Проект на тему портрет человека. Проект по изобразительному искусству на тему "живой портрет"


Педагогический проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
Актуальность:
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Цель проекта:
Познакомить детей с жанром портрета.
Задачи:
1.Дать знания о различных жанрах живописи; о профессии художника-портретиста.
2.Развивать интерес детей к портретной живописи.
3.Развивать эстетическое отношение при восприятии эмоционального состояния человека, внешнего облика, мимики, позы.
4.Продолжать экспериментирование с различными материалами в изображении портрета.
5.Использовать совместное творчество детей и родителей для углубления знаний об искусстве портрета.
6.Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания произведений портретного жанра, понимания какие художественные средства используются художником.
7.Учить детей создавать образ человека в портретах в разных художественных техниках.
Вид проекта:
творческий, долгосрочный, групповой
Гипотеза:
Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию различных технических навыков и развитию эстетического отношения к жанру портрета, способна привести к созданию более ярких, выразительных образов.
Адресация:
Проект реализуется в рамках раздела программы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Объект исследования
работы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Создание выразительного образа в портрете человека в разных изобразительных техниках.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня выразительности в изображении портретов,
- развитие творческих способностей и навыков детей,
- создание портретов.
Педагогический мониторинг.
Первичная диагностика выявила, что работа над портретом выявила некоторые затруднения со стороны детей:
- недостаточны знания детей о портрете, как жанре искусства;
- сложность в выявлении и использовании средств художественной выразительности;
- недостаточный уровень овладения техническими навыками.
План работы с детьми.
Тема,

деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет».
-Уточнить и углубить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-познакомить с разнообразием портретов;
-дать знания о профессии художника-портретиста;
-учить детей поэтапному рассматриванию портрета;
-учить определять эмоциональное состояние изображённых людей;
-познакомить со средствами художественной выразительности. -знакомство с художниками-портретистами и их творчеством;
-учить выделять жанровые особенности портрета, отличать от других жанров изобразительного искусства;
-посещение выставки портретов, выполненных учащимися художественной школы;
-использование обучающих пособий:
«Составь портрет»,
«Фоторобот». Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах;
-дид. игра «Найди портрет»;
«Зеркало» Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изодеятельности;

