Как называется наше поколение. Поколение Y: чем «миллениалы» отличаются от своих родителей? Шутки поколения Y

Говорят, не за горами будущее, где выражение «офисный сотрудник» исчезнет из повседневного обихода. С каждым годом все больше людей ищут удаленную работу, все больше работодателей находятся в поисках эффективной команды, которая будет работать из разных уголков земли. Коллеги из EnglishDom поделились с своими HR-лайфхаками: рассказали, на что они обращают внимание, когда расширяют свою удаленную команду сотрудников и как «Теория поколений XYZ» делает их жизнь легче, а работу эффективнее.

Источник: photogenica

«Теория поколений» разработана американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Их первая книга на эту тему — Generations (Поколения) вышла в свет в 1991 году. Следующая книга «Четвёртое превращение» («The Fourth Turning» ), вышедшая в 1997 году развила теорию. Авторы писали о четырёхчастном поколенческом цикле и повторяющихся моделях поведения поколений в истории США. 3 последних поколения, описываемых авторами, получили следующие названия:

  • «Поколение X» - люди, родившиеся в 1961-1981 года)
  • «Поколение Y» или «Миллениалы»: 1982-2004
  • «Поколение Z» — люди, родившиеся после 2005 года.

Несмотря на огромный пласт, описанный авторами — они прослеживали историю поколений с 1584 года, именно три последних поколения «современников» вызвали больше всего обсуждений. Их изучают, оценивают, формулируют то, что объединяет людей одного поколения и отличает от представителей другого.

Мы в EnglishDom за десять лет работы мы убедились, что эффективность команды зависит не от количества часов проведенных сотрудником в офисе. Все дело в индивидуальном подходе и мотивации. Поскольку наша команда работает удаленно, то вопрос эффективной мотивации приобретает особое значение. HR-специалисты EnglishDom, анализируя соискателей, пришли к выводу, что наиболее эффективным инструментом при наборе сотрудников для удаленной работы, является «Теория поколений XYZ». Теория основывается на различии ценностей людей разных поколений.

Из-за диаметрально противоположных факторов каждого поколения, оценивать соискателей по единой шкале ошибочно. Поэтому главной задачей является подбор профессионалов с учетом особенностей каждого поколения. Учитывая эти различия, выработалась система оценивания, подбора и мотивации персонала:

Поколение X

Мотивация:

  • интеграция в корпоративную культуру
  • стабильность и уверенность в будущем
  • четкое знание всех деталей своей работы
  • возможность обучения и личностного роста
  • фиксированный оклад

Сотрудники поколения X ценны фундаментальными знаниями и опытом.

Что мы предлагаем:

  • постоянную занятость
  • высокую зарплату
  • возможность обучения для дальнейшего карьерного роста
  • возможность пользоваться современными разработками и технологиями.

В нашем коллективе представителей этого поколения не более 15%, в основном в сфере преподавания.

Поколение Y

Мотивация:

  • денежное вознаграждение
  • отсутствие бюрократии в рабочем процессе
  • высокотехнологично оборудованное рабочее место
  • внедрение новых технологий в компании
  • оптимизация рабочего процесса
  • отсутствие дресс-кода и корпоративного этикета

Что мы предлагаем поколению Y:

  • возможность работать в удобном для них формате
  • работать из любой точки мира
  • свободный график
  • минимум формализации, отчетности и бюрократии
  • горизонтальные коммуникации
  • не ставим субординацию «во главу угла»

Особенно удачным периодом для поиска талантливых сотрудников, наши HR-специалисты считают именно летнее затишье. Именно сейчас они наиболее свободны от работы и учебы. Ценных сотрудников можно найти, как и среди квалифицированных и опытных специалистов, так и среди студентов. На особенностях привлечения в компанию студентов стоит остановиться подробнее.

Сегодня все обсуждают поколения будущего - Y, Z и A, в то время как наиболее активными в экономическом плане остаются люди поколения X. О них мало говорят и пишут, однако именно они формируют будущее мировой экономики и политики. О том, кто такие люди поколения X, и в чем их отличие от представителей других поколений, читайте в нашей статье.

Наиболее активными в экономическом плане на сегодняшний день являются представители так называемого поколения X . Оно во многом повлияло на формирование современной бизнес конъюнктуры и привнесло неоценимый вклад в развитие глобальной экономики. Представители поколения X имеют уникальную систему ценностей, которая позволяет им добиваться высоких результатов во всех сферах жизни.

Система ценностей представителей поколения Х

Данная система представляет собой совокупность поведенческих и социальных установок, сложившихся под влиянием множества факторов. Система оказывает непосредственное влияние на мнение человека в отношении определенных явлений и вещей, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни. Именно она является главным ориентиром в процессе принятия важных решений. Изменение системы ценностей в течение жизни возможно, однако встречается крайне редко.

