Шереметьевский странноприимный дом. История запретной любви и странноприимный дом шереметевых

О любви графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой слагали легенды еще при их жизни. Граф влюбился в свою крепостную актрису с первого взгляда. Но так как жениться на ней он не мог, то поклялся никогда не жениться. В 1798 го­ду граф дал Прасковье и всей ее семье вольную. А в 1801 году, получив разрешение императора Александра I, 50-летний граф Николай Петрович Шереметев и 33-летняя Прасковья Ковалева-Жемчугова обвенчались. К тому моменту великая актриса уже оставила сцену, так как у нее обострился туберкулез. В 1803 году, через несколько недель после появления на свет их сына Дмитрия, она умерла. Граф пережил свою любимую всего на шесть лет.


Еще при жизни Прасковьи Ивановны в 1792 году было начато строительство странноприимного дома. Так раньше называли больницы-приюты для нищих и калек. По просьбе возлюбленной граф Шереметев решил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу для бесплатного лечения на 50 человек. Место, выбранное для постройки, называлось «Черкасскими огородами», нынешний адрес: Большая Сухаревская площадь, 3. Работу начал зодчий из крепостных Елизвой Назаров, приходившийся родственником знаменитому архитектору Василию Баженову.

Замышлялась настоящая барская городская усадьба, с отстоящим от улицы главным корпусом, церковью, парком и садом. В 1803 году, когда Прасковья Ивановна умерла, было построено центральное здание и левое крыло. Граф решил радикально все перестроить и создать памятник своей жене.

Великолепие Кваренги

Для воплощения своего монументального замысла граф пригласил известного архитектора Джакомо Кваренги, по проектам которого среди прочего были возведены Смольный институт благородных девиц и Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге. Перед Кваренги была поставлена задача возвести ни много ни мало Дворец милосердия. И архитектор с ней справился. Уже построенный портик здания Кваренги заменил изящной полукруглой колоннадой, а портики возвел в средних частях крыльев дома и по его торцам. В четырех нишах установили фигуры евангелистов, фасад украсили многочисленной лепниной. Ходили слухи, что граф Николай Петрович был членом масонской ложи, поэтому в украшениях на фасаде до сих пор находят масонские символы. По проекту Кваренги было сделано и внутреннее убранство храма, который располагается по центру здания в полуротонде. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая ее отделка выполнены художником Доменико Скотти.


Позади дома разбили обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин на первом этаже и 50 женщин на втором. Богаделенное крыло дома заканчивалось величественной двухцветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На строительство граф потратил 2,5 млн руб­лей, но не дожил до его торжественного отк­рытия — оно состоялось через полтора года. Мероприятие приурочили к дню рождения ­Николая Петровича Шереметева — 28 июня 1810 года.

Ангелы и портреты

В храме, который действует и сейчас, три престола: центральный — в честь святой Живоначальной Троицы, южный — святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный — святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). После революции храм был закрыт и сильно обветшал. Реставрация проводилась в 70-е годы XX века и в 2000-е. Реставраторы использовали авторские листы Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные

фотоматериалы начала и середины века. Сотрудникам организации «Спецпроектреставрация» удалось восстановить интерьер странноприимного дома практически в первозданном виде. Городская легенда гласит, что два ангела на фреске в куполе — это портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и ее сына, маленького Дмитрия. Когда будете в храме, присмотритесь к изображениям ангела с бубном и ангелочка с пальмовой ветвью и колосьями.

Странноприимный дом управлялся специальным советом. По завещанию графа Николая Петровича сын и его потомки должны быть попечителями, а главными смотрителями всегда выбирались представители не графских ветвей рода Шереметевых.


Во время войны 1812 года и Русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов странноприимный дом превращался в гос­питаль. До сих пор в музее хранится история болезни князя Багратиона. Во время Крымской войны граф Сергей Дмитриевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Во время Русско-японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе.

Больница при странноприимном доме почти сразу стала называться Шереметевской. Она считалась одной из лучших московских частных клиник.

Знаменитый «Склиф»

В 1919 году вместо странноприимного дома открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского — основоположника неотложной хирургии в России. Название этой больницы, которое горожане преобразовали в короткое «Склиф», знакомо всем. Здесь работали и продолжают трудиться десятки талантливых врачей, хирургов, создавших школы и направления в отечественной медицине. В их числе выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин, который в 1930 году спас больного, впервые перелив ему кровь погибшего человека.