Дидактич. игры:
«Волшебники»;
«Что забыл художник?»
Подбор фотографий детей для оформления альбома «Фотопортрет».
Составление рассказа «Мой портрет»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Автопортрет».
-Обобщать и углублять знания детей о жанре портрета;
-познакомить с разновидностью портрета – автопортрет;
-показать роль мимики в определении эмоционального состояния человека;
-развивать самостоятельность в выборе формата листа расположения изображения. -Рассматривание автопортретов художников, писателей и детей, выпускников детского сада;
-использование дид.игр:
«Составь портрет»,
«Найди эмоцию»,
«Угадай по описанию»;
-закрепить навыки рисования цветными какрндашами. -Рассматривание своего отражения в зеркале, определение особенностей своего внешнего вида;
-дид.игры«Море волнуется»;
«Узнай эмоцию»;
«Фоторобот»;
-обыгрывание эмоциональных этюдов. Рассматривание альбома «Фотопортрет»;
Дид.игры«Составь портрет»,
«Волшебники»,
«Водяной».
Родителям предлагается нарисовать автопортрет, а детям предлагается узнать на портретах своих родителей.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет моего папы».
-Развивать интерес к портретной живописи;
-экспериментирование с различными изобразительными средствами для передачи выразительного образа;
-воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к защитникам Отечества, любви к своим близким. -Составление рассказов на тему: «Мой папа» и «Мой папа в армии служил» (с использованием фотографий);
-Знакомство с позой и жестом, как средством выразительности при изображении портретов;
-самостоятельность выбора изобразительных материалов их комбинация;
-закрепление знаний о родах войск.
Чтение произведений об армии и защитниках Отечества;
Рассказы пап на тему «Как я в армии служил» Рассматривание тематических альбомов: «Военная техника», «Наши защитники»;
Рисование военной техники по трафаретам, изготовление из бросового материала. Подбор фотографий на тему «Мой папа в армии служил»;
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мы с мамой улыбаемся».
-Учить создавать выразительные образы в парном портрете;
-воспитывать любовь и уважение к женщине-матери;
-закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. -Рассматривание женских портретов, определение средств выразительности, используемых художником для передачи выразительности образа;
-закрепление законов портретного жанра;
-Чтение произведений по данной тематике;
-знакомство с парным портретом;
-закрепление умения рисовать восковыми мелками. Беседы на темы:
«Легко ли быть мамой?»;
«Мамы всякие нужны».
Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям. Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера);
Дидактич.игры
«Составь портрет»;
«Подбери картинки»;
«Волшебники»;
«Профессии».
Разучивание стихов о маме;
Проведение праздника «Лучше мамы не найти», посвящённого
8 марта.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мой любимый сказочный герой».
-Учить создавать образы сказочных героев;
-закреплять умения смешивать цвета для получения оттенков, сочетать тёплые и холодные цвета;
-развивать творческое воображение. -Чтение сказок по желанию детей;
- рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
-викторина «В гостях у сказки»;
-закрепление умений рисования акварельными красками;
-использование различных материалов для выразительности в передаче сказочных образов.
Составление рассказов-загадок «Узнай героя сказки»;
Дид. игра «Фантазёры»;
«Узнай сказку»,
«Волшебный сундучок». Наст. Игра «Путешествие по сказкам», «Волшебники»,
«Что перепутал художник?»;
Театрализация знакомых сказок с использованием различных видов театра. Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра;
Подбор книг со сказками и иллюстрациям для «Книжного уголка»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мои эмоции».
-Продолжать формировать знания детей об эмоциях человека, о способах их выражения и роли в жизни человека;
-учить передавать эмоции в портрете.
-Рассматривание портретов людей с разными эмоциональными состояниями;
-изменение мимики лица при передаче эмоций;
-закрепление знаний об эмоциях человека;
-использование пособия «Мир эмоций» Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния,
Подбор карточек с отражением данных эмоций.
Этюды на выражение эмоциональных состояний.
Дид. игры:
«Зеркальное отражение»,
«Угадай эмоцию»,
«Скажи с заданным настроением» Дид. игра
«Волшебники»,
«Наши эмоции»,
«Дорисуй портрет»;
Оформление рамок для портретов. Подбор фотографий детей для альбома «Наши эмоции»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Пластилиновый портрет».
-Закреплять знания детей о портрете;
-закреплять умение изображать лицо человека, соблюдая элементарные пропорции;
-воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности;
-экспериментирование с различными материалами. -рассматривание портретов, ранее нарисованных детьми;
-обобщение знаний детей о жанре портрета;
- продолжать развивать умения детей выполнять изображение в технике пластилинографии. -рассматривание портретов, обсуждение эмоционального состояния героев,
-игры:
«Зеркало»,
«Узнай по описанию»,
«Назови эмоцию»
Игры
«Что перепутал художник?»
«Составь портрет»,
«Дорисуй портрет»
Экспериментирование с различными материалами.
Рассматривание портретов в альбомах и книгах. Оформление материала для родительского уголка на тему:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты
«Портрет моего друга».
-Обобщить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-развивать самостоятельность в выборе материала, размера листа, способа изображения;
-воспитывать бережное отношение к дружбе и друзьям. -Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе;
-составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»; Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, составление рассказов по ним.
Беседы по картинкам по пособию «Что такое дружба?»
Игры: «Угадай по описанию»,
«Зеркало». Изготовление из бросового материала поделок на тему:
«Сюрприз для друга» Занятие для детей и родителей
«Давайте дружбой дорожить»,
Оформление выставки
«Портрет моего друга.
Выводы.
В результате диагностик были получены следующие результаты по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с жанром портрета»:
Первичная диагностика: высокий уровень – 5% (1 чел.)
Средний уровень – 70%(14 чел.)
Низкий уровень – 25%(5 чел.)
Повторная диагностика: высокий уровень – 25%(5 чел.)
Средний уровень – 65%(13 чел.)
Низкий уровень –10%(2 чел.)
На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать выразительные образы в портретах. Спланированная работа педагога и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
Знания детей о портрете, как жанре художественного искусства, расширились, восприятие портретной живописи стало более глубоким и осмысленным. Дети научились воспринимать эмоциональное состояние человека на портрете по мимике, позе и жестам.
Портреты, нарисованные детьми, стали более детализированы, появилась схожесть с обликом реального человека.
У детей повысился интерес к жанру портрета.
Приложение № 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе.
Тема: Фоторобот.
Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.
Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот» Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать,
Только ничего не знает
Этот маленький …
^ Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.
Колокольчик, позвони!
В страну искусства позови!
Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?
Д: ответы детей.
Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?
Д: -Пейзажи.
Н: -Верно!
В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?
^ Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.
В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?
Д: ответы детей.
В: - Где надо расположить картину, которую сняли?
^ Д: -Среди натюрмортов.
В: -Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?
Д: - Нет.
В: - А это что за группа картин?
Д: -Портреты.
В: -Что такое портрет?
Д: ответы детей
2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».
^ Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.
В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?
^ Д: -У Незнайки было разное настроение.
В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?
Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.3. Физминутка.
Незнайка стать художником мечтал,
Поэтому он всюду рисовал.
Ручкой на листе вот так (показ)
Кистью на холсте вот так (показ)
Карандашиком на парте
И мелками на асфальте.
Сапогами на снегу,
Коньками он чертил на льду.
На песочке прутиком,
На дощечке гвоздиком.
^ В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)
Д: - брови; губы; уши; нос…
4. Дидактическая игра «Фоторобот» (пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)
^ Цель: обучение последовательному описанию лица человека.
В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?
Д: -Губы и брови
В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.
Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.
5. Итог занятия
Приложение №2
Алгоритм ознакомления с портретом старших дошкольников.
Что вы чувствуете, когда видите этот портрет?
Как вы думаете, какое настроение передано в портрете? Почему вы так решили?
С помощью чего художник смог передать такое настроение?
Сколько человек изображено на портрете?
Кто изображён на портрете?
Что в этом портрете вам кажется самым ярким? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на этот портрет?
Что в портрете главное? Что второстепенное?
Каким вам кажется этот портрет(тёплым или холодным,светлым или тёмным, ярким или бледным)? Для чего художник сделал его таким?
Какие цвета и оттенки чаще использует художник?
Герой изображён в полный рост или нет?
В какой позе изображён герой?
На каком фоне изображён герой?
Какие материалы использованы художником?
Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
Как вы думаете как называется это произведение?
Понравилось ли вам это произведение? Чем?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №15

Открытый городской конкурс социокультурных проектов

духовно- нравственного развития обучающихся муниципальных

образовательных учреждений Волгограда

«Восхождение к себе, к Другому, к миру»

Номинация «Художественно- эстетический проект»

ТЕМА ПРОЕКТА

« Портрет как зеркало души»

Выполнили:

Кадушкина Анастасия Валимовна

Колтакова Римма Арамовна

Искаков Эльдар Рафаильевич

учащиеся 9б класса

Руководитель проекта:

Бабаян Юлия Юрьевна,

учитель английского языка

1 квалификационной категории

Волгоград 2014

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3-6

ГЛАВА 1. Виды изобразительного искусства................................. 7-8

ГЛАВА 2. Жанры живописи............................................................. 8-11

2.1. Портрет как жанр живописи.................................................... 12- 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.

