Образ т лариной. Черты характера татьяны

Меню статьи:

Образ Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является одним из тех, которые вызывают чувство восхищения и жалости одновременно. Ее жизненный путь еще раз заставляет задуматься о том, что счастье человека зависит не только от добропорядочности его поступков и искренности намерений, но и от поступков других людей.

Семья Лариных

Татьяна Ларина является аристократкой по происхождению. Ее семье проживает в сельской глубинке редко покидая ее пределы, поэтому все общение девушки основано на общении с ближайшими родственниками, няней, которая фактически приравнена к членам семьи и соседями.

На момент повествования семья Татьяны неполная – ее отец умер, и его обязанности по вопросам ведения поместья переняла мать.

Но в былые времена все было иначе – семья Лариных состояла из Дмитрия Ларина, бригадира по своей должности, его жены Полины (Прасковьи) и двух детей – девочек, старшей Татьяны и младшей Ольги.

Полина, в замужестве Ларина (ее девичья фамилия Пушкиным не упоминается), была насильно выдана замуж за Дмитрия Ларина. Долгое время из отношения тяготили молодую девушку, но, благодаря спокойному нраву мужа и хорошему отношению к своей персоне, Полина смогла разглядеть в совеем муже хорошего и порядочного человека, привязаться к нему и даже, в последствии, влюбиться. Пушкин не вдается в подробности описания их семейной жизни, но вполне вероятно, что нежное отношение друг к другу у супругов продолжалось до старости. Будучи уже в солидном возрасте (точную дату автор не называет) Дмитрий Ларин умирает, и функции главы семейства перебирает на себя Полина Ларина – его жена.

Внешность Татьяны Лариной

О детских годах и внешности Татьяны в то время ничего не известно. Перед читателем в романе предстает уже взрослая девушка на выданье. Татьяна Ларина не отличалась традиционной красотой – она мало чем походила на девушек, пленяющих сердца молодых аристократов на званых обедах или балах: у Татьяны темные волосы и бледная кожа, лицо ее лишено румянца, оно кажется каким-то абсолютно бесцветным. Фигура ее также не отличается изощренностью форм – она слишком худа. Мрачный облик дополняет полный грусти и тоски взгляд. На фоне своей белокурой и румяной сестры Татьяна выглядит крайне непривлекательно, но все же ее нельзя назвать некрасивой. У нее особая красота, отличная от общепринятых канонов.

Любимые занятия Татьяны

На необычной внешности необычность Татьяны Лариной не заканчивается. У Лариной были также нестандартные способы для проведения досуга. В то время как основная масса девушек на досуге предавалась рукоделию, Татьяна же, наоборот, старалась избежать рукоделия и всего, что было с ним связанно – ей не нравилось вышивать, за работой девушка скучала. Татьяна любила проводить свободное время в компании книг или же в компании своей няни – Филипьевны, что по своему содержанию было практически равносильными действиями. Ее няня, несмотря на то, что по происхождению была крестьянкой, считалась членом семьи и жила вмести с Лариными и уже после того, как девочки выросли и ее услуги в качестве няни уже были не востребованы. Женщина знала много разных мистических историй и с удовольствием пересказывала их любопытной Татьяне.

Кроме того, Ларина часто любила проводить время за книгами – в основном это произведения таких авторов как Ричардсона, Руссо, Софи Мари Коттен, Юлии Крюденер, мадам де Сталь и Гете. В большинстве случаев, девушка отдавала предпочтение книгам романтического содержания, а не философским работам, хотя они и содержалась в литературном наследии автора, как, например, в случае с Руссо или Гете. Татьяне нравилось фантазировать – в своих мечтах она переносилась на страницы прочитанного романа и действовала в своих грезах в облике одной из героинь (как правило, главной). Однако ни один из любовных романов не был любимой книгой Татьяны.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с который написал Александр Сергеевич Пушкин.

