Зарождение рока в ссср - рок-библиотека - каталог статей - русский рок. Как рок-музыка проникла в ссср Рок движение в ссср

Русский рок - собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.

На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (самое большое Владимир Высоцкий), исполняемая обычно под акустическую гитару

Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением который были многичесленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли).

Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский). Прототипом русской рок-музыки 1980-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений - «новую волну».

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару, как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям.

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как Аквариум (Борис Гребенщиков), Автоматические удовлетворители (Андрей «Свинья» Панов), Зоопарк (Майк Науменко), Мифы. Культовый статус среди поклонников получили группы Кино (Виктор Цой), Алиса (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и ДДТ (Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были Телевизор (Михаил Борзыкин), Ноль (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачев. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на "квартирниках" и приближало питерские группы к "традиционному" року 1960-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства - литературе, театру и кинематографу.
Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова. Известнейшие московские группы: Машина времени (Андрей Макаревич), Воскресение (Алексей Романов), Звуки Му (Пётр Мамонов), Бригада С (Гарик Сукачев), Крематорий (Армен Григорян), Центр (Василий Шумов), Браво (Евгений Хавтан). Для столичной рок-музыки (особенно, ее первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что "Горбушка" являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчеркнутой несерьезностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как "Тайм Аут", "Несчастный случай", "Дюна", "Ногу Свело" и др.
Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: Урфин Джюс (Александр Пантыкин), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов), Чайф (Владимир Шахрин), Настя, Агата Кристи, Апрельский марш. Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в т.ч. психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, был "Наутилус Помпилиус", тексты которого были ориентированы на массового слушателя.
Сибирь: Гражданская оборона (Егор Летов), Калинов мост (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия.
Помимо групп, исполняющих более-менее "традиционный" рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих "металл": Ария, Мастер, Черный кофе (Дмитрий Варшавский), Черный Обелиск (Анатолий Крупнов) и Коррозия Металла (Сергей Троицкий).

«Красная волна»
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино, способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей - американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за музыкантами известных групп русского рока). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами. Кино совершили в 1988-1989 турне по Франции и Японии, Звуки Му выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 1980-х - начало 1990-х
Конец 1980-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.

Как протестная субкультура русский рок перестал существовать со второй половины 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа "звездных" коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошел на спад, многие из них прекратили деятельность в России в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе.

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков "Легенд русского рока", активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

1990-е и современность
По звучанию русский рок к середине 1990-х (примерно с 93 года) приблизился к западной музыке, фактически влившись в ее различные направления. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «непопса».

В 1990-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные самиздатом. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Русский рок за пределами России
Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Есть группы, созданные русскоязычными эммигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически неизвестные.

Рок-группы Украины
На Украине существует со времён СССР немало рок-групп, самые известные из которых - «Океан Эльзы» (укр. «Океан Ельзи»), «Вопли Видоплясова» (укр. «Воплi Вiдоплясова»), «Братья Гадюкины» (укр. «Брати Гадюкіни»).

Израильские русскоязычные рок-группы
Иммиграционная волна захлестнувшая Израиль в начале 90-х (миллион человек) создала довольно сильное рок-движение выходцев из Советского Союза, создавших и создающих по сей день большое количество рок-групп. Только некоторые из них стали успешными, например, группа Би-2

Русский рок – неотъемлемое и уникальное явление отечественной культуры. Существует достаточное количество вариантов определения этого понятия, однако большинство из них базируется на ошибочных или недостаточно точных утверждениях, среди которых наиболее распространены следующие:

— «Русский рок – та же рок-музыка, просто с русскоязычными текстами».

Как правило, к нему относят коллективы, представляющие, кроме собственно рок-музыки, достаточно широкий спектр музыкальных стилей – регги, рэп-кор, бардовскую и авторскую песню и т.д.

— «Русский рок – живая гитарная музыка».

Но, кроме традиционной гитарной музыки, исполнители часто используют электронные элементы звука или даже ставят их в основу звучания группы.

— «Русский рок – музыка протеста».

Отечественный рок не ограничивается протестными мотивами – в песнях присутствует любовная или философская лирика, текстуальный абсурд или что-либо иное.

Наличие автора-исполнителя не является обязательным – музыканты нередко исполняют песни со словами или музыкой других людей. В конце концов, не принципиально даже наличие русского языка в тексте. Некоторые рок-музыканты в своих творческих экспериментах обращались и к другим языкам, в том числе и несуществующим.

В этой связи наиболее верным будет следующее определение: «русский рок» – это музыкальное направление, которое начало формироваться в СССР в 60-е годы под влиянием западной культуры рок-н-ролла, ставшее своеобразной альтернативой советской эстрадной традиции, развивавшееся на основе внешних заимствований, совмещаемых с отечественными культурными моделями.

Истоки нашего рока — 1960-е

Интерес к рок-музыке в СССР стал появляться в 60-е. В качестве причин следует отметить начавшуюся на западе в 1963 году «битломанию». Огромная популярность коллектива «The Beatles» стала причиной проникновения в Советский Союз сперва аудиозаписей «битлов», а после – и других рок-коллективов.