Из-за огромного многообразия ценности принято делить на несколько основных категорий. Чаще всего исследователи выделяют 2 вида ценностей :

Ценность №1

Духовная

Эта категория является одной из основополагающих. Сюда относятся все установки и идеалы, под влиянием которых формируются представления индивидуума о благе, справедливости, красоте, добре, зле и так далее. Именно от набора духовных ценностей зависят представления о необходимом и должном, предпочтения и желания, стремления и влечения;

Ценность №2

Материальная

К материальным ценностям относятся ценности потребительские, выраженные в материальном виде: предметы первой необходимости, частная собственность, доступность товаров и услуг.

Конечный набор ценностей каждого человека индивидуален и неповторим. Учесть каждый элемент этой системы достаточно сложно. Однако существуют определенные комбинации ценностей (гендерных, семейных, национальных, профессиональных), которые присущи представителям определенных «поколений».

Теория поколений

Впервые об этой теории заговорили сразу несколько ученых в первой половине 90-х. Согласно этой теории, приблизительно каждые 20 лет на свет появляется новое поколение людей, система ценностей которых кардинально отличается от системы ценностей их родителей, бабушек или дедушек. Формирование системы ценностей представителя каждого нового поколения фактически заканчивается к 11-15 годам, после чего она только дополняется и укрепляется. Уже в этом возрасте можно заметить первые отличия: отношение к другим людям, деньгам, материальным и духовным благам, стиль потребления и поведения в целом.

Исчисление и описание «поколений» начинается с конца XIX века. Каждое из поколений имеет свои уникальные ценности, которые формировались под влиянием множества факторов. Деятельность представителей каждого поколения провоцировала создание новых условий, которые, в свою очередь, начинали влиять на формирование системы ценностей последующего поколения.

Потерянное поколение (1890 — 1900 гг.)

Первым поколением, о котором идет речь в упомянутой теории, — это люди, родившиеся в 1890-1900 годах. Для этой эпохи характерно социальное неравенство, расслоение общества, разочарование в цивилизации, упадок культуры и декаданс. Представители «потерянного поколения» росли и формировались в условиях деспотии и монархизма, а самым важным событием той эпохи стал невиданный до тех пор глобальный военный конфликт — Первая Мировая война и крушение империалистического государства. В качестве ответной реакции представители поколения приняли активное участие в революционных событиях, формировании современных государств, создании новых идей, развитии науки и новой культуры.

Победители (Величайшее) (1901 — 1925 гг.)

По разным версиям, представители этого поколения появлялись на свет с 1901 по 1925 годы. Эти люди росли в эпоху глобальных перемен в общественном и политическом мироустройстве. Смелые идеи, новые направления науки и техники, укрепление тоталитарных и авторитарных обществ - все это повлияло на систему ценностей представителей «поколения победителей». Люди, родившиеся в это время, были участниками или свидетелями Второй Мировой войны, создания ООН, послевоенного восстановления миропорядка.

Молчаливые (1925 — 1945 гг.)

Людей, родившихся накануне и во время второй мировой (1925-1945), принято называть «молчаливым поколением». Им пришлось расти и жить в послевоенное время, восстанавливать разрушенную экономику и промышленность. На период их активности приходится начало холодной войны, медленный, но уверенный рост экономики, постепенное улучшение бытовых условий и качества жизни, отсутствие глобальных потрясений, укрепление властных структур. Однако детство у этих людей было крайне сложным, что не могло не оставить отпечаток на всей их жизни.

Бэби-бум (Я) (1946 — 1964 гг.)

Представители молчаливого поколения и «победители» произвели на свет огромное множество детей, в результате чего произошел демографический взрыв (1946-1964 гг.). На эпоху бэби-бума приходится начало сексуальной революции, расцвет рок-музыки и культуры хиппи. Авторитарные правители больше не устраивали общество, из-за чего нередко возникали волнения и локальные конфликты. Демонстрации, митинги, народные выступления и протесты стали типичными для этой эпохи.

В это же время начинают преобладать протестные настроения и нарциссизм. Люди «поколения Я» отдавали предпочтение самореализации, отказываясь от общепринятой социальной ответственности. Это поколение одним из первых начало говорить о том, что главное в жизни - получение удовольствия и изменение мира. Люди из поколения бэби-бум активно продвигали идеи равенства, ненасилия, демократии и толерантности.

Поколение X (1965 — 1979 гг.) (по мнению некоторых исследователей — по 1982 г.)

На смену социально активным и свободолюбивым бэби-бумерам пришли представители поколения Х , рожденные с 1965 по 1979 (по мнению некоторых исследователей — по 1982) год. В некоторых случаях сюда же причисляют всех детей, которые родились до 1990-х и даже 2000-х, однако это неверно.

На формирование системы ценностей «иксов» повлияли: война в Афганистане, чеченская война, застой и падение социалистических режимов, окончание холодной войны, открытие границ, свобода передвижений, глобализация, рост числа эмигрантов, падение и последовавший бурный рост экономики.