Девушка была готова просыпаться и засыпать только с сонником Мартына Задеки. Ларина была очень суеверной девушкой, она интересовалась всем необычным и мистическим, придавала важное значение снам и считала, что сны не снятся просто так, а содержат в себе некоторый посыл, значение которого ей помогал расшифровать сонник.

Кроме того, девушка могла проводить часами, глядя в окно. Сложно сказать в этот момент она наблюдала за происходящим за окном или предавалась грезам.

Татьяна и Ольга

Сестры Ларины значительно отличались друг от друга, и это касалось не только внешнего. Как мы узнаем из романа, Ольга была легкомысленной девушкой, ей нравилось быть в центре внимания, она с удовольствием кокетничает с молодыми людьми, хотя у нее есть уже жених. Ольга – веселая хохотушка, обладающая классической красотой, по канонам высшего общества. Несмотря на такую значительную разницу, между девушками не происходит вражды или зависти. Между сестрами прочно воцарилась привязанность и дружба. Девушки с удовольствиям проводят время вместе, на Святки гадают. Татьяна не осуждает поведение младшей сестры, но и не поощряет его. Вполне вероятно, что она действует по принципу: я действую так, как считаю нужным, а моя сестра так, как хочется ей. Это не значит, что кто-то из нас прав, а кто-то ошибается – мы с ней разные и по-разному поступаем – ничего страшного в этом нет.

Характеристика личности

На первый взгляд кажется, что Татьяна Ларина – это Чайльд Гарольд в женском облике, она так же уныла и грустна, но на самом деле между ней и героем поэмы Байрона есть существенная разница – Чайльд Гарольд неудовлетворен обустройством мира и общества, он испытывает скуку потому, что не может найти себе занятие, которое бы его заинтересовало. Татьяна же скучает, потому, что ее реальность отличается от действительности ее любимых романов. Ей хочется пережить что-то такое, что пережили литературные герои, но повода для таких событий не предвидеться.

В обществе Татьяна в основном была молчалива и уныла. Она не была похожа на большинство молодых людей, которые с удовольствием общались друг с другом, кокетничали.

Татьяна – мечтательная натура, она готова часами проводить время в мире грез и мечтаний.

Татьяна Ларина начиталась женских романов и их них взяла себе на вооружение основные черты характера и элементы поведения главных героинь, поэтому она полна романных «совершенств».

Девушка обладает спокойным нравом, она пытается сдержать свои истинные чувства и эмоции, заменив их равнодушным приличием, со временем Татьяна научилась это делать мастерски.


Девушка редко предается самообразованию – свое свободное время она проводит в развлечениях или же просто коротает часы, бесцельно проводя время. Девушка, подобно всем аристократам того времени хорошо знает иностранные языки и сосем не знает русского языка. Такое положение вещей ее не тяготит, ведь в кругах аристократии это было обычным делом.

Татьяна долгое время жила уединенно, ее круг общения был ограничен родными и соседями, поэтому она слишком наивна и излишне открыта девушка, ей кажется, что весь мир должен быть таким, поэтому столкнувшись с Онегиным, она понимает, как глубоко заблуждалась.

Татьяна и Онегин

В скором времени у Татьяны появляется возможность осуществить свою мечту – перенести один из своих женских романов из плоскости мира грез в реальность – у них появляется новый сосед – Евгений Онегин. Не удивительно, что Онегин, обладающий естественным шармом и обаянием, не мог не привлечь внимание Татьяны. Вскоре Ларина влюбляется в молодого соседа. Ее переполняют неведомые дотоле чувства любви, отличной от той, которую она чувствовала по отношению к своим родным и близким. Под давлением эмоций, молодая девушка решается на не мыслимый поступок – признаться Онегину в своих чувствах. В этом эпизоде кажется, что любовь девушки придуманная и вызванная уединенным образом жизни и влиянием любовных романов. Онегин был настолько не похож на всех людей, окружающих Татьяну, что, кажется, неудивительным, то, что он стал героем ее романа. Татьяна обращается за помощью к своих книгам – она не может доверить тайну о ее влюбленности кому-либо и решается решить возникшую ситуацию самостоятельно. Влияние любовных романов на развитие их отношений ярко заметно в письме, об этом говорит и сам тот факт, что Татьяна решилась на написание этого письма в целом.