В 1960-е стали появляться первые советские самодеятельные коллективы («Сокол», «Скифы», «Славяне»), которые пытались играть рок-музыку. Можно выделить такие характерные черты их творчества в этот период:

  • в первое время их репертуар состоял только из кавер-версий западных композиций;
  • собственное творчество первоначально базировалось преимущественно на композициях с английским текстом (считалось, что русский язык, в силу своих лингвистических свойств, не подходит для рок-музыки);
  • низким качеством звучания в силу отсутствия соответствующей аппаратуры.

В целом можно утверждать, что в 60-е годы рок-культура на территории СССР лишь начинала формироваться, творчество музыкантов сводилось к копированию западных творческих стандартов, а самобытной русской рок-традиции в тот период ещё не было.

ВИА и «самодеятельные» коллективы — 1970-е

Появление на западе коллективов «Pink Floyd» и «Led Zeppelin» обусловило рост популярности арт-рока и хард-рока среди советских групп в 70-е годы. Наследуя новый стиль, коллективы, тем не менее, всё больше склонялись к созданию и исполнению собственного материала.
Все коллективы этого периода могут быть разделены на две большие группы в соответствии со спецификой их музыкальных решений и отношений с официальной властью:

  • вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) («Ариэль», «Голубые гитары», «Весёлые ребята», «Цветы»). Официальные коллективы, исполнявшие лишь репертуар, утверждённый на худсоветах, и имевшие возможность издания материала на студии грамзаписи и выступления на крупных площадках. Поскольку в то время среди прочего от музыкантов требовали «умеренного звучания на сцене», на музыку ВИА налагалось множество ограничений. Так, например, не поощрялось использование гитарных «примочек», излишне экспрессивные гитарные и барабанные партии, а вокальная манера и поведение на сцене должны были максимально соответствовать академическим. Таким образом, репертуар ВИА являлся рок-музыкой лишь с позиций музыкальной гармонии и состава инструментов на сцене, в остальном же он подчинялся советским эстрадным традициям.
  • подпольные, или самодеятельные, коллективы («Автограф», «Россияне», «Мифы»). Группы, дававшие неофициальные концерты, песни которых доходили до слушателя посредством магнитофонных записей. В 70-е годы в СССР начинает распространяться практика создания магнитоальбомов – полупрофессиональных студийных записей с материалами групп. Избавленные от цензурных ограничений, самодеятельные музыканты создавали материал, концептуально более близкий к западным рок-традициям.

Фактически именно подпольная рок-музыка и послужила предтечей формирования масштабного рок-движения в 80-е годы.

Рост рок-движения. Квартирники. Появление рок-клубов — 1980-е

Внушительное количество подпольных групп, сформировавшихся к началу 1980-х, как и прежде не имело возможности выступать на крупных площадках. Более того, информация о большинстве попыток организовать подобный концерт даже на маленьких площадках местных ДК немедленно доходила до администрации, и попытки эти пресекались.

Это положило начало квартирным концертам, или «квартирникам», – массовому явлению в СССР 80-х. Они давали слушателям возможность познакомиться с песнями коллективов, а музыкантам – источник минимального заработка. Список приглашённых на эти мероприятия, во избежание утечки информации, строго контролировался.
1980-е годы ознаменовались также появлением рок-клубов.

Создание этих учреждений являлось результатом совпадения инициатив музыкантов и советской власти:

  • советское руководство было недовольно тем, что многие выступления (в том числе и квартирники) организуется нелегально и в обход Госконцерта СССР. Признавая невозможным избавиться от этой тенденции, оно приняло решение о создании рок-клубов с целью осуществить своеобразный учёт самодеятельных коллективов и сделать усиливающееся стихийное рок-движение подконтрольным.
  • многие музыканты, давно искавшие возможность концертной реализации, получали способ проведения относительно регулярных выступлений и общения с публикой, невзирая на то, что материальных средств им это не приносило.

В результате этого процесса была создана Московская рок-лаборатория и рок-клубы в Ленинграде, Свердловске и других городах. Была учреждена практика проведения регулярных рок-фестивалей.
Вместе с тем, на «допущенный к исполнению» репертуар налагался ряд ограничений. Тексты должны были подвергаться процессу «литовки», то есть утверждения, что значительно сковывало творческую инициативу. Создание рок-клубов совпало с ужесточением мер в отношении нелегальных выступлений – за подобное нарушение коллектив просто запрещали.

В 80-е годы отечественный рок наследует новые западные стили – пост-панк и нью-вэйв.

Кроме того, с началом перестроечных процессов значительное место в творчестве музыкантов занимают протестные мотивы. Это обстоятельство послужило причиной того, что русский рок начинает пользоваться небывалой популярностью не только на родине, но и в странах капиталистического лагеря.

