Цитатный план о любви одинцовой и базарова. Базаров и одинцова, испытание любовью

Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.

Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,

2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;

3) формировать нравственность учащихся

Ход урока

I . Оргмомент

II . Слово учителя

С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти стра­ницы, мы должны задуматься над вопросами, кото­рые не могут не волновать всех нас: об истин­ной любви, об отношении Базарова к любимой жен­щине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся по­нять, как раскрывается авторское отношение к Ба­зарову.

В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Пет­ровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображе­нии любви Базарова с особой силой сказалась противо­речивость мировоззрения Тургенева, его двойственное
отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя, многого не понявшего во взглядах и дейст­виях революционной демократий.

III . Беседа.

Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?

Она была красива, не похожа на губернских дам.

Как Тургенев описывает ее портрет?

Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.

В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он за­являет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым". Однако можно предположить, что цинизм этот-напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следую­щий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился... Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему ста­ло досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» - поду­мал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заго­ворил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения не­приятно подействовало на нее...; но она тотчас же по­няла, что он чувствовал смущение, и это ей даже поль­стило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Отвечая на пригла­шение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.

Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?

«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».

Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.

Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).

В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано - первый сорт») , так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.

Что отдаляет Базарова от Одинцовой?

Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», - иронически замечает он.

Какое впечатление произвел дом Одинцовой?

Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.

«Какой гранжанр!» - гово­рит он, иронически употребляя французское словеч­ко- впрочем, нарочито произнося его на русский лад.

Обратим внимание на диалог Базарова с дворец­ким.

Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких прика­заний не будет, почтеннейший... разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.

IV . Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой) от слов: («Одинцова обратилась к База­рову...», кончая словами: «... Мы должны пощадить ее уши»).

Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?

Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?

«...Нравственные болезни происходят от дурного во­спитания, от всяких пустяков, которыми сызмала наби­вают людские головы, от безобразного состояния об­щества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».

Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества - «безобразное».

Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?

Тургенев несколькими штрихами, но весьма красно­речиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрокра­тизм высшего чиновничества. В оценке состояния обще­ства писатель соглашается со своим героем.

Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта - серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим цини­ческим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.

Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?

В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица («хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.

Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?

« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».

Вскоре «Базаров перестал говорить с Арка­дием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристо­кратические замашки».

«... Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).

Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны...» и кончая словами: «... что ему, разумеется, не всегда уда­валось».

Как смотрит Базаров на любовь к женщине?

Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.

Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое рав­нодушное презрение ко всему романтическому; а остав­шись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?

Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.

«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со сту­ком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом воль­ного, чистого воздуха».

«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная "свежесть «раздражительной», это ему слышалось "Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи ка­жутся таинственными!

Так под влиянием охватившего его чувства настоя­щей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.

Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убежде­ниям?

Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»

В сценах объяснения Базарова с Одинцовой поко­ряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», - заявляет он. Ба­заров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем

своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».

«... Изящная сторона жизни мне недоступна, та сто­рона, которою вы так дорожите», - откровенно призна­ется он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, назы­вает он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо: «... Вы себя избаловали... вы очень любите ком­форт, удобства, а ко всему остальному очень равнодуш­ны». Отметим умение разбираться в людях, свойствен­ное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недо­статки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувст­вах, не прибегая к красивым словам: «Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается» (Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Усло­вие: «Жизнь за жизнь» - кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора: «Серд­це у него действительно так и рвалось».

О глубине его страданий свидетельствуют и следую­щие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъеро­шенный и угрюмый» . На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается во­проса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах - ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу. «... Я будущий уездный лекарь», - заяв­ляет он. И далее: «Выйдет случай что-нибудь сде­лать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Его коробят громкие фразы: «... Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит... - Происходит! - повторил Ба­заров,- точно я государство какое или общество!»

Какие же черты Базарова проявились в его люб­ви к Одинцовой?

Мужественная решительность, воля, прямота и чест­ность, суровая требовательность к себе и к другим, от­вращение к фразе, к позерству, способность сильно, глу­боко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каж­дой черте...» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Про­читаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову...» до слов: «...Во всю дорогу уже не разевал рта»).

Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он оста­ется верен своим убеждениям: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», - говорит он.

Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?

Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.

Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и зна­нию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы со­чувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбал­мошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).

V . Домашнее задание : 20, 21 главы, синквейн

VI . Выводы и итоги урока

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз­нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко­торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по­этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

Любовь Базарова и Одинцовой.

Роман «Отцы и дети» построен на взаимоотношениях отцов и детей. Но и здесь автор раскрывает разные точки зрения о любви. Как маленькая любовь может превратиться в большую любовь. Как человек независимый, не признающий женщин, эгоист, может оказаться беззащитным перед ней. Этот роман показывает, на что может пойти человек, встретив свою половинку.

На мой взгляд, любовь Базарова к Одинцовой была безответной. Несомненно, Одинцовой было приятно общество Базарова, ей нравилось выслушивать его мнения, спорить с ним. Но она никогда не признавалась ни себе, ни ему, что любит. Может быть, она слишком горда и боится потерять свою независимость, поэтому не признавалась. А может быть, она вовсе и не любила. По моему мнению, она его не отпускала и не приближала к себе. Она боялась потерять его общество, но и ранить его сердце ей тоже не хотелось.