На тот момент такое поведение со стороны девушки было неприличным и при обнародовании ее поступка, могло бы стать губительным для ее дальнейшей жизни. Чего не скажешь про представительниц прекрасного пола в это же время проживающих в Европе – для них это было обыденным явлением и не подразумевало под собой что-то постыдное. Так как романы, читаемые обычно Татьяной принадлежали перу европейских мастеров слова, то мысль о возможности написать письмо первой была допустимой и только усилилась под равнодушием Онегина и сильных переживаний.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристика которых кратко изложена в таблице.

В своем письме Татьяна определяет только два пути развития их отношений с Онегиным. Оба пути по своей сути являются кардинальными и ярко противопоставляются друг другу, ведь они содержат только полюсные проявления, избегая промежуточных. В ее видении Онегин должен был либо обеспечить ей семейную идиллию, либо выступить в роли искусителя.


Других вариантов для Татьяны не существует. Однако же прагматичный и, к тому же, не влюбленный в Татьяну Онегин опускает девушку с небес на землю. В жизни Татьяны это стало первым серьезным уроком, повлиявшим на ее дальнейшее формирование личности и характера.

Евгений не рассказывает о письме Татьяны, он понимает всю его губительную силу и не намерен привносить еще большее горе в жизнь девушки. На тот момент Татьяна не руководствовалась здравым смыслом – ее накрыло волной эмоций, с которыми девушка не смогла, по своей неопытности и наивности, справиться. Несмотря на разочарование и неприглядную действительность, которую ей открыл Онегин, чувства Татьяны не иссякли.

Святочный сон и его символичность

Зима у Татьяны была любимым временем года. Возможно потому, что как раз в это время припадала Святочная неделя, в которую девушки гадали. Естественно, что суеверная любящая мистику Татьяна не упускает возможности узнать свое будущее. Одним из важных элементом в жизни девушки становится Святочный сон, который по преданию был вещим.

Во сне Татьяна видит то, что больше всего ее волнует – Онегина. Однако сон не сулит ей счастья. Вначале сон не предвещает ничего плохого – Татьяна идет по заснеженной поляне. На ее пути встречается ручей, который девушке необходимо преодолеть.

Неожиданный помощник – медведь – помогает ей справиться в этим препятствием, однако девушка не испытывает ни радости, ни благодарности – ее переполняет страх, который усиливается, так как зверь продолжает следовать за девушкой. Попытка сбежать тоже ни к чему не приводит – Татьяна падает в снег, и медведь настигает ее. Несмотря на предчувствие Татьяны, ничего страшного не происходит – медведь берет ее на руки и несет дальше. Вскоре они оказываются перед шалашом – здесь страшный зверь покидает Татьяну, говоря ей, что здесь девушка может согреться – в этот шалаше живет его родственник. Ларина входит в сени, но зайти в комнаты не спешит – за дверью слышен шум веселья и застолья.

Любопытная девушка старается подсмотреть – хозяином шалаша оказывается Онегин. Пораженная девушка застывает, а Евгений замечает ее – он открывает дверь и все гости видят ее.

Стоит отметить, что гости его пиршества не похожи на обычных людей – это какие-то уродцы и чудовища. Однако не это больше всего пугает девушку – смех, по отношению к своей персоне ее беспокоит больше. Однако Онегин пресекает его и усаживает девушку за стол, прогнав всех гостей. Спустя некоторое время в шалаше появляются Ленский с Ольгой, чем вызывают недовольство у Онегина. Евгений убивает Ленского. На этом сон Татьяны обрывается.