Более того, подвергаясь постоянным ограничениям со стороны власти, рок стал для публики своеобразным «запретным плодом», что лишь подогревало интерес к нему, как к чему-то новому и непохожему на официальную музыкальную культуру. Именно в указанное десятилетие создаются или достигают пика популярности такие легендарные коллективы, как «Кино», «Алиса» «АукцЫон», «ДДТ», «Зоопарк» и многие другие.

Региональные направления в советской рок-музыке

К концу 80-х годов в нескольких крупных городах и регионах формируются самостоятельные рок-течения, обладающие собственной спецификой.

  • Ленинград

Под эгидой Ленинградского рок-клуба удалось создать наиболее мощное течение. Сюда можно отнести группы «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Автоматические удовлетворители» и др. Эти коллективы пользовались наибольшей популярностью в СССР, а Ленинград по праву считался центром советской рок-культуры.

  • Москва

Среди «подопечных» Московской рок-лаборатории можно выделить коллективы «Центр», «Машина времени», «Воскресенье», «Браво». Поскольку Лаборатория не являлась стержневой организацией, в отличие от рок-клубов, для московских групп была характерна большая самостоятельность и последующая коммерциализация творчества, начавшая развиваться в конце описываемого десятилетия.

Творческое становление многих групп («Урфин Джус», «Наутилус Помпилиус», «Апрельский марш») Свердловского рок-клуба было связано с именем поэта Ильи Кормильцева, который являлся автором большинства текстов этих коллективов. Уральское направление характеризовалось относительной малочисленностью, влиянием западных коллективов 70-х, преобладанием клавишных аранжировок, а также оригинальным сценическим имиджем групп (ретро-милитаризм группы «Наутилус Помпилиус», опереточный стиль ранней «Агаты Кристи»).

  • Сибирь.

Здесь было сформировано массовое рок-движение, не имевшее, однако, единого центра. В Новосибирске была образована знаковая для отечественного фолк-рока группа «Калинов мост». Кроме того, здесь была создана плеяда коллективов, представлявших так называемый «сибирский панк» (омская «Гражданская Оборона», тюменская «Инструкция по выживанию») и характеризовавшихся экстремальной подачей материала, наиболее острой политической направленностью и «грязным» звучанием.

К 1991 году русский рок представлял собой массовое самодостаточное явление с собственной культурной спецификой. Это послужило основой для его дальнейшего развития и трансформации в постсоветское время.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Своим появлением рок-музыка обязана такому жанру как рок-н-ролл, сочетающего в себе многие черты блюза, кантри и джаза. Развитие раннего рок-н-ролла связано, в основном, с американскими исполнителями, однако - установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, - практически невозможно. Но для молодежи 50-х годов XX века рок-н-ролл стал переворот во всем их образе жизни, но самое главное - во взглядах человека на мир, на власть, на родителей.

В нашей же стране точкой отсчета в истории советского рока, по мнению большинства музыкальных критиков, является начало 60-х годов 20 века, во многом с появлением ливерпульской четверки the Beatles. Эта группа из Великобритании сумела объединить в своем творчестве необычные музыкальные идеи и новый имидж, выступая как коллектив четырех полноценных музыкантов, где каждый исполняет и сочиняет песни. Охватившая практически весь мир популярность The Beatles дала толчок небывалому для того времени явлению - «битломании», развернувшемуся и в Советском Союзе.

Известный музыкальный критик Артемий Троицкий пишет: «Роль «Битлз» в зарождении советского рока невозможно переоценить: она была главной и решающей. …Счастливые и совершенно натуральные голоса «Битлз», сливавшиеся в гармоническом хоре, оказались именно тем «своим» голосом, которого так ждало наше мятущееся новое поколение, но не могло само придумать… Ответ пришел из Ливерпуля».

Таким образом, первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате «культурного шока» от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Постепенно формировалась доктрина «советского рока» - и она заметно отличалась от англо-американского варианта. Если там стержнем жанра был Ритм, то у нас таковым стало Слово.

В отечественном роке содержанию песен и качеству текстов придают большее значение, чем в западном. Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности - поэзии, в жизни России. По словам Троицкого менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающего мира и чуткому восприятию Идеи и Слова.

В статье «Культурный миф нашего поколения» Д. Данилов говорит, что если сравнивать русский рок с тем, что происходило с западным роковым мэйнстримом во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, то мы увидим совершенно различные тенденции. Западная рок-музыка к концу 70-х годов уже преодолела порог своей сложности, получивший наиболее яркое воплощение в хард-роке и психоделике, и встала на путь упрощения музыкального строя. Но, если западный рок уже прошел эволюцию и сформировал собственную субкультуру в молодежной среде, то в СССР рок в «западном смысле» слова возник и до 86-87-х годов не выходил за рамки богемной субкультуры.

В стране не проходило крупных рок-концертов, рок-музыка не звучала по радио. Эпоха тотального застоя в буквальном смысле душила своими тисками огромное количество молодых талантов, а для средств массовой информации они, в то же время, оставались персонами нон-грата.