Искусство (от старославянского искоусити) – это художественное творчество в целом.

Существуют следующие виды искусства: изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино .

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство и люди, которые этим занимаются (Приложение 1, 2)

Художник – кто он?

Если рассмотреть слово художник именно как профессию, то здесь подразумевается человек, который зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством. Но творчество художника может не приносить дохода, занятие изобразительным искусством может быть просто хобби.

Первые художники – появились в Испании и Южной Франции в первобытных пещерах приблизительно 30 000 – 10 000 лет до н. э. Они наносили на стены цветные рисунки, не подозревая о появлении позже различных видов искусства. Причины появления художников возникли от потребности передавать информацию о быте, охоте и других социальных сферах жизни человека.

От этих первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и тысячелетий в тесной связи с развитием общества и особенно его духовной культуры, получает все большее и большее распространение и раскрывает свои практически неисчерпаемые творческие возможности.

Актуальность проекта

Наблюдения показывают, что мы часто затрудняемся в изображении человека, поэтому стараемся избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создаем его схематично. Исходя из этого, необходимо научиться рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побудило меня взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

Данная тема построена на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому сначала мне хотелось нарисовать портреты близких мне людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств на создаваемом образе.

Цель проекта :

Обогатить чувственный опыт через эстетическое восприятие портретной живописи, развивать творческие способности.

Задачи:

    Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях.

    Научиться давать эмоционально-личностную оценку произведению.

    Совершенствовать технические навыки изображения человека.

    Научиться понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

    Создать книжку "Портрет как зеркало души".

Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.

Этапы работы над проектом.

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовитель

ный этап

1. Сбор информации, подборка фотографий, посещение

Художественного салона.

2. Совершенствовать технические навыки изображения человека.

1.Читает рассказы и стихи с описанием внешности человека.

2. Оформляет выставку работ.

Формулирова

ние проблемы

2. Осознают и личностно воспринимают проблему

3. Принимают задачи проекта

2. Формулирует проблему.

Проблема: затруднения в изображении человека

Цель: нарисовать портрет мамы или близкого человека.

3. Формулирует задачи:

Узнать что такое портрет

Выбрать изобразительные материалы

Определить последовательность изображения

Систематиза

ция информации о портретной живописи

Диалоговые беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства»

Проводит беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства»

Практическая деятельность

1. Выбирают изобразительные материалы

2. Совместно составляют схему последовательности изображения погрудного портрета

3. Экспериментирование с красками в поисках цвета кожи человека

4. Рисование по с соблюдением выбранной последовательности

1. Предоставляет различные изобразительные материалы

2. Оказывает практическую помощь (по необходимости)

3. Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность

4. Организует работу

Оформление

Оформляют рамки для портретов близких людей.

Помогает в оформлении выставки работ

Презентация

1.Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности (книгу со своими работами)

Принимает участие в защите проекта

ГЛАВА 1 . Виды изобразительного искусства

Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента.

Подлинно прекрасные произведения изобразительного искусства оказывают огромное идейно-эмоцианальное воздействие на зрителя и его специфические особенности своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.

Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами изобразительного искусства являются:

    Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)

    Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

    Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)

    Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

    Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

    Архитектура (зодчество)

    Скульптура (высекание)

    Живопись (писать живо)

Затем появился еще один вид искусства

    Графика (рисунок)

скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

живопись , вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

графика (греч. graphikë, от gráphô - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...

декоративно-прикладное искусство , область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

ГЛАВА 2. Жанры живописи

В процессе становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. Если на картинах пещерных людей можно было увидеть только то, что их окружало, то со временем живопись становилась все более многогранной и приобретала широкий смысл.

Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

В современной живописи существуют следующие жанры:

Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. Древнейший – анималистический (от франц.Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций.

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих “Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москве “Симонов монастырь. Облака и золотые купола”, “Красная площадь”, вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написал в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев основоположник советского индустриального пейзажа.

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Исторический жанр , один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение.

Сказочно-мифологический жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственных жанров.

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим.

Жанры живописи могут сливаться и тесно взаимодействовать друг с другом. Некоторые жанры со временем теряют актуальность, а многие наоборот, продолжают развиваться вместе с жизнью.

2.1 Портрет как жанр живописи

Портрет (франц. portrait , от устаревшего portraire - изображать) - жанр искусства (изобразительного или литературного), целью которого является изображение человека, его внешний облик, а через него и внутренний мир.

В русском языке слову портрет соответствует слово «подобен». Под портретом подразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.

Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, и чаще всего используется как жанр живописи.

Необходимое требование, предъявляемое к каждому портрету – индивидуальное сходство . Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Портрет предполагает не только передачу внешнюю, но и выражение свойств, сути, души человека, а не только его внешности.

Портрет предполагает раскрытие личности – характера, психологии модели, то есть создание образа реального конкретного человека. В данном случае под словом образ мы понимаем художественное изображение, художественное претворение реального человека. Следовательно, портрет – это образ реального конкретного человека .

Существует множество разновидностей портрета. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадный портрет и камерный .

Как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост, а в камерном используется поясное , подгрудное , и оплечное изображения. В парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном чаще на нейтральном.

Главным, стержневым компонентом задуманного портретного образа является лицо . Точнее – выражение лица, а именно глаза. Очень часто сам портретист сочиняет выражение лица героя своего будущего произведения, синтезируя все впечатления, которые возникли у него в процессе изучения оригинала и одухотворяя их своим взглядом на мир.