Представители неизвестных стали еще более независимыми от официальных властей. Однако, в отличие от мировоззрения бэби-бумеров, на смену попыткам изменить мир пришло абсолютное или частичное безразличие «иксов» к происходящему на политической арене. Сексуальные отношения вне брака стали нормой, равно как отсутствие религиозности и патриотизма. Представители поколения X стали чаще разводиться, однако семейные ценности все еще играют для них одну из первостепенных ролей.

Эти люди не привыкли к стабильности. На их глазах вся система мира менялась коренным образом, и они привыкли к сложностям, связанным с этими переменами. Им чужд инфантилизм и упадничество, они — активны, сообразительны, их можно назвать «пробивными». Они рассчитывают только на себя, всегда имеют план «Б», не теряются перед трудностями и готовы к любым сложным ситуациям.

"Иксы" изменили мир до неузнаваемости. Этим людям свойственна высокая работоспособность и производительность , они настойчивы и усердны. Для «людей X» важную роль играет карьера, уровень образования, материальные блага. Они стремятся быть успешными, но зачастую не ищут новых путей, а пользуются давно проверенными маршрутами.

Айгюн КУРБАНОВА,
директор по персоналу компании «Рельеф»

Люди после 45 профессиональны и исполнительны, без лишних амбиций. Объясните это руководству компании

Иногда работодателей пугает, что подчиненные будут старше руководителя. Но это не страшно! Главное - поручить возрастным сотрудникам подходящую работу, не связанную с высокими темпами и постоянными стрессами. А такой работы на предприятии всегда хватает. К примеру, у нас в компании много сотрудников, которым в этом году исполняется 50 лет. Просто год юбилеев. И все эти специалисты продуктивно трудятся. Поэтому я с удовольствием беру к себе в отдел людей старше 45 лет. Они более исполнительны, надежны, профессиональны, и при этом у них нет излишних амбиций (как у выпускника вуза, который ничего не умеет, зато многого хочет). На такого сотрудника я могу положиться, так как уверена, что все будет выполнено на 100 %. Ведь у него есть и ответственность за результат, и нежелание терять работу. Именно это и должны разъяснять HR-директора топ-менеджерам компании.

Миллениалы (Y, ЯЯЯ) (начала 80-х — конца 90-х)

Большинство экономических моделей и систем стимулирования были созданы специально для «иксов». Благодаря этому HR-директор может довольно быстро добиться повышения производительности труда , используя при этом «стандартный» набор мотиваторов, как материальных, так и нематериальных.

«Иксы» привыкли всего добиваться сами. Карьера и жизнь в целом для них является своеобразной пошаговой стратегией. Сначала нужно окончить школу, затем поступить в колледж или ВУЗ, получить профессию и «корочки». После этого новоиспеченный специалист приходит на предприятие и начинает с «низов» — работает в качестве линейного или младшего офисного персонала с перспективой на медленный, но верный карьерный рост. Управленческих или экспертных должностей «иксы» достигали (и достигают до сих пор) в возрасте 30-40 лет.

Мотивация работников X

В большинстве случаев для них невозможен быстрый карьерный рост . Представители «иксов» стараются выгоднее «продать себя», но при этом они понимают, что для осуществления такого плана нужно соответствовать заявленной цене. Пустые амбиции для них являются редкостью, они хорошо знают себе цену и требуют адекватного вознаграждения за свои труды.

Огромную роль в стимулировании работников поколения X играет материальная мотивация . Продвижение по карьерной лестнице, получение новых полномочий или обязанностей, решение поставленных задач, выполнение производственного плана - все это должно быть отмечено не только в виде похвалы или признания заслуг со сторону руководства, но и вполне ощутимым материальным вознаграждением. Сама по себе прибавка или премия может быть даже незначительной, однако она обязательно должна быть.

Самым действенным способом нематериальной мотивации для работников «икс» является возможность получения новых знаний и повышения квалификации. Курсы, семинары, командировки, вебинары - все это будет по достоинству оценено представителями поколения Х.

Не менее важную роль играет признание заслуг - публичные награждения, предоставление персонального рабочего места, персональных льгот и так далее. Отличным способом признания заслуг такого работника является его назначение в качестве наставника, который должен заниматься обучением новичков в коллективе . С помощью этого приема служба кадров может решить сразу 3 проблемы:

Проблема №1

Повысить мотивацию наставника

Назначив работника «учителем», руководство демонстрирует свою лояльность и доверие, что в свою очередь побуждает наставника к более качественному выполнению собственной работы;

Проблема №2

Сократить сроки адаптации новичка

Новому сотруднику будет легче влиться в коллектив и вовлечься в рабочие процессы, если адаптацией и обучением занимается опытный работник, а не представитель службы персонала;

Проблема №3

Снизить нагрузку кадрового подразделения

Как использовать человеческие ресурсы «иксов»

«Неизвестное поколение» формировалось на заре эпохи медиакоммуникаций, когда Интернет и прочие виды мобильной связи были скорее редкостью, чем нормой. По этой причине для многих «иксов» основополагающую ценность имеет живое общение и настоящие человеческие отношения. Они не так зависимы от социальных сетей и Интернета в целом, поэтому их картина мира гораздо более реалистична, чем у представителей Y и Z.