«В полном запретов социалистическом государстве рок-музыка являлась средством выражения молодежи, этакой живительной отдушиной в серой обыденности. Государственные органы всеми силами пытались оградить молодое поколение от «зарубежной заразы», не брезговали самыми изощренными приемами и методами. Тогда большинству хотелось, чтобы все запреты были сняты, и каждый смог бы сам выбирать, что ему слушать и любить».

Рок относился к тому пласту культуры, который был лишен всякой надежды в то время на официальное признание. Об этом в своей исследовательской работе «К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история)» пишет И. Чудотворцев: «О нем говорили вполголоса, в укромных уголках, но с искренним любопытством, а порой и с тихим восхищением. Были тогда запрещенные поэты и запрещенные художники, но особенное место занимали новые музыкальные направления и стили, проникавшие с Запада. Сначала - джаз и твист, еще при Хрущеве, навсегда соединившиеся в сознании с хрущевской оттепелью. После - отдельные всплески, брызги и капли того колоссального явления, которое обозначено нами как Новая Волна. В Советский Союз эти всплески докатились уже к середине семидесятых, когда Новая волна успела пойти на спад на Западе. Конечно, ни о каком адекватном осмыслении этих молодежных веяний в те годы не могло быть и речи. Ко всему западному вообще относились с большим недоверием. Официально серьезные изменения в Западном образе жизни были списаны на «загнивание» буржуазного общества и в СССР оставались вне закона. Однако люди интуитивно ощущали в этом нечто большее и тянулись к этому новому, непонятному явлению. Сначала по подъездам и в компаниях друзей ребята с гитарами, потом небольшие группы, нелегальные и полулегальные - с загадочными названиями - стали появляться рок-музыканты. И пели они отнюдь не о строительстве социализма и трудовых буднях. С самого начала поднимались темы, очень неприятные для властей. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок - музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны».

Конечно, во времена застоя это делалось вполголоса. Но, тем не менее, как отмечает И. Чудотворцев, «влияние этих негромких голосов подчас превосходило влияние официальной прессы. Родившаяся в более свободных условиях, чем советские, Новая волна приняла в Союзе особый колорит. Она стала жестче, но глубже и содержательнее. Если на Западе в отсутствии сопротивления властей (или точнее, при очень мягком сопротивлении) Новая волна пошла на убыль за какие-то три года, то в Советском Союзе в условиях жесткой борьбы она лишь закалялась и набирала силы. С началом перестройки достигла она своего расцвета. Лучшие песни рок-музыкнатов приходятся как раз на первые перестроечные годы. Тогда стало возможным донести до миллионов то, что прежде говорилось для сотен».

Лишь в 1980-м году, когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на жанр внимание. Некоторые ведущие рок-группы («Динамик», «Карнавал») были приглашены в государственные концертные организации, где попадали под влияние худсоветов. Большинство рок-исполнителей так и осталось в «андеграунде», предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму «Мелодия», ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы «позднего застоя», социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей он давал столь редкие и нужные слова правды и духовности. Отделы науки и культуры ЦК КПСС, заручившись поддержкой КГБ, без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984-м году, когда весь жанр был фактически поставлен под запрет.

Советские власти почти всегда воспринимали всякую развлекательную музыку как явление прозападное, а значит вредоносное (джаз, рок, диско), пытаясь остановить ее естественное развитие и свести к минимуму влияние на широкие людские массы. Именно в период правления Андропова в СССР разворачивается первая по-настоящему крупная компания по борьбе с рок-музыкой, которая уже во всем цивилизованном мире успела стать достоянием мировой культуры.

По словам Троицкого, принятый 17 октября 1983-го года указ Министерства культуры был одним из серьезнейших проблем, вставших на пути у рок-музыкантов. Главный пункт ее гласил: отныне в репертуаре каждого профессионального ансамбля должно быть не менее восьмидесяти процентов песен, написанных членами Союза композиторов, а все профессиональные зарегистрированные рок-группы должны пройти через проверку министерскими комиссиями, в которых обязаны участвовать сам Союз композиторов, музыкальная пресса и организаторы концертов. В этот же период происходит усиление контроля за репертуаром, за звукозаписывающими организациями, особенно когда речь шла об иностранной музыке (для записи её требовалось совместное разрешение Всесоюзного агентства по авторским правам и компании «Мелодия»).

Зимой 1984-го года в результате описанных нами выше карательных мер большая часть известных на тот момент рок-групп таких, как «Аквариум», «Машина времени», «Афтограф», находится на грани распада.

В этот период напряжение растет не только на уровне музыкальных ансамблей. Само слово «рок» надолго исчезает из статей в печатных изданиях. Его пытаются заменить эвфемизмами - «современная электронная музыка», «молодежная музыка».

Весной 1984-го года в СССР начинается вторая волна запретов на рок-музыку, коснувшаяся в большей степени уже не официальных, а самодеятельных рок-групп. Органы КГБ всерьез начинают обращать внимание на подпольные, «полуподвальные» ансамбли, поскольку именно в этот период происходит значительный рост числа рок-н-ролльной самодеятельности.