Юдин, который долгое время был главным хирургом НИИ, ратовал за создание музея. Кроме того, он предложил реставрировать историческое здание и бывший храм, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. В 1953 году полученную им Сталинскую премию хирург направил на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в стенах которой создавали музей медицины, и передал ему свои архивы. В 1986 году его заветное желание сбылось — в доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

О любви графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой слагали легенды еще при их жизни. Граф влюбился в свою крепостную актрису с первого взгляда. Но так как жениться на ней он не мог, то поклялся никогда не жениться. В 1798 го­ду граф дал Прасковье и всей ее семье вольную. А в 1801 году, получив разрешение императора Александра I, 50-летний граф Николай Петрович Шереметев и 33-летняя Прасковья Ковалева-Жемчугова обвенчались. К тому моменту великая актриса уже оставила сцену, так как у нее обострился туберкулез. В 1803 году, через несколько недель после появления на свет их сына Дмитрия, она умерла. Граф пережил свою любимую всего на шесть лет.


Еще при жизни Прасковьи Ивановны в 1792 году было начато строительство странноприимного дома. Так раньше называли больницы-приюты для нищих и калек. По просьбе возлюбленной граф Шереметев решил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу для бесплатного лечения на 50 человек. Место, выбранное для постройки, называлось «Черкасскими огородами», нынешний адрес: Большая Сухаревская площадь, 3. Работу начал зодчий из крепостных Елизвой Назаров, приходившийся родственником знаменитому архитектору Василию Баженову.

Замышлялась настоящая барская городская усадьба, с отстоящим от улицы главным корпусом, церковью, парком и садом. В 1803 году, когда Прасковья Ивановна умерла, было построено центральное здание и левое крыло. Граф решил радикально все перестроить и создать памятник своей жене.

Великолепие Кваренги

Для воплощения своего монументального замысла граф пригласил известного архитектора Джакомо Кваренги, по проектам которого среди прочего были возведены Смольный институт благородных девиц и Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге. Перед Кваренги была поставлена задача возвести ни много ни мало Дворец милосердия. И архитектор с ней справился. Уже построенный портик здания Кваренги заменил изящной полукруглой колоннадой, а портики возвел в средних частях крыльев дома и по его торцам. В четырех нишах установили фигуры евангелистов, фасад украсили многочисленной лепниной. Ходили слухи, что граф Николай Петрович был членом масонской ложи, поэтому в украшениях на фасаде до сих пор находят масонские символы. По проекту Кваренги было сделано и внутреннее убранство храма, который располагается по центру здания в полуротонде. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая ее отделка выполнены художником Доменико Скотти.


Позади дома разбили обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин на первом этаже и 50 женщин на втором. Богаделенное крыло дома заканчивалось величественной двухцветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На строительство граф потратил 2,5 млн руб­лей, но не дожил до его торжественного отк­рытия — оно состоялось через полтора года. Мероприятие приурочили к дню рождения ­Николая Петровича Шереметева — 28 июня 1810 года.

Ангелы и портреты

В храме, который действует и сейчас, три престола: центральный — в честь святой Живоначальной Троицы, южный — святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный — святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). После революции храм был закрыт и сильно обветшал. Реставрация проводилась в 70-е годы XX века и в 2000-е. Реставраторы использовали авторские листы Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные

фотоматериалы начала и середины века. Сотрудникам организации «Спецпроектреставрация» удалось восстановить интерьер странноприимного дома практически в первозданном виде. Городская легенда гласит, что два ангела на фреске в куполе — это портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и ее сына, маленького Дмитрия. Когда будете в храме, присмотритесь к изображениям ангела с бубном и ангелочка с пальмовой ветвью и колосьями.

Странноприимный дом управлялся специальным советом. По завещанию графа Николая Петровича сын и его потомки должны быть попечителями, а главными смотрителями всегда выбирались представители не графских ветвей рода Шереметевых.


Во время войны 1812 года и Русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов странноприимный дом превращался в гос­питаль. До сих пор в музее хранится история болезни князя Багратиона. Во время Крымской войны граф Сергей Дмитриевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Во время Русско-японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе.

Больница при странноприимном доме почти сразу стала называться Шереметевской. Она считалась одной из лучших московских частных клиник.

Знаменитый «Склиф»

В 1919 году вместо странноприимного дома открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского — основоположника неотложной хирургии в России. Название этой больницы, которое горожане преобразовали в короткое «Склиф», знакомо всем. Здесь работали и продолжают трудиться десятки талантливых врачей, хирургов, создавших школы и направления в отечественной медицине. В их числе выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин, который в 1930 году спас больного, впервые перелив ему кровь погибшего человека.