Характеристика людей из поколения X

  • обладают богатым жизненным опытом,
  • имеют большой стаж работы,
  • имеют определенные заслуги,
  • имеют хорошее образование,
  • разносторонне развиты,
  • тактичны,
  • коммуникабельны.

Эти люди больше всего подходят для выполнения стабильной и ответственной работы, требующей усидчивости и основательного подхода.

«Иксы» внимательны к людям и деталям, поэтому из них получаются отличные управленцы всех уровней. Последовательность и предсказуемость действий позволяет назначать их в качестве руководителей серьезных проектов или развивающихся направлений бизнеса.

Благодаря деловой хватке и умению выстраивать рабочие отношения, «иксы» можно смело отправлять на переговоры в другие компании. Им можно доверить выполнение серьезных проектов с заранее спланированной результативностью.

Недостатки работников Х

В отличие от людей Y (ЯЯЯ), представители которого весьма амбициозны, «иксы» могут и будут усердно трудиться. Именно это поколение породило термин «трудоголизм» — зависимость от работы. Невыполненный проект, неудачи на работе, провал сроков — все это воспринимается ими очень серьезно и болезненно.

Чрезмерные рабочие нагрузки и ответственность провоцируют стрессовые ситуации, от которых страдает моральное и физическое здоровье этих индивидуумов. По этой причине «иксы» в большей степени подвержены нервным срывам, моральному истощению и депрессии. Ущерб физическому здоровью проявляется в виде головных болей, снижения сексуальной активности, сердечных приступов, ранних инфарктах и инсультах.

Избежать таких последствий можно только при помощи регулярного чередования режимов «работа» и «отдых», создания комфортных условий труда и благоприятной атмосферы в коллективе.

Проверьте себя

Какие 2 основных вида ценностей принято выделять:

  • гендерные и семейные;
  • профессиональные и национальные;
  • духовные и материальные.

Как называется поколение, рожденное с 1946 по 1964 годы?

  • потерянное;
  • бэби-бум;
  • миллениалы.

Какое поколение наиболее активно в экономике на данный момент?

  • Бэби-бум;

В чем отличительная особенность поколения X?

  • высокая работоспособность;
  • нежелание взрослеть;
  • протестный дух, активное участие в политической и общественной жизни.

Главный недостаток поколения X это:

  • завышенные амбиции;
  • подверженность стрессам;
  • зависимость от современных технологий.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Люди, имеющие то или иное отношение к подбору кадров, всё чаще сегодня могут слышать о неких поколениях X, Y и Z. Но что это значит? Что это за люди и почему их нужно привлекать к сотрудничеству? Согласно мнению HR-специалистов, молодая теория поколений открывает широкие границы для привлечения персонала и управления им.

Вопрос даты рождения

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Возрастная теория включает в себя три основных составляющих (поколения X, Y и Z) и одну дополнительную (бэби-бумеры). Рассмотрим их подробнее.

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Как правило, они , коллективном труде и командной игре. Саморазвитие понимается ими как возрастающая способность к достижению коллективных целей.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является и завидная выносливость.

Поколение X

Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Их отличительными особенностями являются такие черты как умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления

Поколение Y

Люди поколения Y – это люди, которые родились с 1983 по 2003 годы. Их понимание целеустремлённости и успешности отличается: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. Это же считается и их недостатком.

Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям.

Здесь же можно дополнить, что, по словам некоторых специалистов, например, исполнительного директора Некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Михаила Семкина и специалиста по работе с персоналом ОАО «МДМ Банк» Ольги Павловой, уже в ближайшее десятилетие поколение Y станет главной рабочей силой.

Поколение Z

Те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время.

Но для чего нужна вся эта информация?

«Кадровая охота»

Если подходить к вопросу «охоты» на сотрудников правильно, то он предполагает ответ на то, зачем о поколениях XYZ требуется знать специалистам по человеческим ресурсам, ведь HR дословно звучит как «Human Resources», что означает «Человеческие Ресурсы», а это значит, что человек занимает здесь главенствующую роль.

Внимание современных HR-специалистов всё больше акцентируется на человеческих возможностях. И именно потенциал сотрудников, а не материальная база компаний и корпораций становится их главным богатством.

Помимо этого, на рынке кадров наблюдается всё более ожесточающаяся борьба за соискателей, и для того чтобы выйти из неё победителем, необходимо предоставлять талантливым представителям каждого из поколений только самые лучшие условия. Плюс к этому, оценивать этих людей по одинаковой шкале крайне недопустимо, ведь у них могут быть диаметрально противоположные представления о «работе своей жизни». И сотрудников может быть понята наилучшим образом только с позиции теории о поколениях XYZ.