По воспоминаниям Владимира Марочкина, в каждом крупном городе возникают подпольные студии звукозаписи, располагавшиеся в основном в заводских помещениях и специализирующиеся на записи и дальнейшем распространении магнитоальбомов по территории страны.

Самодельные магнитофонные записи, которые стремительно распространялись на территории СССР, получают статус «опасных» и «вредоносных» для советского общества - по аналогии с диссидентским литературным и рок-самиздатом. Начиная с 1982-го года, магнитофонные альбомы в столицах стали тиражироваться через подпольных распространителей, которых в народе прозвали «жучками» или «писателями». «Я отдавал «писателям» альбомы бесплатно, - вспоминает всегда болевший за рок-идею А. Кушнир. - Для того чтобы информация распространялась, в стране необходимо было создать оптимальные экономические условия. Зато потом скорость движения альбомов напоминала алгебру чисел Фибоначчи - с нею не сравнится ни один завод. С помощью подобной математики мы таки прошибли стену совка. Мы пробили ее буквально в три секунды».

Кушнир вспоминает, что в КГБ появляются специальные «черные списки», куда были включены все известные англоязычные и русскоязычные группы и исполнители. 12 июля 1984 года выходит официальный указ Министерства культуры СССР о деятельности вокально-инструментальных ансамблей, улучшении идейно-художественного уровня их репертуара. 1 октября 1984 года во все дома культуры, дискотеки и студии звукозаписи разослан список, составленный Министерством, где перечислены 68 западных и 38 советских рок-групп и исполнителей, чьи записи запрещены.

После доклада Константина Черненко - «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии», зачитанного им в 1983-м году (в котором немаловажная роль уделялась борьбе с пагубным влиянием рок-музыки и недопустимости подобного явления на советской эстраде, поскольку тексты песен имели «сомнительную ценность» и наносили «идейный вред»), на советский рок обрушилась волна репрессий. В течение нескольких лет судебные процессы над участниками групп «Воскресение», «Трубный зов», «Браво», «Бэд бойз» чередовались с травлей Юрия Шевчука, Юрия Наумова, «Мухоморов», «Братьев по разуму», Евгения Морозова и других.

«На закрытом совещании в Министерстве культуры РСФСР звучали следующие формулировки: «В настоящее время в Советском Союзе насчитывается около 30 000 профессиональных и непрофессиональных ансамблей. Наш долг состоит в том, чтобы снизить это число до ноля».

Регулярными становятся милицейские облавы на так называемые «толпы» («тучи» или «балки»), где меломаны обменивались пластинками и катушками с записями отечественной и западной рок-музыки, различной рок-атрибутикой. Подобные обмены происходили, как правило, в ближнем Подмосковье, недалеко от железнодорожных платформ - в лесу или прямо в открытом поле.

Таким образом, молодежь лишалась права выбора, музыканты «легальной перспективы», а музыка - будущего. «С рок-музыкой у нас все в порядке - у нас ее нет!» - гордо отрапортовал начальник одного из провинциальных горотделов культуры коррепонденту столичной газеты».

Подводя итоги краткого обзора цензуры периода Андропова (а позже Черненко) в отношении рок-музыки и культуры в целом, отметим, что модель его управления сформировалась на принципах работы КГБ. Это попытки усовершенствовать существующий порядок, ввести более жесткую дисциплину. Но это и уверенность, что добиться их как в экономике, административном аппарате, так и сфере литературы, театра, музыки и в формировании нового народного мировосприятия, отношения к труду можно лишь твердым нажимом сверху с активным использованием репрессивных воздействий.

Как отмечает Троицкий, это было время очень глупых решений. Однако разрушительный эффект был не столь велик: требования культур-бюрократов и их советчиков оказались настолько абсурдными, что не было никакой возможности контролировать их исполнение.

Знаменательно также, что сама партийная пресса уже с конца 1984-го года начинает отражать все больше реформистских настроений. В декабре 1984-го года Ю. Воронов публикует в газете «Правда» статью о необходимости радикальных изменений существующих литературных норм. По его словам, обществу необходима естественность и близость к реальной жизни вместо презентации готовых решений и однозначно-партийной авторской позиции, а художественное творчество сегодня должно изображать современную жизнь. Основной задачей литературы и искусства он назвал изучение общества и выявление тех проблем, которые до сих пор ложно считались решенными.

Значительные изменения в СССР в период с 1986 по 1990 гг. происходят с приходом к власти Михаила Горбачева. В стране начинает развиваться политика гласности, ставшая серьезным толчком в молодежной рок-культуре и в буквальном смысле ее легализовавшей.