Портретный образ есть результат взаимодействия портретиста и модели. Зритель, глядя на портрет, знакомится не только с изображенным человеком, но и с самим художником. Одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов будет выглядеть по-разному, понимание своего героя.

Художник может подчеркнуть свою близость с оригиналом или выявить критическое восприятие к нему. Эта «автопортретичность» присутствует в любом художественном образе, в любом портрете изначально. Необходимость и неизбежность творческого «я» портретиста любого задуманного им образа очевидны. Однако не только удачно задуманное лицо обеспечивает успех портретиста. Но и композиция играет в творческом замысле многих портретистов главную роль.

Под композицией портрета мы подразумеваем личности в окружающей среде, так и действенную связь основных его компонентов. Именно в действии – позе, жесте могут быть раскрыты многие существеннейшие оттенки характера и состояния изображаемого человека.

По количеству изображенных на одном холсте человек обычно выделяют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи, обычно это представители одного рода, портреты, сделанные после смерти называются ретроспективными. Иногда при классификации используется сословный принцип («купеческий» портрет).

От портрета, в первую очередь, требуется сходство с тем человеком, который на нем изображен. В одних случаях оно не выходит за пределы внешней похожести, в других раскрывает зрителю характер и внутренний мир портретируемого.

В особую группу выделяют автопортрет – это изображение художником самого себя.

Главная цель портрета - показать индивидуальные особенности данного человека. Один и тот же человек по-разному выглядит в портретах, написанных разными художниками, в зависимости от характера их творчества или от их отношения к портретируемому. Недаром ведь часто утверждают, что каждый портрет – это, прежде всего, портрет художника. Художник, работая над портретом, не только более или менее объективно характеризует того или иного человека, но обычно выражает также свое к нему отношение, стремясь внушить его и зрителю. По большей части не так-то просто бывает усмотреть в портрете отношение художника, ибо выступает оно обыкновенно в скрытой форме, в виде объективных свойств того, чей портрет оказывается перед зрителем. Иногда чувства художника выражены в портрете столь сильно, что они бросаются в глаза, даже вполне совпадая с объективной характеристикой.

Само собой разумеется, что на разных этапах развития искусства портрета ему предъявляли различные требования, и перед портретистами возникали разные задачи. Решение, которых определило особенности портретного жанра тех или иных эпох, школ, направлений.

Итак, специфика портрета заключается в его основных чертах. Именно специфичные свойства портрета отличают его от других жанров живописи. Под портретом подразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера, но в отличие, от графики или рисунка, в живописном портрете характерна лепка мазком, передача цветом, игра тона и контраста. Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, и чаще всего используется как жанр живописи. В этом и заключается специфика портрета как жанра живописи (Приложение 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы научились планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, аргументировать свое мнение, принимать решения, создавать «конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности, представлять созданное перед аудиторией, оценивать себя и других.

Итак, получив знания о жанрах портрета, его видах и особенностях я научилась давать эмоционально- личностную оценку произведению, понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете, понимать истинную красоту, которая, не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.

Целью работы было создание книжки, знакомящей с моими работами (Приложение 3). Она достигнута. Думаю, что у одноклассников и сверстников появится интерес к изобразительному искусству.

Материалы работы могут быть использованы учителями на уроках изобразительного искусства, МХК и во внеклассной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка-Пресс, 1997

2.Бесчастнов М.В. Черно-белая графика. М.: Владос, 2002

3.Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990

4. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание . - М., 1986. - В. 20.

5. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163-172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351.

6. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета . - М., 1928.

7.Ельшевская Г.В. Иллюстрация (сборник статей и публикаций). М.: Советский художник, 1988

8.Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

9.Лещинский А.А. Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003

10.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1987

11.Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973

12.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982

13.Фаворский В.А. Реализм в детском рисунке. В сб.: Искусство детей. Л., 1935

14.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986

Приложение 1

Диалог с художником.

Познакомившись с работами волгоградских художников мы отправились к ним в мастерские, чтобы увидеть как работают мастера своего дела и задать интересующие нас вопросы.

Леонтьев Максим Олегович: « Совпало хобби с профессией, профессия в профессии».

- Во сколько лет вы в первый раз взяли кисть в руки?

Очень рано. С детства у меня была любовь к природе, рано начал рисовать чтобы выразить красоту природы, лет с 6 точно, может раньше.

Сначала интересовался декоративно прикладным искусством. Последние несколько лет я начал заниматься работой пастелью, давно об этом мечтал, планы были далеко идущие, но всему свое время. Я познакомился с данной техникой, еще, когда учился в Пензенском художественном училище. Самое главное в ней то, что она позволяет передать свое состояние, отношение к природе, к различным местам. Даже камыши, казалось бы что в них красивого, с ними связано болото, что-то неинтересное, у меня есть работы – снег и камыши – теплые работы...

- Давно ли Вы занимаетесь педагогической деятельностью?

Можно сказать давно.

Дважды участвовал на выставках, грамоты и дипломы.

- Почему вы продолжаете работать в Волгограде?

Мне здесь очень нравится. Много красивых мест.

Своих учеников – интересными заданиями, я считаю, что если задания скучные, то и скучно учиться, поэтому это мой главный принцип, если ученик ничего не делает, то ему или не интересно, или не понятно, я стараюсь вникать в саму причину. Всегда ребятам помогаю достигнуть конечного результата, а это важно не только в работе, но и в жизни. И задания ставлю по возможности.

- Кем вы мечтали стать в детства?

В детстве, если честно я хотел стать только художником, про преподавателя я даже не думал и многие мои знакомые тоже не думали, что буду преподавателем. Совпало хобби с профессией, профессия в профессии.