Какие условия приемлемы для каждого из поколений?

Работая с персоналом, необходимо понимать, что у людей разных поколений будут разные потребности.

Бэби-бумеры, как поколение со стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия имеют здесь решающее значение, и замотивировать этих людей на можно, даже не прибегая к использованию материальных выгод.

Основной мотивацией для поколения X служит , желание быть уверенным в будущем и чёткое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендуется использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста. Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то для людей, которые относятся к поколению X, наиболее интересен фиксированный оклад, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.

Учитывая то, что поколение Y нередко именуют «сетевым поколением», заниматься их привлечением очень успешно можно и посредством Интернета, в частности, посредством социальных сетей. Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических «заморочек» и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования. В том же случае, если в организации не внедряются новые технологии и процесс работы не оптимизируется, то это может отрицательно сказаться на интересе соискателей к данной компании и деятельности в ней.

Помимо прочего, поколение Y предпочитает те организации, в которых наименьшее количество запретов и ограничений. Здесь важна непринуждённая атмосфера, свободный стиль в общении с коллегами, возможность одеваться в привычной манере и т.п. А ещё лучше будет, если рабочая обыденность будет чем-то напоминать игру, ведь это поколение взращено на компьютерных играх.

Что ещё важно учитывать?

Каждый волен придерживаться своего мнения, и многие могут счесть теорию поколений XYZ обычной «сказкой», не достойной внимания. Однако любая компания, которая не ориентируется на современные тренды (как и любая компания, которая слепо берёт всё на веру) затормаживает своё развитие. Согласно мнению упомянутой выше Ольги Павловой, HR-специалисты непременно должны учитывать интересы и особенности поколений бэби-бумеров, X, Y и Z. Если в какой-то компании необходим человек из поколения Y, то X или бэби-бумер его никогда не заменит. Идеальной считается ситуация, в которой человек-X руководит человеком-Y, обращая при этом внимание на его точку зрения и .

Если же не уделить теории различия поколений должного внимания, будет велика вероятность отрицательных последствий для компании, т.к. практика показывает, что очень часто на вакантную должность принимается совершенно неподходящий человек. Стремясь к быстрому результату, сотрудники кадровой службы могут «подгонять» соискателя под шаблон, что впоследствии служит причиной разочарований и компании, и работника, и человека, одобрившего его кандидатуру, и придётся искать нового человека.

Бесспорно, руководствуясь принципами теории поколения XYZ, компания может потратить значительно больше времени на его оценку, составление и анализ личностных и профессиональных характеристик и т.д., но результат стоит того, ведь компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника.

Теорию возрастных различий можно использовать ещё и в целях консультирования уже работающего персонала, а также соискателей. Если специалист по подбору персонала сможет правильно донести до соискателя информацию, в случае отказа соискатель будет понимать, что причиной тому могут быть не его личные показатели, а совокупность особенностей рынка труда и специфики компании. К тому же, знания о теории поколений помогут и самому человеку, находящемуся в поиске работы, скорректировать свои действия и начать двигаться в новом русле, если в прежнем не получалось.

А что касается корпоративной культуры, то теория поколения XYZ помогает выстроить её должным образом, ведь ориентируясь на особенности различия поколений, можно сделать уклон на те ценности, которые важны для представителей преобладающего в компании поколения. Но и интересы остальных, конечно же, всегда должны учитываться.

В своей работе кадровики должны ориентироваться и на традиционные методы подбора персонала, и на новые веяния и тренды в этой области, ведь успех компании зависит от применения самых эффективных стратегий, а таковые можно найти в любом периоде времени – и в прошлом, и в настоящем.

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Для полноты исследования я начал с домашнего задания и проанализировал, кто делил людей на поколения и по какому принципу.

Положили начало всему американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус, которые в 1991 году представили миру так называемую теорию поколений в своей книге «Поколения» (Generations). Согласно ей, у представителей каждого поколения существуют определенные признаки, обусловленные средой, в которой они воспитывались и взрослели.

Психологи утверждают, что формирование ценностей у человека происходит до 10–12 лет. Логично, что в этот период наибольшее влияние на будущую личность оказывает школа с программой обучения и списком литературы, друзья, общество, уровень его технологичности и, конечно, родители, которые закладывают нормы поведения и мировосприятия через свой пример.

Вот поколения, с которыми я был знаком в течение жизни:

  • Величественное поколение (1900 –1923)
  • Молчаливое поколение (1923 –1943)
  • Поколение бэби-бумеров (1943 – 1963)
  • Поколение Х («Икс») (1963 – 1983)
  • Поколение Y («Игрек») (1983 – 2003)
  • Поколение Z «Зет» (c 2003)

Но все внимание в данной статье я посвятил последним 4 поколениям. Итак, начнем.