Юдин, который долгое время был главным хирургом НИИ, ратовал за создание музея. Кроме того, он предложил реставрировать историческое здание и бывший храм, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. В 1953 году полученную им Сталинскую премию хирург направил на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в стенах которой создавали музей медицины, и передал ему свои архивы. В 1986 году его заветное желание сбылось — в доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

Прасковья долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин:

Нет, нет, не роскошью такой
Его днесь в свете прославляют,
Столы прошли, как сон пустой.
Их скоро гости забывают:
Но тем обрел он всех любовь,
Что бедным дал, больным покров.

После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.

    Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.

Кваренги заменил простой портик грандиозной полукруглой колоннадой, придавшей зданию торжественность и возвышенность, торцы крыльев украсил шестиколонными портиками, добавил к ансамблю четыре флигеля. Отделка здания, его декор и детали интерьера были выполнены из лучших и самых дорогих материалов, всего на строительство граф потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.

Николай Шереметев всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения 28 июня 1810 года при огромном стечении народа. Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.

    По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.

Более 200 000 человек получили в доме помощь. С начала XIX века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии. К концу столетия укрепляются связи больницы с Московским университетом: в 1884 году она становится его клинической базой. Ведущие ученые страны В.Д. Шервинский, С.С. Заяицкий, Н.Н. Савинов, С.Н. Доброхотов и С.Е. Березовский внедряют здесь передовые методы лечения.

Важным этапом в истории дома стала работа главного доктора Алексея Терентьевича Тарасенкова. При нем было значительно улучшено больничное дело: заменены устаревшие прописи лекарств, установлен контроль за их покупкой и назначением, налажены регулярные обходы и осмотры больных. Он предложил тогдашнему попечителю дома графу С.Д. Шереметеву открыть «Приходящее отделение» - бесплатную амбулаторию, - а также медицинскую кассу для выдачи пособий больным при выписке на первое время, что и было сделано.

За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. После Бородинского сражения сюда привозили раненых солдат и офицеров. В день вступления французов в Москву дом опустел, в богадельне осталось 32 немощных и престарелых человека, в больнице ― 11 раненых русских офицеров. С ними добровольно остались некоторые служащие и врачи. Приняв Странноприимный дом за барский, французы стали было его грабить, но когда узнали, что это благотворительное учреждение, наоборот, выставили у него караул. Многие ценности все же были похищены. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, от них остались лишь стены. Дом восстанавливался еще несколько лет.

В страшную эпидемию холеры 1830 года в Странноприимном доме не заболел никто.

Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей. В русско-японскую войну действовал лазарет на благотворительной основе. Позже лечили участников революций 1905 и 1917 годов. В 1919-м в Странноприимном доме была организована Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923-го здесь разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Инициатива восстановить Странноприимный дом и вернуть ему былой блеск принадлежала хирургу Сергею Сергеевичу Юдину.

Главный хирург НИИ им. Склифосовского С.С. Юдин был старостой Троицкой церкви и пожертвовал на восстановление ее росписей Сталинскую премию.

В 1986 году здесь открылся Центральный музей медицины, который в октябре 1991-го получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

Ансамбль Странноприимного дома ― главный корпус, два боковых, два флигеля во дворе, ворота и ограда, фреска кисти Джованни Скотти в куполе церкви, горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева ― входит в список объектов культурного наследия федерального значения и внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троицкая церковь

    Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.

По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.

    В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного "бездомного".

Граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей России, задумал устройство в Москве богадельни на 100 человек обоего пола и бесплатной больницы на 50 коек в начале 1790-х годов. Для строительства богоугодного заведения был выделен участок «на Черкасских огородах» близ церкви Преподобной Ксении (1649), доставшийся графу в наследство от матери - последней княжны Черкасской старшей линии.

Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Назарова, который «помощничал» у своего родственника и усвоил многие его зодческие приёмы. Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом - храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер. Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову.

Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин. На содержание заведения граф внёс на депозит 500 тысяч рублей вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии. Шереметевы продолжали финансировать больницу до национализации их имений в 1917 году.

, CC BY-SA 3.0

«Торжественная полудуга открытой двойной колоннады» перед Троицкой церковью была спроектирована в 1803 году, когда не стало любимой супруги графа - бывшей крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Мемориальный характер проекту Странноприимного дома придал мастер классицизма - Джакомо Кваренги, который по своему обыкновению дорабатывал чертежи «дистанционно», не выезжая из Петербурга.

В окончательном виде проект приобрёл скульптурные акценты с обоих фасадов (парадного и садового), а также фигурную решётку с центральными воротами и угловыми бельведерами. Для украшения интерьеров использовались мрамор и уральский камень светло-зелёного оттенка. Купол церкви расписал художник Д. Скотти. В парадной колоннаде была установлена скульптурная аллегория Милосердия.