- Что вам именно нравиться в Вашей профессии-хобби?

Создавать красивые вещи. Вот я сделал какую-либо вещь и думаю, неужели это я сделал эту красоту, а потом появляется момент критики и думаешь, что можно было бы дополнить или сделать по другому.

- Привлекает ли вас другая техника работы?

Другая, да, я бы мечтал заняться ковкой, но для этого нет возможности, но и не за всем можно успеть.

Для того чтобы учить ребят нужно самому уметь многое, чтобы не просто рассказать, а показать.

Для ребят мои работы пастелью были сюрпризом.

- Какому направлению деятельности уделяете больше внимания резьбе по дереву или рисованию?

Это сложный вопрос, мы все живые и живем мы интересом. Работаю декоративно-прикладным искусством, надоедает, занимаюсь постелью, здесь результат виден сразу. Чередуется одно с другим, предпочтение одинаковое.

Приложение 2

Макшанцев Борис Николаевич : « Работу надо делать, а не любить. Любите, что делаете и делаете, что любите».

- Во сколько лет вы впервые взяли кисть в руки?

Я даже не помню, сколько было лет, рано еще до школы, может в 2 года, а может в 5 лет, точно не могу сказать.

- В какой технике вы работаете?

В справочнике написано художник-график, а техника графическая - она очень обширная, ведь натюрморт акварельный он тоже графикой является.

- Давно ли у Вы занимаетесь педагогической деятельностью?

Со школьной скамьи – у меня на уроках рисования многие перересовывали, а потом я помогал многим, я считаю, что это тоже работа.

- Что вам именно нравится в Вашей профессии?

Художник это не профессия,что-то привлекло, я даже и не задумывался над этим.

- Какие у вас есть достижения в работе?

Если работа участвует в выставке, то это уже достижение. Также большое количество дипломов и грамот.

- Почему вы продолжаете работать в Волгограде?

Привлекают пейзажи Волгограда и Волгоградского района.

- Чем вы заинтересовываете своих учеников?

Сюда приходят дети, которых уже признали художниками, а когда здесь рисуют, возникает соревнование, другим просто нравится рисовать.

- Привлекает ли вас другая техника работы?

Конечно есть, резьба по дереву.

- Кем вы мечтали стать в детстве?

Я особенно не мечтал, когда-то хотел стать летчиком в 3 классе, а в 10 решил стать художником, оно перевесело.

Сколько лет вы уже работает е?

Приложение 3

Книга "Портрет как зеркало души"

Приложение 4

Схема- паутинка портрета

Галина Наумова
Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека»

Постановка проблемы:

Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения.

Цель проекта:

Познакомить с видами портрета, его особенностями.

Передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение. Помочь детям освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

Задачи:

Дети:

Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение;

Закрепить понятие «автопортрет»; продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования гуашевые краски.

Родители:

Создание в семье благоприятной атмосферы, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети должны научаться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта:

педагог дополнительного образования,

дети старшего дошкольного возраста,

родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 недели.

Реализация проекта:

1. Ориентировочно – мотивационный: 1 неделя

Дети:

Цель: Эмоциональный настрой, пробуждение интереса к данному виду деятельности, осознание цели работы.

Родители:

Цель:

Помочь детям в наблюдении за возрастными изменениями лица, рассматривая семейные альбомы с фотографиями бабушек и дедушек в молодости, в зрелом возрасте и в старости.

Педагог:

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

Разработка схем и пособий, определение предполагаемого результата.

2. Оперативно - деятельный (технологический) : 2 недели

С детьми:

На втором этапе проводятся беседы с детьми по репродукциям картин художников по теме портрет, закрепляется понятия одиночный портрет и групповой. Дается понятие: автопортрет, возраст человека.

Игра с детьми «Составь портрет».

Занятия с детьми по изображению лица человека, в том числе с передачей возрастных особенностей.

С родителями:

Организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета человека.

Дети в совместной деятельности с педагогом выбирают материал для изображения портрета (гуашь, пастель, восковые мелки) и цвет фона. Самостоятельно решают, чей портрет они будут изображать (мамы или бабушки).

На этом этапе необходимо повторить правила работы с красками и другими художественными материалами, особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

После этого дети приступают к самостоятельной работе. Те дети, которые справились с работой по изображению одного портрета (например, мамы, могут приступить к изображению второго (бабушки).

3. Заключительный: 1 неделя.

На заключительном этапе осуществляется оформление подарка по желанию детей: изготовление украшений для мамы (бабушки): бусы, шляпки, серьги и т. д., изготовление рамочки для портрета.

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Как и положено в проекте, идею подсказали сами дети. Они стали играть с рамкой от картины: строили рожицы, пугали друг друга, изображали сценки за рамой. Я пришла к мысли, что это можно использовать в работе над темой «Портрет». Но тема оказалось столь обширной, что в рамки ни занятия, ни игры не вписывалась. Только проектная деятельность могла вместить в себя все многообразие жанров, видов и техник исполнения.

Рамка позволила остановить момент и сконцентрировать внимание ребенка на отдельных предметах, явлениях (снег за окном в рамке смотрится как картина, т.е. пейзаж; лежащие на столе фрукты и овощи через рамку превращаются в натюрморт; любимый воспитатель через рамку превращается в портрет).