Сон Татьяны по своей сути является аллюзией на несколько произведений. В первую очередь на сказку самого А.С. Пушкина «Жених», которая является развернутым «сном Татьяны». Также сон Татьяны – это отсылка к произведению Жуковского «Светлана». Татьяна Пушкина и Светлана Жуковского содержат в себе родственные черты, однако их сны существенно отличаются. В случае Жуковского – это всего лишь иллюзия, в случае Пушкина – предсказание будущего. Сон Татьяны действительно оказывается вещим, в скором времени она действительно оказывается на шатком мостике и ей помогает его преодолеть некий человек, по своему виду похожий на медведя, к тому же родственник Онегина. И ее возлюбленный оказывается не тем идеальным человеком, которого изобразила в своих мечтах Татьяна, а сущим демоном. Он же в реальности становиться убийцей Ленского, застрелив его на дуэли.

Жизнь после отъезда Онегина

Дуэль Онегина и Ленского по своей сути произошла из-за самых что ни на есть ничтожных вещей – на праздновании Дня рождения Татьяны Онегин слишком любезничал с Ольгой, чем вызвал приступ ревности у Ленского, причиной чего стала дуэль, которая не завершилась благополучно – Ленский погиб на месте. Это событие наложило печальный отпечаток на жизнь всех персонажей романа – Ольга лишилась жениха (их свадьба должна была состояться за две недели после именин Татьяны), правда, девушка не слишком переживала из-за смерти Ленского и вскоре вышла замуж за другого человека. Хандра и депрессия Онегина значительно усилилась, он осознавал всю тяжесть и последствия своего поступка, пребывание в своем поместье для него уже было невыносимым и поэтому он отправляется в путешествие. Однако наибольшее влияние смерть Ленского произвела на Татьяну. Несмотря на то, что с Ленским ее не связывало ничего, кроме товарищеских отношений, а ее позиция и взгляды были лишь частично схожи, Татьяна тяжело пережила смерть Владимира, которая по своей сути стала вторым значимым уроком в ее жизни.

Обнаруживается еще одна непривлекательная сторона личности Онегина, но разочарования не происходит, чувства Лариной по отношению к Онегину все еще сильны.

После отъезда Евгения грусть девушки значительно усиливается, она больше обычного ищет уединения. Время от времени Татьяна приходит в пустой дом Онегина и с разрешения слуг читает в библиотеке книги. Книги Онегина не похожи на ее любимые – основу библиотеки Онегина составляет Байрон. Прочитав эти книги, девушка начинает лучше понимать особенности характера Евгения, ведь он по своей сути схож с главными героями Байрона.

Замужество Татьяны

Жизнь Татьяны не могла дальше протекать все в том же русле. Перемены в ее жизни были предсказуемы – она была взрослой, и ее необходимо было уже выдавать замуж, ибо в противном случае у Татьяны были все шансы остаться в старых девах.

Так как в окрестностях подходящих кандидатов не предвидится, то у Татьяны остается только один шанс – отправиться в Москву на ярмарку невест. Вместе со своей матерью Татьяна приезжает в город.

Останавливаются они у тетки Алины. Родственница уже четвертый год болеет чахоткой, но болезнь не помешала ей радушно встретить приезжих родственников. Сама же Татьяна вряд ли воспринимает с радостью такое событие в ее жизни, но, взирая на необходимость брака, мирится со своей судьбой. Мать ее не видит ничего плохого в том, что ее дочь не будет выдана замуж по любви, ведь в свое время ее с ней поступили также, и это не стало трагедией в ее жизни, а спустя некоторое время даже позволило ей стать счастливой матерью и женой.

Поездка для Татьяны не оказывалась бесполезной: она понравилась некому генералу (его имя в тексте не упоминается). Вскоре состоялась и свадьба. О личности мужа Татьяны мало что известно: он принимал участие в военных событиях и по своей сути является военным генералом. Такое положение вещей внесло свою лепту в вопрос о его возрасте – с одной стороны получение такого звания потребовало значительного времени, поэтому генерал уже мог быть в приличном возрасте. С другой стороны, личное участие в военных действиях давало возможность ему продвинуться по карьерной лестнице гораздо быстрее.