В феврале состоялся XXVII съезд КПСС, призвавший усилить гласность в средствах массовой информации. Однако, по словам А. Блюма, дальше провозглашения лозунга дело практически не сдвинулось: основы и принципы коммунистического строя не должны подвергаться никакому сомнению. Об уровне «гласности» в 1986-ом году можно судить по тому оглушительному впечатлению, которое произвел на интеллигенцию апрельский, так называемый «ленинский» номер «Огонька», поместивший подборку стихов Гумилева, приуроченную к 100-летию со дня рождения поэта. Однако случившееся буквально спустя четыре дня трагическое событие - чернобыльская катастрофа - замалчивалось властью, информация о ней дозволена была с большим опозданием, велено было всячески приуменьшать ее размеры, что привело к непоправимым трагическим последствиям.

В период Горбачева всё же постепенно происходят изменения в области цензурной политики, очень медленно, но происходят. Главным образом, речь идет о прошлом, отменяются прежние запреты, относящиеся к освещению давних событий. Вскоре начинается пересмотр запрещенного, постепенное раскрытие «зон», закрытых для критики. Постепенно начинается волна разрешений на ранее запрещенные романы А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В.Д. Дудинцева «Белые одежды», А.А. Бека «Новое назначение». Из спецхрана изымается и переводится в общие фонды пользования множество книг. По распоряжению ЦК КПСС создается специальная комиссия из представителей Министерства культуры, Госкомиздата по пересмотру списков запрещенных книг. В январе 1987-го года комиссия заканчивает свою работу и докладывает об этом. Главлит просит ту же комиссию продолжать свою деятельность, принять решение о переводе из особых в общие отделы произведений авторов-эмигрантов, выехавших за рубеж с 1918-го по 1988-ой гг. В их числе ряд известных писателей: И. Бунин, В. Набоков, Л. Гумилев, Е. Замятин, И. Бродский; философы Н. Бердяев, М. Ходасевич.

Как отмечает А. Блюм, начался небывалый журнальный бум: редакции соревновались между собой в смелости, объявляя публикацию в ближайших номерах все более и более заманчивых для изголодавшегося российского читателя текстов. Тиражи журналов увеличились в три-четыре, а то и в десять раз.

В ленинградских газетах «Смена», «Ленинградская правда» начинают появляться многочисленные статьи, посвященные рок-музыке и интервью с самими музыкантами: «Алиса с косой челкой» в газете «Смена»; «Нас хотят сделать частью попсы» в «Комсомольской правде»; «Реки времени» в журнале «Огонек» и др. Теперь слово «рок» получает широкую огласку, заявив о себе самым широким массам советских людей.

По словам А. Троицкого, начиная с 1988-го года остались в прошлом запреты на жанр «рок»: музыкальная цензура, нулевые гонорары и «невыездные списки». Последние два года 1980-х проходят под знаком бурного продвижения двух новых процессов: перевода советского рока на рыночную основу и вовлечение его в международную тусовку. Уходит в прошлое монополия Госконцерта на организацию заграничных гастролей и, огромное количество советских рок-групп начинают активно гастролировать по Европе и США. Крупные рок-концерты проводятся на стадионах и во дворцах спорта. А в 1989-ом в СССР проходит фестиваль «Музыки и Мира», на который приехали такие звезды западного тяжелого рока, как Ozzy Osbourne, Scorpions, Bon Jovi. В числе почетных гостей данного мероприятия был замечен и сам генеральный секретарь Михаил Горбачев.

Новые веяния в обществе радикально изменили ситуацию и в роке. Все группы получили право на концертную деятельность при некупированном репертуаре, рок зазвучал с пластинок и телеэкранов, десятки групп отправились в зарубежные гастроли. И хотя остается немало болезненных проблем - как технических, так и творческих - можно сказать, что во второй половине 80-х советский рок наконец-то обрел реальное право на существование.

Так в начале 80-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение с центрами в Москве и Ленинграде. В 1981 году был открыт ленинградский рок-клуб, и многие молодые музыканты получили прекрасную возможность раскрыть свой талант публике, а власти был предоставлен шанс держать ситуацию под контролем.

Вторая половина 80-х принесла заметные перемены в общественную жизнь. После долгих лет тотального духовного опустошения страна вновь начала вступать на закономерный путь развития. «После 87-го года чуть ли не в каждом городке появился свой рок-клуб, а в каждом крупном городе страны стали проводить свой рок-фестиваль. Теперь рок-фэны могли путешествовать из города в город, с фестиваля на фестиваль, с концерта на концерт, и эта дорога была бесконечной. Среди рок-групп московской рок-лаборатории тогда существовало своего рода соревнование: кто дальше заедет»?

Конец 80-х был периодом выхода советского рока из подполья. В этот период было основано огромное количество новых рок-коллективов («НОМ», «Ноль», «Бригадный Подряд», «Сектор Газа», «Трупный Яд»), путь к славе был им отныне открыт. Как движение протеста и контр-культуры русский рок перестал существовать в конце 80-х, когда после легализации рок-музыка стала частью шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа особо популярных коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад. Многие известные отечественныые рок-группы прекратили деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Зоопарк», «Кино», «Парк Горького», «Гражданская Оборона». Среди двадцати восьми исполнителей, вошедших в первые тома знаменитой музыкальной серии «Легенды русского рока», полноценную творческую деятельность к началу 2000-х годов вели меньше половины музыкантов.