Поколение бэби-бумеров: молодые сердцем и душой

Поколение получило название благодаря вспышке рождаемости после Второй мировой войны. Сегодня это поколение представлено в Интернете меньше других: 37,7% из них пользуются Всемирной сетью по данным исследований TNS MMI 2/2017, Gemius 01-07 / 2017, Mediaanalyzer (Factum Group) 07/2017. Многие маркетологи игнорируют эту категорию, считая ее слишком возрастной, чтобы уделять внимание. При этом, можно увидеть множество исследований о самом молодом поколении Z, в то время как его представители еще даже не имеют собственного финансового ресурса.

Когда родились: согласно Штраусу и Хоувву «бумеры» родились в период с 1943 до 1963 года, сегодня им от 55 до 75 лет.

Связи с другими поколениями: «Бэби-бумеры» 一 это родители поздних «иксов», а также бабушки и дедушки миллениалов. Следовательно, именно «бумеры» сформировали фундамент развития для поколения X.

Ценности: У «бумеров» период взросления - это смакование победы СССР в Великой Отечественной войне, полеты в космос и советская «оттепель». «Бэби-бумеры» верят в государство и власть. Их будущее всегда было понятно, поэтому им важно поддерживать это состояние определенности.

Как покупают: Большинство «бэби-бумеров» посещают рынки или небольшие торговые магазины.

При этом они нередко покупают онлайн: 11,9% всех пользователей Интернета этого возраста используют онлайн-шопинг. Но для «бэби-бумеров» важно общение с реальными людьми - этого на пенсии им действительно не хватает. Потребность в общении «бумеры» компенсируют посещением магазинов/рынков. А мы удивляемся, куда это спешат бабушки и дедушки по утрам.

Для «бэби-бумеров» не имеет значения упаковка - им важно, как этот товар поможет именно им. Но если они уже облюбовали какой-то бренд или товар, то готовы за ним идти на другой конец города и выстаивать очереди. Обо всех интересных находках они с удовольствием рассказывают родственникам и друзьям.

Важно также отметить, что категорию покупателей-«бумеров» представляют преимущественно женщины. Это в первую очередь связано с демографическими реалиями: женщины живут дольше мужчин. К тому же, когда женщина остается одна, она продолжает покупать товары для себя или своих детей. Когда один остается мужчина, он выходит в магазин только за самым необходимым.

Любимые бренды: Характерная черта аудитории этого поколения - преданность товарам. В разрезе «бумеров» не совсем корректно использовать понятие бренда, ведь товары известных марок им попросту не были доступны. Да, они скорее купят товар, о котором слышали много лет, чем начнут экспериментировать. И если они уже стали вашими клиентами, то, скорее всего, останутся ими на всю жизнь.

Характеристика: Они невероятно ценят молодость. Для «бумеров» это не только самый счастливый период жизни, но и время движущей силы, когда можно строить будущее - свое и общества. Именно так они хотят себя чувствовать - молодыми сердцем и душой.

Невероятно важны для представителей этого поколения семейные ценности. Большая полноценная семья - признак успеха. Построить счастье в одиночестве, по их мнению, сложно. «Бэби-бумеры» стремятся помогать младшим членам семьи - как материально, так и в хозяйстве. Это также связано с желанием испытывать собственную значимость.

Поколение Х: Автономные и вечно занятые

Их также называют «неизвестным поколением». «Иксы» отличаются готовностью к изменениям, большим индивидуализмом.

Когда родились: Согласно вышеупомянутой теории, к этой категории относятся люди, рожденные с 1961 до 1981 года, то есть сейчас им от 35 до 55 лет.

Связи с другими поколениями: Несмотря на то, что «иксы» приходятся детьми «бэби-бумеров», между этими поколениями существует недоразумение. «Бумеры» обвиняют «иксов» в отсутствии амбиций. В то время как представители старшего поколения привыкли много работать, все планировать и открыто об этом рассказывать, у их детей меньше оптимизма по поводу счастливого будущего. Они больше озабочены настоящим и вообще не склонны делиться своими планами.

Ценности: На формирование ценностей «иксов» повлияли война в Афганистане, появление наркотиков и всемирное беспокойство по поводу новой болезни - СПИД.

Как покупают: «Иксы» предпочитают «живые» магазины, но активно осваивают онлайн-шопинг. Они выбирают места, где можно купить все и сразу, экономя драгоценное время.

Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность. Воспитанные в условиях, когда все одевались одинаково, во взрослой жизни они стремятся выделиться. Поэтому возможность приобрести товар, который делает их особенными, будет всегда восприниматься как преимущество.

Но настоящая необходимость для «иксов» - возможность выбора. Рожденные во времена появления супер- и гипермаркетов, они стали разборчивыми потребителями и ходят в магазины только за товарами первой необходимости, при этом сравнивая предложения продавцов. Им важно понимать, ЧТО они покупают (внимательно читают состав на упаковке) и насколько этот товар подходит именно им.

Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность

Как достучаться до «иксов» : Самые богатые люди в мире, основатели Google, Tesla, Amazon, Space X - выходцы именно из этого поколения. И это не просто совпадение.