Уставные документы лечебницы, подготовленные А. Ф. Малиновским, были Высочайше утверждены 21 апреля 1803 года. Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через семь лет, 28 июня 1810 года. Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане - бывшие торговцы, священники, чиновники. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии.

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили ЮНЕСКО включить архитектурный ансамбль Шереметевской больницы в список Всемирного наследия.

В настоящее время в здании восстановлен и действует Храм Живоначальной Троицы при Странноприимном доме Н.П.Шереметева (НИИ им. Н.В.Склифосовского)

Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге

Граф Николай Петрович Шереметев - представитель богатого старинного рода родился 28 июня
1751 года в Петербурге.


Родители: Шереметевы Пётр Борисович и Варвара Алексеевна.

Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I и был с ним
в большой дружбе. Он один из немногих, кто приглашался к Великому князю во дворец для
участия в играх, маскарадах и любительских спектаклях при дворе.


Николай Шереметев в детстве.

Граф получил отличное образование, профессионально играл на фортепиано, скрипке,
виолончели. Закончил Лейденский университет - один из самых престижных учебных заведений того времени. Был представлен ко дворам Пруссии, Франции, Англии.


Николай Петрович четыре года изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство. Он вошёл в историю отечественной культуры как выдающейся театральный
деятель.
В Москве славились своими домашними театрами граф Воронцов и князь Юсупов, но самым
значительным был театр графов Шереметевых: городской на Никольской улице и усадебный
в Кусково.
Усадьба Кусково. Прогулка по осеннему парку

Тем временем, как младший граф Николай Шереметев набирался уму разуму за границей,
в имение Кусково была взята на воспитание восьмилетняя девочка Параша Ковалёва.
Она родилась в 1768 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина-кузнеца
Ивана Горбунова, владений князей Черкасских, затем Шереметевых.
У девочки обнаружились большие способности к музыке и пению, поэтому её решили взять в
ученицы для подготовки в артистки крепостного театра. Княгиня Марфа Михайловна Долгорукая
дала ей отличное воспитание, её обучили благородным манерам, пению, игре на фортепиано,
клавесине, арфе, а также драматическому и сценическому искусству, иностранным языкам.


В 1779 году в 11 лет Параша дебютировала в спектаклях труппы крепостного театра.
Здесь на сцене кусковского театра и увидел молодой граф худенькую девочку с большими
чёрными глазами и голосом необычайной глубины, который вызвал у него удивление и восторг.
Он стал уделять ей больше внимания, развивал её дарование и довольный её дебютом дал ей
главные роли в новых спектаклях.
Шереметев сам заменял актрисам простецкие фамилии на более благозвучные, так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы и Прасковья Жемчугова.

Граф гордился своим театром и вскоре решил строить новое здание, открытие которого было приурочено к визиту Императрицы Екатерины II в Кусково 30 июня 1787 года.
Увлечение Мельпоменой переросло у графа в подлинную страсть, он обучал своих крепостных у лучших музыкантов столицы и Москвы.
Прасковья Жемчугова обладала красивым лирическим сопрано, партии в оперных спектаклях
принесли ей триумфальный успех. В 19 лет её услышала Императрица и поражённая
великолепием спектакля, бархатным голосом примы театра, подарила ей бриллиантовое кольцо
со своей руки.

В новом здании театра предполагалось ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.

Граф души не чаял в своей "жемчужине", не отходил от неё ни на шаг, и слухи уже поползли о
странной привязанности графа к крепостной актрисе.Самые блистательные невесты были готовы
к бракосочетанию с графом Шереметевым, но он любил только её - Прасковью Жемчугову.


Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность, усерднейшее богопочитание и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки

В октябре 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные
богатства и более двухсот тысяч крепостных крестьян перешли к сыну.
С горя, на несколько месяцев, Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и вакханалию, все замерли, и только один человек смог повлиять на него, чтобы образумить -
- это Прасковья Жемчугова.


После этого Шереметев переселил Прасковью в барский дом, где они жили вместе. Холостяцкие привычки остались в прошлом, теперь его мысли занимала только она и театр.

Об их романе судачил весь высший свет. Но только за спиной графа – все помнили о его вспыльчивом нраве и о том, что он не прощал оскорблений никому и никогда.
В лицо же светским гостям, бывая в театре Шереметева, приходилось принимать тот факт, что хозяйка в этом доме – Прасковья. Сам граф к этому шепоту за спиной относился спокойно, в отличие от своей любимой.


Свет осознал, что Шереметев сделал свой выбор обдуманно и серьезно. Этот факт особенно взбудоражил многочисленных родственников графа, которых заботила судьба огромного наследства Шереметева. В результате, со временем, граф отстранил от себя практически всю родню.