«После того, как Макаревич спел на баррикадах Белого дома в 1991-м, а Гребенщиков окрестил «плешивыми стадами» тех, кто выступил на защиту Верховного Совета в 1993-м, русский рок окончательно закончился как народное явление. Увлечение бизнес-конъюнктурой в 1990-е годы и откровенное игнорирование лидерами русского рока всего того, что еще десятилетие назад было для них святыней, создали все предпосылки для создания и коммерческого оформления подлинного андеграунда, который процветает параллельной культурой и по сей день. Русский рок безусловно виноват в том, что создал «культуру против», а не «культуру во имя».

Не все происходящее на нынешнем витке рок-истории вызывает безоговорочное чувство восторга. В частности, очень заметен рост влияния коммерческих и других конъюктурных факторов. Рок-тексты в эпоху гласности и демократии утратили налет сенсационности и не звучат более как дерзость или откровение. Вполне закономерно, что, вступив на путь «нормального» развития, наш рок несколько приблизился к западной модели. Тем не менее СССР, а сегодня - его преемница Россия, остаются, возможно, единственным местом в мире, где к року по-прежнему относятся очень серьезно.

«Но русский рок вернул России Слово, которое не только было талантливым, но и обрело полноценный музыкальный Ритм, чего у русской поэзии никогда не было. К сожалению, это слово могло пробиться к нам только в составе гибридной и довольно ядовитой настойки, медленно разъедавшей огромный тоталитарный организм».

Итак, рок как музыкальное явление является культурным пластом периода, получившего название в нашей стране, периода застоя, так как рок приобрел особую популярность в нашей стране именно в конце шестидесятых годов, не терял ее в семидесятые и начале восьмидесятых годов.

Посмотрим, как относились к року на страницах общественно-политической и специализированной молодежной прессы.

Русский рок - это сплетение нитей души и ветра свободы, музыка, которая заставляет верить и гореть в одном порыве с мечтой. Его история насчитывает больше полувека, этот стиль можно сравнить по значимости и влиянию на общественную культуру с классической музыкой.

История русского рока

Датой его зарождения в нашей стране официально считаются 60-е годы. Тогда появились Сокол, Славяне, Интеграл. Изначально это было лишь подражанием западным рок группам, перепевка их песен.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-220079-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-220079-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

И лишь в 1970-е годы началось самостоятельное авторство, возникновение подпольных рок-групп. Тогда появились Воскресенье, Аквариум и Машина Времени. Именно это послужило толчком к формированию масштабного рок движения в 80-е годы.

Власти пытались пресечь появление рок групп, но «повальное» увлечение молодёжи роком было уже не остановить. Рок группы возникали хаотично и в больших масштабах, и хотя администрация пресекала все попытки организовать концерты в ДК или каких-либо мероприятиях, музыканты не отчаивались. Эти запреты положили начало «квартирникам, вход на такие квартирные концерты был строго ограничен, все приглашённые тщательно проверялись, чтобы избежать утечки информации. Также тяжело развивался в СССР и - одно из ответвлений русской рок сцены.

Попытки Советской власти взять под контроль стихийные организации рок концертов, не дали результатов. И тогда было принято важное в истории русского рока решение - создать рок-клубы, чтобы хоть как-то контролировать музыкантов. Властями организовывались рок – фестивали, репертуар тщательно отбирался, подвергаясь жёсткой цензуре и ограничениям. Нелегальные выступления, вне фестивалей запрещались, за это коллектив могли запретить.

Но, как известно, запретный плод сладок. Ограничения со стороны властей только подогревали интерес к этому движению, и в музыке всё больше звучало протестных мотивов. Русский рок в эти десятилетия пользовался небывалой популярностью. Возникли такие группы как «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» и многие другие.

К 90-м годам русский рок уже имел собственную специфику и чёткий вектор непохожего ни на кого направления. В эти года приобрели популярность такие группы как «Сплин», «Агата Кристи».

История русского рока интересна, но стоит сказать и об основных музыкальных инструментах, применяемых в нем. Ведь рок музыку, такой как она, есть делали не только люди, но и музыкальные инструменты. Это и хватающие за душу звуки акустических и электрогитар, бас-гитар, всевозможные усилители и синтезаторы, барабанные установки.

Их история не менее интересна, и им стоит посвятить отдельную статью. Но пока, хочется добавить, что в советское время было тяжело достать качественные инструменты ведущих производителей - Fender, Gibson, и каждый имеющийся инструмент очень ценился. Зато сейчас в 21 веке вы легко можете приобрести гитары или ударные тарелки, купив их в любом музыкальном магазине. А затем собрать группу и почувствовать себя настоящим рокером.

Итак, рок жив и будет жить!

Если западный рок начался с Rolling Stones и Beatles, то советский со «Славян» и «Скоморохов». Первые рок-музыканты Союза вырывали струны из рояля и ставили на бас, записывали музыку на «кости» - всё для того, чтобы делать «бит».