Современные дети, воспитанные техногенным миром, в какой-то мере обделены вниманием и любовью, и как следствие, у них не сформировано правильное, адекватное отношение к себе. Из-за этого наблюдается плохая адаптация в коллективе, отсутствие правильной самооценки. Страх неодобрения блокирует продуктивную деятельность (именно созидание, т.е. перевод переживаний, ощущений в продукт), дети лучше вообще ничего не будут делать. Что они делают? Пассивно смотрят фильмы, бездумно играют в компьютерные игры, или шумно выплескивают эмоции и чувства в движении. Разнообразная деятельность в ходе проекта позволяет им реализовать себя, по-новому взглянуть на себя, увидеть себя с разных сторон, объяснить, почему я делаю именно так, а не иначе. В процессе деятельности в рамках данного проекта один мальчик восторженно заявил: «Вот теперь я знаю, чем занять себя дома».

Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта внимание детей будет привлечено к их внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; будут созданы оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, физрук, родители.

Цель : изучение себя через портрет.

Задачи :

  • расширить и углубить знания детей о портрете, познакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.);
  • знакомить детей с разными техниками выполнения портрета;
  • учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник;
  • обогатить чувственный багаж детей;
  • стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
  • научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику;
  • учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения;
  • учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение;
  • развивать речь через описание созданных работ.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный:

  • обозначение проблемы.выбор темы;
  • определение цели и задач проекта;
  • обсуждение с участниками;
  • составление плана работы над проектом;
  • сбор материалов.

Второй этап - практический:

  • проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта;
  • оформление и подбор нелбходимых материалов для исследований.

Третий этап - завершающий:

  • итоговое НОД "В мастерской художника";
  • проведение выставок;
  • планирование новых проектов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • расширение знаний детей о себе;
  • развитие речи;
  • умение детей классифицировать портрет по видам (живописный, графический, фотопортрет и т. д.).
  • развитие навыков изобразительной деятельности.

Итоги проекта:

1. Детинаучились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляли инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментировали с различными материалами, создавая образы.

2. Был сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства и различным его жанрам, сформировался стойкий познавательный интерес к своему внутреннему миру и красоте окружающей природы.

3. Развились творческие способности, в частности ручная умелость, были приобретены новые умения в различных техниках (пластилиновая графика, акватипия, фотографирование и др.).

4. Приобретены знания о различных портретах и техниках их исполнения.

5. Научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи эпитеты, сравнения, метафоры.

6. Сформированы навыки рационального дыхания, координации движения, осмысленной моторики.

Структура сценария педагогического проекта:
Автор проекта: Кипко Татьяна Владимировна, преподаватель художественных дисциплин.

Место работы:

Место реализации проекта: ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Тема проекта: "Портреты нашего времени"

Предметное направление: История искусств, станковая живопись

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, практико-ориентированный

Доминирующие методы в проекте : исследовательский, творческий.

Участники проекта: педагог по истории искусств, педагог по станковой живописи, студенты 15-17 лет, ямальские художники-портретисты, родители.

Сроки реализации: проект краткосрочный – три недели.

Предварительная работа: беседы со студентами о видах и жанрах искусства; изучение истории искусств по рабочей программе учебной дисциплины третьего поколения на основе ФГОС, начиная с первого года обучения на художественном факультете; рассматривание иллюстраций, открыток; просмотр видео фильмов о западно - европейском искусстве и отечественном искусстве; посещение виртуальных выставочных залов музея с картинами художников; знакомство с творчеством ведущих художников Ямала в выставочных залах «Арт-центра» и «Музейно-выставочного комплекса им. Шемановского» г. Салехарда; последовательное выполнение программных заданий учебной дисциплины «живописи» и учебной дисциплины «рисунок» в течение первого, второго, третьего и четвертого семестра.

Форма коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

Ресурсы:


  • Временн ы е: Для реализации проекта необходимо 6 лекционных часов по истории искусств(6 часов в неделю), 24 часа на выполнение «этюда головы натурщика в сложном повороте»(12 часов в неделю)

  • Информационные: проект направлен на сбор информации о конкретном объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Для реализации проекта педагоги подготовили сообщения, доклады, мультимедиа интерактивные презентации.

  • Интеллектуальные (экспертные): За подготовкой и реализацией проекта следят методисты колледжа.

  • Человеческие (кадровые): преподаватель истории искусств, преподаватель станковой живописи; два ямальских художника-портретиста.

  • Организационные («административный» ресурс): реализация проекта должна быть согласованна с педагогическим советом кафедры художественных дисциплин, с заведующей кафедры живописи; план проекта должен быть внесен в примерную рабочую учебную программу дисциплины «история искусств» и в примерную рабочую учебную программу дисциплины «живопись», по специальности среднего профессионального образования 071001 «Живопись (по видам)»

  • Материально-технические, финансовые: учебный кабинет «истории искусств», оснащенный видео и мультимедиа аппаратурой, художественная мастерская, оснащенная профессиональными мольбертами.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Живопись».

  • Оборудование учебного кабинета (художественная мастерская): посадочные места, мольберты по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; тумбы постановочные; комплект учебно-наглядных пособий; классная доска; демонстрационные стенды.

  • Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; телевизор и DVD, видео и DVD фильмы; музыкальный центр, проектор.

Целевая аудитория : 20 студентов второго курса среднего профессионального образования, художественной специальности и их родители. Предполагаемое количество участников: 44 человека

Продукт студенческой деятельности: выполненный на холсте масляной краской этюд головы натурщика (одного из родителей каждого студента) в сложном повороте и демонстрация студенческих картин на выставке «Портреты нашего времени»

Актуальность исследования.

Гармония в природе вызывает в человеке положительные эмоции. Испытывая духовное наслаждение, мы наполняемся энергией, дающей нам силы осуществлять задуманное.

Живопись является образом, пропущенным через призму души художника и запечатленным на холсте. Картины способны вдохновлять, успокаивать и радовать.