«Иксы» родились до появления Интернета, а это влияет на их поведение и предпочтения в Сети. Они не говорят на сленге миллениалов и «зетов» и не всегда понимают механику сайта. Им нужны четкие инструкции, прямые гиперссылки и простой интерфейс.

Согласно исследованию Сitypost mail, «неизвестное поколение» проводит больше времени в социальных сетях, чем миллениалы - в среднем 6 часов 58 минут в неделю занимает у них просмотр Facebook. Преимущественно они посещают соцсети в период с 20.00 до 00.00 и чаще используют ПК, чем смартфоны.

До недавнего времени эта возрастная категория была больше представлена в «Одноклассниках», сегодня же они массово приходят на Facebook. 58% активно посещают YouTube - в основном, чтобы найти полезную информацию. Лишь 8% активно используют Instagram.

Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте. Лучше избегать опросов и викторин, однако полезно предлагать аудитории интересный и информативный видеоконтент. Совместное исследование Google, Ipsos Connect и Flamingo выделили 3 типа контента, ради которого Х заходят на Youtube: тот, что вызывает ностальгию, то, что информирует, а также контент how to do.

Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте

Поколение Y: Действовать здесь и немедленно!

Их еще называют миллениалы. Это поколение строит настоящее, и именно они находятся под прицелом всех маркетологов мира. Каждый миллениал считает себя особенным, но есть одно «но»: так же думают все остальные представители этого поколения.

Поэтому миллениалы часто страдают - ожидания не совпадают с реальностью. Миллениалам приходится жить в конкурентной среде: они наблюдают истории успеха вроде «Он в 22 года заработал миллион, а чего достиг ты?». Бурное сочетание завышенной самооценки, нереальных ожиданий и уязвимости требуют особого отношения.

Связи с другими поколениями: Миллениалы - дети «иксов» и внуки «бэби-бумеров». Их родители пытались дать им свободу выбора, старательно за ними следили, а также внушили веру в то, что они особенные.

Как покупают: Покупательная способность «игреков» огромна. Они уже не так часто ходят в магазины и все больше любят онлайн-шопинг. Однако гипермаркеты и супермаркеты - все еще любимые места оффлайн-шопинга и развлечений.

Согласно исследованиям аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами. Чаще всего они это делают с помощью смартфонов - 73% представителей поколения заходят в интернет-магазин с помощью мобильного (данные Internet Marketing Inc. за 2017).

Прежде чем приобрести товар в Интернете, представители поколения читают отзывы, смотрят фотографии, посещают страницы компаний в соцсетях, сравнивают цены и ищут скидки.

Покупки миллениалы осуществляют на ходу, одновременно слушая музыку, общаясь с друзьями и передвигаясь в транспорте. Поэтому им важно, чтобы интерфейс сайта был удобным и простым.

53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами

Любимые бренды : При выборе брендов «игреков» более всего волнует опыт тех, кто уже воспользовался продукцией компании. Исключение они делают для люксовых брендов - их престиж и статусность не дают поводов для сомнений. Подвести может только несовершенный сервис.

Среди любимых брендов миллениалов Nike, Adidas, Apple, Samsung, Viktoria"s Secret, Dior, Tesla и другие.

Ценности: «Игреки» - поколение, которое идет за мечтой, вместо престижной и высокооплачиваемой профессии выбирает занятие, приносящее удовольствие. Стабильность и карьера мало беспокоит миллениалов - они предпочитают горизонтальное передвижение по карьерной лестнице. Однако им крайне важно получать мгновенное вознаграждение.

Миллениалы не рассуждают категориями будущего, они просто не берутся предсказывать, что произойдет с ними за каких-то 10 лет. Это можно объяснить: у их предшественников ничего не менялось десятилетиями, в то время как во времена взросления миллениалов значимые события происходили чуть ли не каждый год.

Что касается семейных ценностей, «игреки», вопреки стереотипам, поднимают их на новый уровень. Впрочем, у миллениалов свое особое отношение к бракам - с ним не обязательно спешить. К тому же, представители этого поколения открыто признают и часто поддерживают однополые отношения.

Еще одна характерная черта - это желание быть модным. Они выбирают дело своей жизни, потому что это модно. Они занимаются модным спортом, а не полезным. Они становятся вегетарианцами, потому что это тренд, который начали их предшественники иксы.

Поколение Z: технологические и привередливые

Рожденные с телефоном в руках, эти дети могут дать фору всем своим предшественникам в скорости восприятия информации. Но удержать внимание классического «зета» - большой челлендж для маркетологов, ведь их внимания заслуживает только нечто уникальное и впечатляющее.

Когда родились: Google записывает в «зеты» всех, кто родился после 1993 года. Джереми Финч и Тесса Уеггерт, считают, что поколение Z - это люди, рожденные между 1998 и 2008 годами. Уильям Штраус и Нил Хоув начинают отсчет поколения Z с 2000-х годов рождения. По версии Сары Джиб, Z - это все, кто родились во второй половине 90-х.