Татьяна не любит своего мужа, однако не протестует против брака. О ее семейной жизни ничего неизвестно, к тому же это положение усугубляется сдержанностью Татьяны – девушка научилась сдерживать свои эмоции и чувства, она не стала жеманной аристократкой, но и с уверенностью отошла от образа наивной деревенской девушки.

Встреча с Евгением Онегиным

В конце концов, судьба сыграла с девушкой злую шутку – она опять встречается со своей первой любовью – Евгением Онегиным. Молодой человек вернулся из путешествия и решил нанести визит своему родственнику, некому генералу N. У него в доме он и встречает Ларину, она оказывается женой генерала.

Онегин был поражен встречей с Татьяной и ее переменами – она уже не была похожа на ту девушку, переполненную юношеским максимализмом. Татьяна стала мудрой и уравновешенной. Онегин осознает, что все это время он любил Ларину. На этот раз он поменялся с Татьяной ролью, но теперь ситуация усложняется замужеством девушки. Онегин оказывается перед выбором: подавить свои чувства или обнародовать их. Вскоре молодой человек решается объясниться с девушкой в надежде, что она еще не утратила к нему чувства. Он пишет Татьяне письмо, но, несмотря на все ожидания Онегина, ответа нет. Евгением овладело еще большее волнение – неизвестность и равнодушие только сильнее раззадоривали его и разволновали. В конце концов, Евгений решается приехать к женщине и объясниться. Он застает Татьяну одну – она была так похожа на ту девушку, с которой он познакомился два года назад в деревне. Растроганная Татьяна признается, что все еще любит Евгения, но быть вместе с ним она теперь не может – она связана узами брака, а быть бесчестной женой против ее принципов.

Таким образом, Татьяна Ларина обладает самыми привлекательными чертами характерами. В ней воплотились лучшие черты. Во времена юности Татьяна, как и все молодые люди не наделена мудростью и сдержанностью. В виду своей неопытности она совершает некоторые промахи в поведении, но делает это не потому, что плохо воспитана или развратна, а потому, что еще не научилась руководствоваться умом и эмоциями. Она слишком импульсивна, хотя в целом благочестивая и благородная девушка.

Примерные темы и планы

I . Татьяна — русская душою

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

— общение с народом, любовь к няне;

— русская природа;

— патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

— незаурядный ум;

— нравственная чистота;

— глубина чувств;

— верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин — «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин — «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

— уровень знаний;

— неумение трудиться;

— утонченные манеры;

— лицемерие;

— времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

— чтение книг;

— попытки писать;

— путешествия;

— преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

— резкий охлажденный ум;

— эгоизм;

— правдивость;

— знание и понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

— к Татьяне;

— к Ленскому;

— к поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция — центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823—1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин — меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя — «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы — сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы — элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов — или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин — лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» — вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества — отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них — тема «лишнего человека».

«Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений:

— расширение пространственных и временных границ повествования;

— создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?

В романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" герои читают большое количество книг. Но какое влияние оказывает книга на характер и мировоззрение героев? Какую роль она играет в динамике сюжета романа?

Ленский, Татьяна и Онегин - разные люди и потому читают различные книги. Следовательно, по вкусам в литературе можно судить и о самом герое. Книги способствуют передаче его внутреннего мира.

Евгению Онегину не нравилась поэзия, но зато его привлекали вопросы экономики.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом…

Евгения не заботили и не волновали чувства, им в его жизни отводилось далеко не первое место. В любовь он не верил, а считал возможной только “науку страсти нежной, которую воспел Назон”, - самообман и обман другого человека, который поверит в это чувство.