Весной 1795 года влюблённые перебираются из Кусково, где Прасковье очень неспокойно,
в уютное гнёздышко, подмосковное имение - Останкино.
Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова.
В имении шикарный театр был построен специально для неё, весь штат актёров и музыкантов перебирается в новую усадьбу.


Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены XVIII века - сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

фото из инета

Однако счастье никогда не бывает долгим.
Прасковья тяжело заболела у неё открылся туберкулёз, как раньше говорили - чахотка.
Она потеряла голос и возможность петь и только забота графа помогла ей встать на ноги.

В 1797 году император Павел I пожаловал своему другу по детским забавам, графу Шереметеву
звание обер-гофмаршала и им пришлось переехать в Петербург ко двору. Поселились они
в Фонтанном доме.


Граф был среди тех ближайших придворных, которые ужинали вместе с императором в роковой последний вечер его жизни - 11 марта 1801 года в Михайловском замке.

Граф мучительно искал способы превращения своей связи в законную и нашёлся стряпчий, который за очень большие деньги подобрал из архивов необходимые факты, будто свой род
Прасковья Ковалёва ведёт от древней дворянской польской фамилии Ковалевских.
В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", как и вся семья кузнеца Ковалёва.
Граф нарушил незыблемую сословную преграду - он избрал себе в жены крепостную,
а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоялось тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император.
На венчание приглашены были лишь самые близкие и доверенные люди.

Несмотря на желанный брак и, казалось бы, состоявшуюся жизнь, граф не был по-настоящему
счастлив. Тяжелая болезнь его, после которой он составляет завещание на имя жены в случае
своей смерти, тайное венчание, слабое здоровье Прасковьи Ивановны, которая уже готовилась
стать матерью и всё ещё не выходила из заколдованного круга, созданного светскими
и придворными условиями жизни, складывалось в некое трагическое предчувствие.

В сыром климате столицы у Прасковьи опять началась старая болезнь, она не думала уже не о
чем, а мечтала только о прощении своего греха, чтобы Всевышний дал им здорового ребёнка.

Сына Параша рожала уже смертельно больная.
В феврале 1803 года, когда на свет появился мальчик, его немедленно унесли от матери,
боялись, что младенец заразится. В мучительном бреду она просила, чтобы ей показали сына.
Подруги подносили его к дверям спальни.

Граф сразу же обратился к государю Александру с просьбой признать законность прав наследника. Через двадцать дней Прасковья Ивановна умерла...
Похоронена она в родовой усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре.

Судьба. Николай Петрович тяжко переживает утрату. Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, столь меня поразила,
что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного Дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения


фото из книги о Сухаревской башне.

Супругов объединяла общая цель, заслонившая все остальное - создание Странноприимного Дома, приюта для обездоленных, престарелых и увечных, который уже начал строится.
Только недолгим оказался их брак, 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним". Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества

В память о жене Николай Петрович Шереметьев захотел создать совершенно уникальное, на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ, учреждение-памятник.
Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой.
Граф затратил колоссальные по тем временам средства - два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного Дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков.


Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался от пневмонии,
он не дожил до открытия Странноприимного Дома всего год.
В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба - сказано в его завещании.

Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.
Граф Николай Шереметев оставил после себя два важных документа: "Завещательное письмо" и "Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой" - повесть для Дмитрия о его матери.

Интерьеры Странноприимного Дома были доведены до совершенства.
Великолепный храм в центре здания выдержан в итальянском стиле. В храме три престола:
центральный в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - Св.Николая Чудотворца,
северный - Св. Дмитрия Ростовского (Св. покровитель сына графа).


В куполе главная фреска Доменико Скотти "Бог во славе". Святой Дух в виде голубя окружают
ангелы, один ангелочек похож на сына Николая Петровича - Дмитрия. Есть изображение ангела
с бубном - Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, его мать, графиня Шереметева.
Горельефы с двух сторон потрясающе реалистичны - "Царь Ирод избивает младенцев" и "Воскрешение Св. Лазаря". Скульптор Г. Замараев.

Классическая простота линий, изящество отделки сверкающей позолотой в сочетании
с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.


Поражала красотой и изяществом отделки Столовая зала богадельни - белого цвета, богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела торжественный
парадный вид.

На литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы Странноприимного дома отца А.И. Отрадинского:
"И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего".
Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа Иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учреждённом .

В 1919 году в подковообразном здании (на счастье) на Сухаревской площади Странноприимного
Дома разместилась Московская Городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года
один из корпусов НИИ Скорой Помощи им. Склифосовского.

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