До встречи с Одинцовой, Базаров придерживался отрицательной точки зрения насчёт любви и брака. Он считал, что никакая женщина не достойна, чтобы о ней говорили в мужском обществе, никакая женщина не способна подчинить его себе. Он не понимал любви, не признавал романтики. Ему казалось, что только слабохарактерные люди способны на романтику. Сам себя он считал вольным, с сильным характером. По натуре он был самоуверенным человеком, прямолинейным. Он никогда не робел перед женщинами и считал это ниже своего достоинства.

Когда Базаров встретился с Одинцовой, всё переменилось. Он стал робеть перед женщинами, что явно заметил его друг Аркадий. Сначала, он не признавал своей любви, но ему хотелось общаться с Одинцовой, в нём проснулась романтика (что для него нехарактерно).

Наконец, он поймал себя на мысли, что любит эту девушку, и в какой-то момент он признался ей. Он даже не сдержался, чтобы не обнять её. Но она не ответила ему ни да, ни нет.

Перед смертью Базаров захотел увидеть Анну и она приехала. Но даже, когда он умирал, она не призналась ему в любви.

Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.

Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.

Тургенев в своем романе «Отцы и дети» достаточно красочно описал главную сюжетную линию романа – любовную. Любовная линия показана нам на примере отношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Оба героя романа достаточно сильные и волевые личности, которые обладают общими интересами, и как итог: их дружба перерастает в любовь.

Итак, автор как будто делит настроение романа на две части: Жизнь Базарова до встречи с Одинцовой, и после встречи с ней. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно отметить то, что любящим оказывается только Евгений. Хотя это и не очень на него похоже, ведь Евгений до встречи с Анной Сергеевной полностью опровергал существование такого чувства, как любовь, и постоянно смеялся над влюбчивым Аркадием. До встречи с Одинцовой Евгений представляется нам как достаточно сильный, уверенный в себе, возможно, даже слегка самовлюбленный юноша, но после встречи ситуация изменилась.

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, считал их чем-то вроде уродства или болезни…»

Одинцова же в свою очередь, не так любит Евгения, как хочет проникнуть в его душу. Ей интересны все происходящие с ним изменения, и она хочет знать, что же так влияет на Базарова. Но Базарову достаточно тяжело открыть свои истинные чувства потому, что в жизни он достаточно одинокий и независимый человек, который даже пред близкими не проявляет своих слабостей. И любовь он считает наибольшей из всех возможных слабостей. Анна постоянно наблюдает над происходящими событиями, но все же не хочет торопиться и строить отношения.

Переломным моментом отношений молодых людей было то, что Анна все же добилась признания и откровения от Евгения, но немного не в той форме, в которой она этого ожидала. Евгений под влиянием эмоций высказал Одинцовой все, что у него накопилось, и высказал это достаточно резко. Это скорее можно назвать обвинением Одинцовой в том, что она своей красотой и умом свела с ума Базарова и романтичным признанием считать уж точно нельзя. Сделав это признание, Евгений под влиянием эмоций решает уехать навсегда.

Спустя несколько лет, снова происходит встреча Одинцовой и Базарова. Они уже слегка постарели, набрались опыта и смогли в полной мере проанализировать их отношения. Евгений пытался все эти годы показать Аркадию, что для него все чувства «напускные» и он абсолютно не способен на них, однако он пытался обмануть сам себя. Чувства Базарова только окрепли с годами, однако Анна Сергеевна поняла, что все же в роли мужа его не может видеть.

Перед своей смертью, Базаров понимает, что их отношения не сложились именно из-за его характера и из-за того, что он все-таки не смог в полной мере проститься со своим одиночеством. Ему очень грустно за то, что он так бесцельно потратил свою жизнь и на смертном одре остался в одиночестве. Но даже, если бы судьба решила дать ему еще один шанс на то, чтобы все изменить, Базаров бы все равно остался верен себе и вряд ли бы изменил своим принципам.

Ведь на самом деле, отношения Базарова и Одинцовой с самого начала их знакомства были обречены на провал. В финале романа показаны несколько свадеб, но они показаны какими-то слишком постановочными и отношения напоминают скорее договорные, чем любовные. А Одинцова после смерти Базарова снова выходит замуж по расчету.

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви…»

Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он - ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, - сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.

Тургеневым был создан образ Анны Сергеевны Одинцовой, молодой красавицы-вдовы и богатой аристократки, женщины праздной, холодной, но умной и любопытной. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным, таких она ещё не встречала. Верно заметил об Одинцовой наблюдательный Набоков: "Сквозь грубую наружность ей удаётся разглядеть очарование Базарова". Она им интересуется, спрашивает о его главной цели: "Куда вы идете?" Это именно женское любопытство, а не любовь.

Базаров же, гордый и самоуверенный разночинец, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, испытывает перед уверенной в себе красавицей внутреннее волнение и смущение, сконфужен и, наконец, страстно влюбляется в аристократку Одинцову. Вслушайтесь в слова его вынужденного признания: "Я люблю вас глупо, безумно".

Так никогда бы не сказал культурный дворянин, умевший ценить красоту возвышенного любовного чувства, и здесь печальный рыцарь несчастной любви Павел Кирсанов выше и благороднее Базарова, стыдящегося своей любви. Романтизм вернулся и ещё раз доказал свою силу. Базаров признаёт теперь, что человек - загадка, его самоуверенность поколеблена.

Сначала Базаров гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п Лебедев Ю.В. Роман Тургенева "Отцы и дети". - М., 1982. .

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Его предсмертного прощания с Одинцовой, исповедь Базарова - одна из самых сильных в тургеневском романе.

Итак, в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исчезают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и "двух уже дряхлых старичков", родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь!"Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?".