков в пластиковые бутылки различной емкости, алюминиевые банки и стеклянные бутылки, они расположены на 2-х этажах.
35.

Вот так получается самый известный в мире сладкий газированный напиток.
36.

Кстати, в музей и на экскурсию по заводу может попасть любой желающий, и это совершенно бесплатно. Для этого нужно предварительно записаться на сайте

Будучи в Атланте, обязательно посетите музей, посвященный самому популярному безалкогольному напитку в мире – кока-коле. Музей называется «Мир Coca-Cola». Он находится на Бейкер-Стрит в парке Centannial Olympic.

Более 125 лет назад в городе Атланте была изобретена кока-кола. Штаб компании до сих пор располагается в этом городе.

Сам музей находится всего в нескольких кварталах от того места, где когда-то Пембертон изобрел формулу напитка.

Изначально напиток продавали, как запатентованное лекарство. Его можно было приобрести в автоматах для газировки за 5 центов.

В те времена в США бытовало мнение, что газированные напитки полезны для здоровья. По утверждениям Пембертона, кока-кола излечила множество людей от различных заболеваний, к примеру, от тяги к морфию, расстройства желудка, неврастении, упадка сил и головной боли.

Первую рекламную компанию разработал Пембертон лично. Она была опубликована в вестнике Атланты. Спустя год была основана компания с одноименным названием.

К моменту празднования пятидесятой годовщины кока-кола получила звание национального символа США.

Музей был открыт в Атланте в 1991 году. Спустя 16 лет он переехал в новое место. Предыдущее трехэтажное здание не справлялось с огромным потоком посетителей.

С момента основания музей посетило свыше 9 миллионов человек.

На сегодня «Мир Кока-Колы» – самая посещаемая достопримечательность Атланты.

В мае 2007 года был открыт новый комплекс музея. Более современный и просторный.

«Мир Кока-Кола» тяжело назвать просто музеем. Это целый интерактивный комплекс, содержащий в себе экспонаты, художественные работы, видео и звук.

Тур по музею длится 90 минут, по завершению которых вы можете прогуляться по музею самостоятельно.

Более тысячи экспонатов представлено в этом уникальном музее. Здесь вы можете увидеть работающий автомат по продаже газировки 1930 года.

Музей буквально напичкан памятными для компании вещами: рекламными объявлениями, этикетками.

Посетители могут посмотреть фильм о истории компании и напитка, а также посетить мини-завод по производству и разливу кока-колы.

В музее работает постоянная выставка «Попробуй это», где гости могут продегустировать более 60 видов напитка из разных стран мира.

Также вашему вниманию «Хранилище секретной формулы» – интерактивная выставка, в рамках которой вы можете ознакомиться с интригами, секретами и мифами, которые окутывали формулу кока-колы.