Во второй главе читатель знакомится с Ленским - молодым поэтом, вернувшемся из Германии с идеализированными представлениями о жизни, ценностях и нравах. Ленский являлся поклонником Канта, немецкого философа, и так же верил, что в жизни всё честно и прекрасно. Эта вера и погубила его. Ленский не был готов ни к кокетству Ольги, ни к колкой полушутке-полумести Онегина. Книги научили Ленского воспринимать мир как нечто возвышенное, здесь не место пороку; а жизнь оказалась гораздо сложнее. И вот, наконец, читатель встречает Татьяну. Перед этим автор немного рассказывает об Ольге, ее описание служит вступлением к описанию Татьяны.

…Но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет…

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим…

Свой роман А.С. Пушкин назвал "Евгений Онегин". Но на протяжении всего романа автор проявляет симпатию к Татьяне Лариной, особо подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее "милым идеалом". Мимо Татьяны невозможно пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

"Неужто ты влюблен в меньшую?"

А что? - "Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

На формирование характера Татьяны повлияли такие факторы, как:

Общение с природой;

Уклад жизни в имении Лариных;

Влияние няни;

Чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы "ей заменяли все". Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Кларисса - героиня романа Ричардсона "Кларисса Гарлоу" (1749); Юлия - героиня романа Руссо "Новая Элоиза" (1761); Дельфина - героиня романа мадам де Сталь "Дельфина" (1802).

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет "опасными"?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

Всю окружающую действительность, весь мир Татьяна воспринимает как очередной роман, свою линию поведения выстраивает по знакомым ей романным моделям. Ключевые слова: "себе присвоя чужой восторг, чужую грусть", "они ей заменяли всё", "обманы"

Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей ("И крестьянки любить умеют!" Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: "Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон".

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.

Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной.

Итак, для Татьяны романы были больше, чем просто историями.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё…

Татьяна много времени проводит в мечтах, мысленно представляет себя героиней прочитанных книг. Она и на жизнь смотрит как на роман: думает, что в жизни её ждут такие же повороты судьбы, что жизнь не может протекать иначе.

И вот три героя встречаются. У каждого из них имеются свои собственные представления о жизни, и им довольно трудно найти общий язык.

Итак, Ленский оказался не готов к легкомысленности Ольги. Ведь он был уверен, что “душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждёт она”. От Онегина Ленский ждёт, что он, как друг, готов “за честь его принять оковы и что не дрогнет… рука разбить сосуд клеветника”. И всё же, нечаянно обманув и обидев Онегина, Ленский побуждает Евгения совершить поступок, который Онегин раньше делать не хотел: разрушить идеалы поэта. Душа, взращённая Шиллером и Гёте, не поняла поступка “глубокого эконома”. Философия книг погубила Ленского, но именно через книги можно увидеть, что вначале Евгений пытался сохранить хрупкий мир поэта:

Поэт в пылу своих суждений

Читал, забывшись, между тем

Отрывки северных поэм,

И снисходительный Евгений,

Хоть их не много понимал,

Прилежно юноше внимал.

Читатель знает, что Евгений не особенно любил читать:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…)

Когда Онегин встречает Татьяну, оба героя воспринимают друг друга через призму прочитанных книг: Татьяна ищет в Онегине либо Грандисона, либо Ловласа (либо благородство, либо подлость), а Онегин не верит чувствам Татьяны, он по-прежнему считает любовь сказкой. Онегину думается, что чувства Татьяны ничем не отличаются от его собственных, придуманных и наигранных. Влюбившись, Татьяна начинает искать черты Онегина в героях любимых романов:

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман…

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились…

И, увидев сон про Онегина, Татьяна ищет объяснения в книгах:

Но та, сестры не замечая,

В постели с книгою лежит,

За листом лист перебирая,

То был, друзья, Мартын Задека,

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.

Но в делах любви книга ничем не может помочь:

…Её сомнений

Мартын Задека не решит…

Но вскоре Онегина и Татьяну надолго разлучит дуэль Ленского с Онегиным и, как следствие, смерть Ленского. Последнее, что сделал Ленский, - накануне дуэли он “Шиллера открыл”, но через некоторое время “книгу закрывает, берёт перо” - в последние часы жизни Ленский общается с книгой.