Живопись учит смотреть и видеть

Искусство пробуждает у студентов среднего профессионального образования эмоционально-творческое начало. С помощью живописи студенты учатся понимать гармонию природы. Изучение живописи формирует у ребят ценностные ориентиры. Позволяет научиться понимать, что изображено на картине и с какой целью. Высказывать свое собственное мнение. Умение анализировать произведение изобразительного искусства.

Научиться уважительно относиться к себе и окружающим людям, ценить жизнь, прочувствовать важность своего существования помогает уникальный жанр живописи – портрет.

В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


У фотографов тоже есть свои средства, но они "фиксируют", а не "создают".

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающего мира, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души.

На сегодняшний момент люди все больше испытывают нетерпение друг к другу. В обществе растет напряжение, которое стремительно продвигает нас к массовым конфликтам. Незаметно подкрадывается третья мировая война. Поскольку студенты ежедневно наблюдают поведение людей в обществе, часто встречают на своем пути недоброжелателей. Из всех СМИ на неокрепшую психику ребенка обрушиваются сведения о массовых беспорядках и убийствах в разных странах, о террористических актах, направленных на истребление человечества, считаю, существует острая необходимость обратить внимание подростков на ценность каждой человеческой жизни. Следует познакомить и приобщить подрастающее поколение к красоте лирического портрета человека. Этот процесс возможен при ознакомлении студентов с портретной живописью художников Ямало-Ненецкого автономного округа и с творчеством художников вошедших в историю отечественного искусства.

Для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки. Нужно еще и духовно-нравственное здоровье.

в жизни человека и социума значительную опасность представляет вся совокупность факторов – от геологических до социальных.
Первая группа – геофакторы. Она включает всю совокупность геологических причин, начиная со стихийных катастроф и заканчивая нехваткой или избытком воды, тепла, энергии.
Вторая группа – биофакторы, начиная с отсутствия хлеба насущного и заканчивая эпидемиями. Основные группы опасностей, скрывающиеся здесь: голод, истощение почв, эпидемии. Наконец, третья группа – социофакторы. Они включают: экономические факторы, начиная с несправедливой экономики и неправильно организованного труда; войны, в результате войн исчезали целые народы;
духовно-нравственные факторы, смена или отсутствие духовно-нравственных ценностей.
И если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно-нравственная деградация. Духовная смерть наступает только при стечении определенных социальных обстоятельств. Поэтому Древний Рим погиб, а Древний Китай нет.
Совокупность духовно-нравственных факторов является причиной абсолютной гибели человека и социума: если человек или общество поражены духовно-нравственным кризисом и не могут преодолеть его, то они гибнут, так как не могут воспроизвести себя.

Абсолютный характер носит духовная смерть в человеке и социуме в случае их духовно-нравственной деградации. При этом духовное умерщвление запускает и механизмы физического уничтожения человека и человечества.


Поэтому для благополучной жизни человеку и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и о духовно-нравственном здоровье.
Человек и общество должны быть настроены на их постоянное развитие.
Человек и социум должны целенаправленно формироваться и духовно, и нравственно.
А это предполагает соответствующее духовно-нравственное воспитание. Поэтому оно должно осуществляться столь же системно и целостно, как и другие виды воспитания. Чтобы человек трудился, его надо научить трудиться, дать трудовое воспитание. Телесное развитие человека невозможно без физического воспитания, художественное – без эстетического.
Таким образом, для успешного развития человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание и, значит, в системе российского образования должна быть создана целостная сфера духовно-нравственного воспитания.

В следствие всех выше перечисленных доводов и фактов, считаю, своевременной и актуальной работу над педагогическим проектом на тему: «Портреты нашего времени», соединяющую в себе воспитательную, познавательную, и художественно-творческую направленность. Через взаимодействие и объединение различных областей знаний происходит формирование целостного видения проблемы.

Готовность прочувствовать «родственность человеческих душ», выражать трепетное отношение к людям своей страны и населению планеты – это те глубокие нравственные и эстетические чувства, которые необходимо пробудить в каждом студенте.

Объект исследования: процесс развития художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Предмет исследования: развитие художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Педагогическая цель : Сформировать у студентов художественную культуру и развивать художественные способности, приобщать студентов к культуре своего края, пробудить в студентах их собственное творчество через освоение художественного опыта деятелей искусства реализуя поисково-творческий, информационный, практико-ориентированный проект «Портреты нашего времени».

Задачи:


  • формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности средствами искусства;

  • привить студентам чувство патриотизма, любви к родине и понимание ценности каждой человеческой жизни;

  • познакомить студентов с творчеством художников – портретистов;

  • развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения студентов в совместной деятельности;

  • совершенствовать творческие умения студентов через показ - выставку продуктов студенческой поисковой и продуктивной деятельности;

  • знать методы ведения живописных работ;

  • художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

  • в результате освоения проекта обучающийся должен уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академической живописи;

  • новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с
родителями.

Гипотеза исследования: процесс развития нравственно-эстетических чувств и художественных способностей студентов будет эффективным, если участие студентов, родителей, педагогов и ямальских художников - портретистов в проекте «Портрет нашего времени» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социально - культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга социально - культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Ожидаемый результат и социальный эффект: результаты-продукты, новые, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта: методическая разработка карт уроков, творческая интерактивная презентация творчества художника И.Н. Крамского, выставка портретов родителей, выполненных студентами для выставки «Портреты нашего времени». Результаты-эффекты, социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта «Портрет нашего времени», всеми участниками процесса. Этот проект будет способствовать развитию неравнодушного отношения к людям родной земли; умения работать в коллективе, познавательной активности, сформирует у студентов навыки продуктивной и исследовательской деятельности, самостоятельности, творчества. Результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Высокая степень достижения поставленных целей и задач соответствует количественной и качественной оценке результатов. Успешно реализованный проект гарантирует хорошее обучение студентов средне профессионального образования в колледже. Степень освоения программы проекта включает следующие уровни: ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Перспективы дальнейшего развития проекта: Возможно применение проекта в детских художественных школах, программа проекта может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной курсовой подготовке незанятого населения.