Связи с другими поколениями: Традиционно Z - дети, рожденные поколением X. Все, что для X было технологиями будущего для «зетов» уже реальность. Миллениалы часто приходятся «зетам» старшими братьями или сестрами, но разница в восприятии информации между ними достаточно велика.

Как покупают: Согласно совместному исследованию Google и Ipsos, «зеты» - это мобильные покупатели. 2 из 3 подростков делают покупки в Интернете, большинство из них при этом использует смартфон. Онлайн они покупают видеоигры, обычные продукты, одежду и аксессуары. Интересно, что представители поколения обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны». Украинские подростки активно поддерживают отечественного производителя.

Sharing economy - еще одна отличительная черта «зетов»: например, гораздо экономнее пользоваться одними и теми же вещами с другими членами семьи. Впрочем представители поколения не прочь доплатить за комфорт и подлинность. И, конечно, крутизну.

Любимые бренды: Бренд для типичная «Зета» - это не товар и его качества. Это возможности, которые он предоставляет: быть стильным, ярким, современным, крутым. «Зеты» меньше склонны отдавать предпочтение классическим брендам. Прославленное имя - ничто, ведь есть молодые компании, которые предлагают товары и услуги современного уровня.

В 2016 году Google провел исследование, в котором обнаружил любимые бренды Z:

  1. YouTube
  2. Netflix
  3. Google
  4. Xbox
  5. Oreo
  6. GoPro
  7. PlayStation
  8. Doritos
  9. Nike
  10. Chrome

Представители поколения Z обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны»

Ценности: Деньги для «зетов» - это возможности, ключ к свободе действий и воплощения идей. Но ни один богатый человек для них не будет авторитетом. Самый богатый, самый авторитетный и самый крутой тот, кто имеет миллионы фолловеров в Instagram. Это круто, а быть крутым - то, чего хочет типичный представитель поколения.

На самом деле «зетов» беспокоят более глобальные проблемы. Проактивная позиция - вот что их отличает. Интересно, что один из главных мотивов для этого - желание быть «в теме» и не столкнуться с осуждением друзей.

Молодое поколение беспокоят проблемы окружающей среды. Например, исследования Google показало, что 80% знают об экологических проблемах в мире, а 76% из них обеспокоены ними. При этом, «зетам» совсем не интересны новости политики, а выпуски новостей они считают сплошным негативом. Чтобы быть в курсе событий, они следят за блоггерами, а о важных событиях часто узнают через популярные мемы (например, Михаил Саакашвили, который бегает по крышам или внезапный успех российской футбольной сборной на Чемпионате мира).

Впрочем, их предпочтения и ценности меняются достаточно быстро.

Ни одно из поколений не представляет угрозы, так как было создано предыдущим поколением и является результатом их деятельности. Каждый маркетолог знает, что самая трудная задача - изменить поведение своей аудитории в принятии решений, покупках, потреблении. Подобное удается единицам, однако такие визионеры не задумывались, что коренным образом изменят следующее поколение своим новым телефоном, рестораном быстрого питания, обувью или видеороликом. Но смогли бы они создать свой продукт, если бы в свою очередь не имели влияния предыдущих поколений, общественных событий и других фактов, которые происходили во время их роста? Уверен, нет.

Каждое поколение - это целая эпоха от «доешь все до последнего кусочка» до «почему опять интернет не работает» или «зачем мне звонить, если можно написать СМС». Между этими словами 40 лет и 2 поколения. Каждое следующее поколение будет проходить свои стадии развития и становления. И сегодня мы можем анализировать уже известные поколения и предугадывать, какими вырастут последующие. Готов спорить, это интересно.

Бэби-бумеры

Поколение Х

Поколение Y

Поколение Z

Возраст сейчас

55–75

35–55

15–35

до 15

События, сформировавшие ценности

Победа СССР в Великой отечественной война, полеты в космос и советская «оттепель»

Война в Афганистане, появление наркотиков и СПИДа

Распад СССР, экономические кризисы 1998, 2007 – 2008 годов

Проблемы экологии, второй Майдан

Как достучаться до поколения

Бренд и упаковка не имеют значения. Важно создавать ощущение их значимости.

То, что вызывает ностальгию, то, что информирует и контент how to do

Инфографики, информационно концентрированные презентации, комиксы

Внимание заслуживает только уникальное и впечатляющее

Любимые бренды

Ориентированы на товары, а не на бренды

Sony M’cDonald’s, Procter&Gamble, GAP, luxury бренды Bottega Veneta, Tom Ford, Prada

Nike AdidasApple Sumsung Viktoria’s Secret, Dior, Tesla и другие

YouTube, Netflix, Google, Xbox, Oreo, GoPro, PlayStation, Doritos, Nike, Chrome

Cоцсети

Odnoklassniki

Facebook, YouTube

Facebook, YouTube Instagram

Snapchat, Kwai, Instagram