Онегин и Татьяна расстанутся на долгое время. Но перед встречей их отношение друг к другу изменилось. Татьяна побывала у Онегина дома: теперь она знает (а точнее, так думает, что знает) его мысли. Она читает книги с его пометками, и “начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее - слава Богу - того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной”. Теперь Татьяна смотрит на Евгения через призму, но уже других книг.

Но Онегин уже не тот: он влюбился. Ежели раньше ему были скучны книги, то теперь “стал… читать он без разбора”. Причина? Видимо, он перестал понимать, кто он и чего ждёт от жизни. У него нет определенных сложившихся жизненных принципов: он попрощался со старыми, но не нашёл новые. А Татьяне это уже неважно. Она полагает, что разгадала Евгения и нашла подходящее для него описание (взятое теперь уже из книг Онегина). Человек, которого теперь увидела Татьяна, ей не понравился.

А каково было отношение к книгам старшего поколения? Родители Татьяны не находили книги вредными: отец “в книгах не видал вреда… их почитал пустой игрушкой”, а “жена… его была сама от Ричардсона без ума”. Они пускали отношения Татьяны и книг на самотёк. Скорее всего, они и воспитанием дочери не очень-то занимались (подтверждение тому: “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”), если жизнь Татьяна воспринимала как роман, но в котором героиня - она сама.

Мы не знаем, что читал отец Онегина, но, после прочтения Адама Смита, сыну не удалось убедить отца в важности содержания этой книги. А вот про дядю Онегина совершенно точно известно, что он читал “календарь осьмого года: старик, имея много дел, в иные книги не глядел”.

И всё-таки далеко не всегда поколение молодых людей придаёт такое важное значение книгам (не по всем книгам можно о них судить). Живя в деревне, Онегин каждое утро “кофе выпивал, плохой журнал перебирая…” В свою очередь Ленский “иногда читает Оле нравоучительный роман”, но при этом “две, три страницы (пустые бредни, небылицы, опасные для сердца дев) он пропускает, покраснев”. Получается, Ленский иногда читает Ольге немного легкомысленную литературу, но это отнюдь не должно говорить о легкомыслии самого героя.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной» Цели урока:

    Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.

    Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

    Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
    Задачи урока:

Индивидуальные задания к уроку:

    Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.

    Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Х О Д У Р О К А.

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

А. Декурсель

    Оргмомент (подготовка к уроку)

    Слово учителя. Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

    Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

(Общение с природой;

уклад жизни в имении Лариных;

влияние няни;

чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

    Объявление темы урока, постановка целей и задач.

    Беседа по теме урока.

Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях

(Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

(Окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»)

(Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона

Особенности сентиментализма как литературного направления.

Что же привлекает Татьяну в их романах?

(Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон»).

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом:

в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?

Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.

6. Подведение итогов.

Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?

Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание.

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

    я узнал ……

    я задумался о ….

    мне захотелось ….