Дидактический смысл проектной деятельности: использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление и выставки конечных результатов(портретов), подведение итогов, выводы.

Принципы реализации проекта:


  • педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

  • обязательность в выполнении всех заданий в определенные программой проекта сроки;

  • взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;

  • свобода в выражении мыслей, идей.
План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием ответственных за каждое мероприятие).

  1. Тема: « Русское искусство середины и второй половины XIX века; Русское искусство последней трети XIX века »
Тема рассчитана на 4 часа.

Вид занятий : лекция.


  1. Тема: « Задачи портретной живописи. Знакомство с творчеством ямальских художников портретистов »
Тема рассчитана на 2 часа.

Вид занятий: лекция.

Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств


  1. Тема: « Этюд головы натурщика в сложном повороте »
Тема рассчитана на 24 часа.

Вид занятий: рисование с натуры.

Ответственный за мероприятие: преподаватель живописи


  1. Открытие выставки студенческих картин «Портреты нашего времени»
Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств, преподаватель живописи.
Конспекты образовательных ситуаций:

Приложение 1. Технологическая карта урока; 1.1 Презентация к уроку; 1.2 Презентация к уроку

Приложение 2. Технологическая карта урока; 2.1 Презентация к уроку

Приложение 3. Технологическая карта урока; 3.1 Презентация к уроку

Распределение деятельности участников проекта «Портреты нашего времени»


Этапы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя истории искусств

Деятельность преподавателя живописи

Деятельность

родителей



Место и способ проведения

  1. Выявление проблемы

Вживаются в

ситуацию.

Осознают и личностно

принимают

проблему.

Предлагают варианты

решения.


Формулирует

проблему.

Побуждает студентов к решению

проблемы.

Предлагает варианты

решения.


В кабинете под руководством

Преподавателя истории искусств.



  1. Планирование работы над проектом

Определяют направления деятельности по разрешению проблемы. Намечают этапы осуществления проекта

Подводит итог обсуждению. Помогает спланировать

деятельность, ее конечный продукт.



В кабинете под руководством преподавателя истории искусств, дома с родителями.

  1. Практическая деятельность по решению
проблемы

Находят и систематизируют информацию. Изучают натуру (лица своих родителей) и выполняют этюды головы на тему: «Портреты нашего времени»

Организует знакомство студентов с портретной живописью знаменитых русских художников XIX века; организует знакомство студентов с творчеством ямальских художников-портретистов

Организует занятия по живописи, курирует выполнение портретов родителей

Активно помогают своим детям в написании портрета. Один из родителей позирует своему ребенку для портрета на выставку «Портреты нашего времени»

На уроках – лекциях в кабинете истории искусств под руководством преподавателя истории искусств

На практических занятиях по станковой живописи в мастерской

руководством

преподавателя живописи, совместно с родителями.


  1. Презентация результатов деятельности
Студентов

Выставка «Портреты нашего времени»



Оформляют портреты родителей Готовятся к представлению продуктов деятельности и презентуют их.

Помогает в организации презентации результатов проекта на тему: «Портреты нашего времени»

Организует презентацию – выставку студенческих работ на тему: «Портреты нашего времени»

Поддерживают детей, отмечают значимость решения данной проблемы через презентацию продуктов их деятельности.

В выставочном зале Ямальского многопрофильного колледжа под руководством

Преподавателя живописи.


Литература:


  1. Андроникова М. Об искусстве портрета. - 1975.

  2. Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - 1980.

  3. Андроникова М. Портрет и портретное сходство // Художник. - 1974. - № 10.

  4. Аникушин М. О портретном творчестве // Художник. - 1973. - № 3.

  5. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. - М., 1986. - В. 20.

  6. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163-172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351.

  7. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. - М., 1928.

  8. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизма в искусстве) // Оригинал о портретистах / Сост., подготовка текста и коммент. Т. С. Джуровой, А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.: Совпадение, 2005. - 399 с. - ISBN 5-86402-146-6

  9. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. - М., 1969.

  10. Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета.

  11. Зингер Л. С. Путь к портрету-типу // Художник. - 1980. - В. 9.

  12. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. - М., 1928.

  13. Кисунько В. Портрет - пластический образ времени // Художник. - 1977. - № 2.

  14. Китайские трактаты о портрете. - Л., 1971.

  15. А. Лактионов. Техника портрета http://artpage.ru/advice/tehnika_portreta .

  16. Проблемы портрета. - М., 1974. - (Материалы научной конференции, 1972).

  17. Романычев А. Возможности портрета // Художник. - 1973. - В. 6.

  18. Сидоров А. А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа). - Искусство, 3. М., 1927, кн. 2-3, с. 5-15.

  19. Стасевич В. Н. Искусство портрета. - М., 1972.

  20. Тухенгольд Я. А. «О портрете», 1912 // Аполлон, 1912. № 8, с.33-52; В кн. «Проблемы и характеристики», Пг., 1915).

  21. Фриче В. Социология искусства, глава «Портретный жанр». М.-Л., 1926, с. 144-150
Ссылки:

  1. http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/

  2. http://www.artvek.ru/kramskoy.html

  3. http://www.artsait.ru/art/k/kramskoy/main.htm

  4. http://www.kramskoy.info/content/view/401/26/