«Сome on let’s twist again»

В 1957 году в Москве прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, на который съехались иностранцы со всего мира. Иностранные студенты танцевали невиданные для СССР танцы, наши тут же подхватывали. После фестиваля советская молодёжь предприняла попытку протащить на эстраду твист и шейк, но столкнулась с неприятием лидеров комсомола. И все же фестиваль стал серьезным шагом для советской культуры,с этого времени студенты обменивались музыкальными новинками, книгами и одеждой.

«Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу - свободному обмену мнениями » (джазмен Алексей Козлов).

Битломания

К середине 60-х музыка Beatles просочилась на советское пространство. Битлы покорили советскую молодежь своей искренностью, они стали голосом поколения. У Beatles было всё: четкий ритм, красота мелодии, счастливые и открытые голоса. Советские фанаты почувствовали право на свободное самовыражение, им захотелось высказаться.

«Со мной был шок, истерика. Пришли эти ребята и сразу поставили все на место. До этого была только прелюдия » (Александр Градский)

Первые рок-группы начали свое существование именно в Прибалтике - в 1962 году появились «Мелоди Мейкерс» во главе с Питом Андерсеном, в 1964 году в Эстонии образовались «Юниоры» с Томасом Кырвитсом.

Во всех трех прибалтийских республиках в середине 60-х прошли музыкальные фестивали. В центр старого Таллина «Горка» съезжались хиппи со всей страны и рок-музыканты в первых рядах. Но, не смотря на это, рок-группы Прибалтики всегда держались особняком.

Петь «из под волос»

Для поклонников «биг-бита» считалось диким исполнять песни на русском, настоящая группа должна была быть как «Битлы» или «Бич Бойз», ничего не могло быть лучше западного. Весь драйв был в музыке, многие не всегда понимали, о чем поют кумиры. В начале 60-х существовало понятие «Петь из под волос», было все равно, что поется: «Клож ер ай», а что это могло означать, никого не волновало. Главное, чтобы это звучало искренне и поверх «электрических» гитар.

Самодельные инструменты

Барабаны было не так легко достать, стучали по кастрюлям. Остальные инструменты делали сами, гриф и деку мастерили из любой подходящей деревяшки, струны брали из рояля - они были настолько жесткие, что пальцы приходилось обматывать изолентой.

Знаменитый «Гибсон» появился только в начале 60-х и его владелец за 3 рубля давал только послушать и потрогать.

«Пластинки на костях»

Главным музыкальным носителем до 70-х были «пластинки на костях», - записи на рентгеновских снимках. На подпольных студиях звукозаписи устанавливали проигрыватель с исходной пластинкой, а рекордер, резец которого улавливал колебания звука, прорезал на снимке звуковую дорожку.

С появлением записей образовался «черный рынок» - «кости» стоили от 5 до 10 рублей.

Также был очень популярен обмен фотографиями любимых групп - их давали в «аренду» на несколько дней.

Сейшены

Так как на советской сцене исполнять песни на английском не представлялось возможным, группы начали организовывать сейшены - встречи для друзей. Первые сейшены проходили в ДК «Каучук», билеты стоили по 10 рублей. В Ленинграде в то время образовалась подпольная поп-федерация под руководством Сергея Артемьева.

К началу 1965 года в Москве появились две значимые группы - «Славяне» во главе с Александром Градским, и «Соколы» во главе с Юрием Ермаковым. Первые ориентировались на творчество Rolling Stones, вторые на Beatles .

Первые гонения

Вся «Бит - сцена» существовала отдельно от общественной жизни, и это был даже не оппозиционный «андеграунд», советский рок не входил в повестку дня, а милиция предпочитала игнорировать странные вечеринки.

В 1968 году прошли студенческие протесты в разных странах мира. Идеалы протестующей молодежи выражала рок-музыка, переживавшая свой расцвет.

В СССР концерты начали разгонять, а участников задерживать «За участие в незаконном вокально-инструментальном ансамбле, за потерю комсомольской бдительности и принципиальности».

Поп-федерацию закрыли - Юрия Айзеншписа и Сергея Артемьева арестовали.

Николай Васин, предпринявший попытку создать первую рок - ассоциацию, узнав об арестах, побежал закапывать пластинку битлов.

До этого он отправил телеграмму Джону Леннону, с поздравлениями в День Рождения и пластинка дошла. Джон в ответ отправил пластинку «Live peace in Toronto» с автографом.

«Шизгара» и «Хоп-хей-хоп» закончились, не успев разгореться.

Рок-идеология

Между тем на Западе настоящий музыкальный шквал- Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Deep Purple, Elton John. В 1969 году в Америке проходит музыкальный фестиваль Woodstock, ставший символом свободы и эпохи хиппи. В 1970 году в Англии выходит мюзикл «Иисус Христос - супер звезда» . В 1973 году Pink Floyd выпускает альбом «Dark side of the Moon». Рок-музыка на Западе становится идеологией.