Наряду с образом Онегина, образ Татьяны самый значительный в романе. Он выполняет важную сюжетную и композиционную функцию, являясь в идейно-художественной структуре романа противовесом образу Онегина. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна-исключение из своей среды. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и Татьяна мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает». Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - «русская душою, сама не зная почему». Татьяна (имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка-няня, прототипом которой была его собственная няня Арина Родионовна. Татьяна мечтает о настоящей, большой любви. На эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние романы «Ричардсона и Руссо». Поэт сообщает нам, что его героиня «изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Татьяна - высоко положительный, «идеальный» образ русской девушки и женщины. В то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического приема раскрывает «русскую душу» Татьяны: в роман введен сон героини, насквозь пронизанный фольклором. В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора несомненный идеал. Это те особенности характера, которые делают Татьяну истинно русской, а не светской барышней. Формирование этих черт происходит на основе «предания простонародной старины», веровании, сказаниях. Татьяна Ларина для Достоевского была олицетворением всего русского, национального, «идеалом», выражением духовной и нравственной силы. Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны. В связи с ней вводятся рассказы об обычаях, "привычках милой старины", гадания, сказочный фольклор. В них содержится определенная нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны, народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью. Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе. В обрисовке образа Татьяны, который столь дорог поэту, с не меньшей степенью, чем в образе Онегина, чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде. Татьяна, в отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере русских народных сказок, "преданий простонародной старины ", рассказанных нянею, простой русской крестьянкой. Автор говорит о том, что Татьяна зачитывалась иностранными романами, с трудом изъяснялась на родном языке, но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" (Под подушкой у Тани лежит французская книжка, но видит она русские "простонародные" сны). Татьяна - натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви. Став законодательницей мод в свете, она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты, духовного благородства, искренности и глубины чувств, поэтического восприятия природы, - но и приобрела новые ценные качества,сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина. Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ, не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком, она, как и Онегин, стала жертвой света. "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее", - писал В.Г. Белинский. Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. Татьяна разительно отличается от окружающих ее людей. "Уездная барышня ", она, тем не менее, как Онегин и Ленский, тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой." Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает", - признается она в письме Онегину. Даже "в семье родной" она "казалась девочкой чужой", избегала игр с подругами - сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной "от небес" "Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным". В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала. Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом, привычками и традициями "милой старины", она живет в другом - вымышленном, мечтательном мире. Татьяна - усердная читательница иностранных романов, главным образом нравоучительных и сентиментальных, где действуют идеальные герои, а в финале торжествует добро. Она предпочитает бродить по полям "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках". Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина, столь не похожего на окружающих, готова принять за "совершенства образец", как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо, - того героя о котором она давно мечтала. "Литературность" ситуации усиливается и тем, что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов. Однако, книжные заимствования не могут заслонить непосредственного, искреннего и глубокого чувства, которым проникнуто письмо Татьяны. Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих. Письмо это, наивное, нежное, доверчивое, окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны, в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками, оно оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства. И все же на страстное послание Татьяны, " где все наруже, все на воле", Онегин отвечает холодной отповедью. Почему? Прежде всего, конечно же, потому, что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, а некий сочиненный ею образ, который приняла за Онегина. Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все как есть. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь "домашним кругом", что интересы и цели у него иные, что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит. " Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство". Сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души, ее сущности". Заменяя прямую и подробную характеристику героини, он позволяет проникнуть в самые сокровенные, неосознанные глубины ее психики, ее душевного склада. Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем, ибо "чудный сон" героини - это сон вещий. В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы "своего" мира (переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии). предстоящее замужество (медведь - святочный образ жениха), появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище "адских привидений", так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта, Главное же - героиня интуитивно прозревает демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ) , что вскоре подтверждается его "странным с Ольгой поведеньем" в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским. Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина. Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя, сходного с персонажами любимых романов, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность. Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете. В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Встреча с Татьяной - княгиней производит на Онегина сильное впечатление. Ее новый облик, манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и немало не напоминают повадки прежней провинциальной барышни. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, умеет "властвовать собой", он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему абсолютной, полной: Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви (точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна). Белинский сурово осудил Татьяну за то, что она продолжая в душе любить Онегина, предпочла сохранить верность патриархальным нравам и отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения "не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны". Достоевский расценил этот поступок Татьяны как жертвенный. В финале Онегин застает Татьяну врасплох и делает невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, Татьяна изменилась только внешне, внутренне она во многом осталась "прежней Таней"! А такие женщины на супружескую измену не способны. Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность. Точно так же, как Онегин до сей минуты не подозревал что в княгине живет "прежняя Таня", так и Татьяна не могла знать, что произошло с Онегиным после дуэли. Она считала, что разгадала Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный, эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны, зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина. Но в монологе Татьяны звучат другие ноты. Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь, поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью. Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Онегину, поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.